Развитие предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать основную тенденцию развития предпринимательства в Казахстане, проблемы его развития и возможные пути их решения.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Предпринимательство как вид деятельности.
1.1 Экономическое содержание предпринимательства……………………….5
1.2 Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования………8
1.3 Виды и характер предпринимательской деятельности……………………9
Глава II. Пути становления и развития предпринимательства
в Казахстане.
2.1 Методы государственного регулирования и их роль в повышении
эффективности предпринимательской деятельности……………………13
2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане…………...18
2.3 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане…..20
Глава III. Проблемы предпринимательства в РК и пути их
решения.
3.1 Анализ развития предпринимательства в Акмолинской области………..22
3.2 Оценка экономической эффективности программ малого бизнеса
в Акмолинской области……………………………………………………..23
3.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их
преодоления…………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………....31
Приложения…………….………………………………….…………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

      Финансовое предпринимательство  есть особая форма коммерческого  предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

    Страховое предпринимательство заключается  в том, что предприниматель гарантирует  страхователю имущества, ценности, жизни  за определенную плату компенсацию  возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход1. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Пути становления и развития предпринимательства

в Казахстане.

 

2.1 Методы государственного  регулирования и  их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности. 

        Свои регулирующие функции государство  выполняет посредством административных  и экономических методов. Для  командной экономики характерно  преобладание административных  методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

      Административные, или прямые, методы регулирования  ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Cнижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

      Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой  степени условно. Для того чтобы  задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных.

      Административные  методы регулирования противоположны природе рынка, они блокируют  действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может реагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

      Экономические методы регулирования, напротив, адекватны  природе рынка. Они непосредственно  воздействуют на конъюнктуру рынка  и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.

      Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями  в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней  системы административных методов  и созданием новой системы  экономических регуляторов.

      Разрушение системы административно – командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Преобразование системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

      Даже  на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся  рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты и т. д.

      Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной  системы экономических методов  регулирования. С этой целью все  страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

      Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный  банк посредством экономических  нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику.

      Однако  было бы ошибкой полагать, что государственное  регулирование заключено в рамки  лишь командной или переходной экономики, наоборот, в пределах рыночной экономики  регулирующая роль государства становится все более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием.

    В Казахстане, так же как в ряде других пост социалистических стран, мы сталкиваемся с недооценкой роли государства в экономике. Недопонимание  экономической роли государства  мешает разработать приемлемую концепцию  государственной экономической политики. Не секрет, что реформы у нас проводятся «сверху», и в этом никакой трагедии нет, более того, это единственно приемлемая форма. Иначе будет разброд, анархия, что, в конечном счете, ничего, кроме новых разрушений, не принесет. И особенно ответственна роль государства в переживаемый нами исторический период, получивший название переходного. Без активной государственной экономической политики невозможно реформировать экономику.

    Экономика Казахстана переживает небывалый в  истории кризис, где переплелись все экономические «болезни». Кризис имеет объективные причины, и поэтому ни одна пост социалистическая страна не избежала его. Где-то он оказался менее, где-то более глубоким, чем у нас. Некоторые ученые убеждены в том, что в этом небывалом кризисе немаловажную роль сыграл и форсированный отказ пост советских правительств от своих «естественных» функций. «Разгосударствление», объявленное одним из основных направлений реформирования экономики, само по себе правильное, но некритически воспринятое, привело в первые, решающие годы реформ к полной потере управляемости экономики, в том числе и государственного сектора, который был у нас практически единственным «легальным» сектором во всей стране.

    В современной высокоорганизованной рыночной экономике практически нет сфер, которые бы как-то не регулировались государством. Невозможно в «разовом порядке» сформулировать весь спектр современной экономической политики применительно к рыночной системе. Для нашей страны вопрос может ставиться о постепенном овладении современными формами и методами государственного регулирования рыночной экономики, выдвигая на первый план те «вечные» функции государства, которые и составляют каркас экономической политики государства. При таком подходе государственная экономическая политика может приобрести достаточную целеустремленность, надежные ориентиры.

    В нашей стране роль предпринимательства  постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

  • значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
  • создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
  • ускорить научно-технический прогресс;
  • составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

    В своей деятельности предпринимательство  сталкивается с очень большим  количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет предпринимательство в казахстанской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

    В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности».

    Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к. дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя. Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения - это факт, который питает коррупцию.

    Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает поддержка предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших сфер экономики, где предприятия характеризуются малой численностью занятых, невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.

    С развитием предпринимательства  связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.

    Государство осуществляет поддержку предпринимательства  по следующим направлениям:

  • создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;
  • устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;
  • создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;
  • принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.

    Таким образом, государство, уделяя большое  внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них. [7] 
 

2.2 Становление и  развитие предпринимательства  в Казахстане.

    Становление и развитие предпринимательства  в Казахстане происходило в сложных  и не всегда благоприятных социально-экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

    Объективные трудности связаны с общим  кризисным состоянием экономики  и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего  импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Казахстан