Развитие предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать основную тенденцию развития предпринимательства в Казахстане, проблемы его развития и возможные пути их решения.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Предпринимательство как вид деятельности.
1.1 Экономическое содержание предпринимательства……………………….5
1.2 Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования………8
1.3 Виды и характер предпринимательской деятельности……………………9
Глава II. Пути становления и развития предпринимательства
в Казахстане.
2.1 Методы государственного регулирования и их роль в повышении
эффективности предпринимательской деятельности……………………13
2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане…………...18
2.3 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане…..20
Глава III. Проблемы предпринимательства в РК и пути их
решения.
3.1 Анализ развития предпринимательства в Акмолинской области………..22
3.2 Оценка экономической эффективности программ малого бизнеса
в Акмолинской области……………………………………………………..23
3.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их
преодоления…………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………....31
Приложения…………….………………………………….…………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

    Трудности субъективного характера связаны  с тем, что в обществе до сих  пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения. Тип достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренился в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки сбыта и кошельки покупателей. Отсутствуют навыки завоевания своей ниши в насыщенном бездефицитном рынке за счет выпуска более качественной продукции и предоставления более совершенной услуги. Нет быстрой реакции на динамичное изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости. Предприниматели недостаточно знакомы с методами современного менеджмента и маркетинга. При оплате труда сильная ориентация на уравниловку. Не все еще четко осознали неизбежную необходимость смены образа мышления. Престиж личности предпринимателя в обществе невысок, и она нередко ассоциируется с сомнительными операциями в сфере торговли, которые имели место в эпоху постоянного социалистического дефицита и в период первоначального накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.

    Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой – не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой волны.

    Происходящие  в промышленности структурные изменения  и реформирование крупных государственных  предприятий привели к значительному  свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.

    Это подтверждается и данными государственной  статистики. Общая численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с 6581,8 тыс. чел. в 2003г. до 6400 тыс. чел. в 2004г. (на 181,8 тыс.чел.). На государственных предприятиях и организациях в указанные годы соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2 тыс. чел. 1 [9]

    В 2003 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 2004 года в Республике насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике Казахстана.

    В Казахстане идет процесс формирования предпринимателя - фермера, производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 2003г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более 84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс. единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Реализация  двух государственных программ поддержки и развития предпринимательства позволила заложить основы частного предпринимательства в Республике Казахстан.

    Более 38 % малых предприятий были созданы  в 2003 - 2004 г.г. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства.

    Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.

    Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики. 

    2.3 Состояние и тенденции  развития предпринимательства  в Казахстане.

    Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами.

    Одним из приоритетных направлений экономической  реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы.  Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

    Казахстан провозгласил курс на формирование социально  ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.

    Кризис  малых предприятий связан с изменением экономической ситуации в стране.  Жесткое денежно-кредитное регулирование, сжатие денежной массы в национальной валюте, неплатежеспособность, общее сокращение платежеспособного спроса – как производственного, так и потребительского, обесценивания оборотных средств, индексация основных производственных фондов обусловили снижение количества субъектов малого бизнеса и создали серьёзные препятствия в его функционировании и развитии.

    В Приложении [1] приведены  данные о  формировании  хозяйствующих субъектов  по типам и формам собственности.

    Из  приведенных данных можно видеть, что малые предприятия с частной  формой собственности имеют небольшие  количественные показатели. Так, в 2004 году наблюдается рост количества зарегистрированных субъектов малых предприятий.  По сравнению с 2003 годом количество функционирующих субъектов малого предпринимательства увеличилось в 2,4 раза. Однако в данном случае можно говорить только о тенденции роста. Более детальные данные, предоставляемые отдельными государственными органами, разнятся с данными официальной статистики, так как произошедшие перемены в законодательстве за период обследования обусловили изменение круга обследуемых предприятий.  Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» было определено, что «субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работающих не более 50 человек» и в следующих организационно-правовых формах:

  • Полное товарищество;
  • Коммандитное товарищество;
  • Товарищество с ограниченной ответственностью;
  • Товарищество с дополнительной ответственностью;
  • Производственные кооперативы.

   Ежеквартальный  рейтинг (оценка) малого бизнеса, проводимой Агентством РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, позволила выявить определенную дифференциацию в уровнях развития малого предпринимательства по регионам Казахстана.

   К категории регионов с относительно высоким уровнем развития малого бизнеса можно отнести города Алматы и Астана, Костанайскую область.

   К категории регионов со средним уровнем  развития малого предпринимательства входят Южно-Казахстанская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Атырауская, Жамбылская, Кзыл-Ординская и Мангистауская области.

   Регионом  с относительно низким уровнем развития этого сектора экономики можно считать Павлодарскую, Актюбинскую, Западно-Казахстанскую и Акмолинскую области.

   Очевидно, что вклад малого предпринимательства  в экономику республики возрастает. Однако подъем происходит волнообразно, периоды роста сменяются спадом, затем вновь некоторое оживление, имеются существенные неиспользованные резервы.

   Развитие  предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности  это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), но все эти проблемы решаемы.

   Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Развитого частное предпринимательство  требует предоставление предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей. [10] 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Проблемы предпринимательства в РК и пути их решения. 

     3.1 Анализ развития предпринимательства в Акмолинской области.

     В Акмолинской  области реализация политики по поддержке и развитию малого предпринимательства осуществляется в соответствии с мероприятиями  акимата области. Также выполнение программы Акима Акмолинской  области по созданию условий для  подъема экономики и повышения уровня жизни населения, а также путем разработки и реализации кратко- и среднесрочных областных целевых программ государственной поддержки предпринимательства. В 1995-2005 гг. разработаны и реализованы пять областных целевых программ государственной поддержки  предпринимательства. Выполнено свыше 330 мероприятий экономического, правового, организационного, информационного, образовательного характера, на финансирование которых направлено из различных источников свыше 75 млн. тенге, в том числе целевым образом из областного бюджета – более 150 млн. тенге. Центр содействия предпринимательству, который активно содействовал развитию малого бизнеса, реализуют ряд государственных механизмов финансового, имущественного, организационного и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Развитие предпринимательства настолько актуально для совершенствования управления на любом уровне, что оно должно найти главное звено для победы в острой конкурентной борьбе.

     Так, в соответствии с постановлением Правительства в области создана  система  микрофинансирования субъектов  малого предпринимательства. В 2003 году создан областной фонд поддержки  предпринимательства. Функционируют механизмы предоставления поручительств для привлечения в сферу, особенно малого бизнеса средств коммерческих банков. Применяется упрощенный порядок оформления документов и принятия решения о сдаче в аренду  имущества республиканской и областной собственности.

     Вместе  с тем, темпы создания новых и расширения действующих субъектов особенно малого предпринимательства снизились, а по отдельным показателям начался процесс утраты достигнутых рубежей. Для того, чтобы выработать меры по улучшению данной деятельности, необходимо определить какие проблемы замедляют темпы его развития.

     Важную  роль в выяснении вопросов развития предпринимательства играет мониторингобследование с целью сбора данных для анализа определенных параметров экономической жизни проводимой в разрезе региона.

     Важную  роль в развитии малого бизнеса имеет  государственная политика по поддержке малого предпринимательства.  Концепция базируется на признании предпринимательской способности населения как важнейшего ресурса социально-экономического развития области и, соответственно, изменении приоритетов экономической политики исполнительных органов государственной власти области на всемерную поддержку хозяйственной самостоятельности граждан и предпринимателей.

     В Концепции для достижения целей  и  решения поставленных задач, предусмотрен комплекс организационных, институциональных, нормативных, финансовых и имущественных мер и механизмов по государственной поддержке малого предпринимательства. Намечены меры по вовлечению безработных и незанятых граждан в предпринимательскую деятельность путем обучения, предоставления бесплатных консультационных и информационных услуг по вопросам организации своего дела, содействия в подготовке и экспертизе бизнес-планов, компенсации части затрат за счёт средств областного бюджета по участию предпринимателей в областных выставках продукции.

     В результате этой работы к 2015 году количество субъектов малого предпринимательства  в Акмолинской области возрастет на 185 тыс.единиц, а общая численность занятых в сфере малого предпринимательства за эти годы увеличится в 1,8-1,9 раза и достигнет более 400 тыс. человек.

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Казахстан