Реализация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:33, реферат

Описание работы

Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

Содержание

Введение………………………………………….3
Часть I. Теоретические основы анализа объема производства и реализации продук-ции…6
1.1 Цели и задачи анализа объема производства и реализации продукции …………………6
Часть II. Методы исследования анализа объ-ема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО «Смарт»………14
2.1 Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продук-ции…………….14
2.2 Анализ ассортимента и структуры продук-ции…………………………………………………26
2.3 Анализ качества произведенной продук-ции…………………………………………………32
2.4 Анализ ритмичности работы предприя-тия……………….……………………………….38
2.5 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продук-ции…………………………………………………41
Заключе-ние………………………………………54
Список литерату-ры………………………….….58

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 377.50 Кб (Скачать)

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др. Одна из первых задач анализа качества произведенной продукции - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Таблица 8.Анализ обобщающих показателей качества продукции

 

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

средневзвешенный балл качества продукции

удельный вес, %

продукции высшей категории качества

экспортируемой продукции забракованной продукции

потери от брака, млн. руб.

0,78

75

12,5

0,57

0,20

410

0,83

77

15,6

0,45

0,15

310

0,81

79

15,7

0,58

0,10

370


Как видно из 8 таблицы за отчетный год на предприятии  проделана огромная работа по улучшению  качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, об этом свидетельствует увеличение удельного веса продукции хорошего качества и экспортируемой продукции. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент  сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 9):

 (1.16)

где К сорт-средний коэффициент сортности;

Отсюда коэффициент  сортности: по плану - 0,813 (28 900/ /35570), фактически - 0,882 (27 495/31 186).

Выполнение  плана по качеству – 108,48 % ((0,882/0,813)*100).

Таблица 9.Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за 1 туб, тыс. руб.

Выпуск продукции.туб

Стоимость выпуска, млн руб.

план

факт

план

факт

по цене I сорта

План

факт

I

II

III

6000

5000

2500

2880

1728

1152

3528

1008

504

17380

8640

2880

21165

5070

1260

17280

11368  

6922

2114

26048

3024

Итого

5000

5760

5040

28900

27495

35570

31186


Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ), выручку от реализации продукции ( ) и прибыль ( ).

Расчет производится следующим образом:

 (1.17)

 (1.18)

 (1.19)

 

где  и  - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

 и  - уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

 - количество произведенной продукции повышенного качества;

 - объем реализации продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний и внешний. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, снижению прибыли и рентабельности, уменьшению объема продукции. При анализе изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, определяют потери от брака:

1. Себестоимость забракованной  продукции -500 тыс. руб.

2. Расходы по исправлению  брака - 80 тыс. руб.

3. Стоимость брака по  цене возможного использования – 150 тыс. руб.

4. Сумма удержаний с  виновных лиц – 10 тыс. руб.

Потери от брака: 500+80-150-10=420 тыс. руб. 

 

2.4 Анализ ритмичности  работы предприятия

Ритмичность — равномерный  выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам, несвоевременное поступление выручки. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства. Косвенные показатели ритмичности — потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.7

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня: 

 

К ритм = 30,50 + 33,12 + 32,94 = 96,56 %.

Таблица 10. Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада

Выпуск продукции за год, млн руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

1.

2.

3.

31000

31000 31000

30250

34545 36450

33,33

33,33

33,33

31

33

36

0,925

1,091

1,144

30,5

33,12

32,94

Итого за год

93000

101245

100

100

1,053

96,56


Коэффициент вариации ( ) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки к среднесуточному плановому выпуску продукции:

 

где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

п - число суммируемых плановых заданий;

х - среднедекадное задание по графику.

Коэффициент вариации составляет 0,089, следовательно выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 8,9 %. В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

2.5 Анализ  факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продукции

Существует  два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

отсюда  Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

отсюда 

 

где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

,  - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

На схеме 3. отражаются параметры  за счет которых возможно изменение  объема реализации продукции. Расчет влияния этих факторов на объем реализации продукции производится при сравнении фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислении абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 11.). План реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, которые

 

Рис. 3. Схема факторной  системы объема реализации продукции8

Таблица 11. Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

Сумма в плановых ценах, млн. руб.

план

факт

+, -

Остаток готовой продукции на начало года

1700

1700

Выпуск товарной продукции

93000

98000

+5000

Остаток готовой продукции на конец года

2150

3170

+1020

Отгрузка продукции за год ( п.1+п.2-п.З )

92550

96530

+3980

Остаток товаров, отгруженных покупателям:

на начало года

на конец года

4150

4900

4250

6950

+100 +2050

Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2)

91800

93830

+2030


отгружены покупателям  на начало года. Увеличение остатков готовой продукции на складах, рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила на расчетный счет предприятия отрицательно влияют на объем продаж. При анализе нужно выяснить причины несвоевременной оплаты продукции покупателями, образования сверхплановых остатков на складах, и разработать мероприятия по увеличению реализации продукции.

Факторы определяющие объем  производства продукции можно разделить на три группы:

-обеспеченность предприятия  основными производственными фондами  и эффективность их использования: ВП = ОПФ х ФО,

РП = ОПФ х ФО х Дв,

-обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП = ЧР х ГВ,

РП = ЧР х ГВ х Дв,

 

-обеспеченность  производства сырьем и материалами и эффективность их использования: ВП = МЗ х МО,

РП = МЗ х МО х Дв,

где Дв ~ доля реализованной  продукции в общем объеме валовой  продукции. 

Расчет влияния этих факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Можно установить влияние факторов на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

 (1.20)

 (1.21)

 (1.22)

 (1.23)

 (1.24)

 (1.25)

На рис.4. показаны основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

 

                   
   

 
                   
   

   
                   
 

   
       
 

Повышение производительности работы оборудования


   
             


 


 

Рис. 4. Источники  резервов увеличения объема и реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:  (1.26)

 (1.27) 

 (1.28)

где , ,  - резерв роста валовой продукции за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени;

РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

РФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения потерь по вине предприятия;

 - фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста;

РЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, организации производства и рабочей силы;

По второй группе резервы  увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования, времени его работы и выпуска продукции за один машино-час рассчитываются по формуле:

 (1.29)

 (1.30)

, (1.31)

где РК - численность оборудования;

РТ - время работы;

РЧВ – выпуск продукции за один машино-час  

По следующей группе резервы  увеличения выпуска продукции исчисляются:

1.) дополнительное количество i -го материала разделить на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножить на плановую цену единицы продукции. Потом результаты суммируются по всем видам продукции:

 (1.32)

2.) сверхплановые отходы  материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

 (1.33)

3.) планируемое  сокращение нормы расхода i-го  ресурса на единицу i-го вида  продукций умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:  

 (1.34)

В заключение анализа  обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (табл. 12).

Таблица 12. Резервы увеличения выпуска продукции

Источник резервов

Резервы увеличения выпуска продукции за счет

трудовых ресурсов

средств

труда

предметов труда

Увеличение количества ресурсов

Более полное использование рабочего времени

Повышение производительности труда

Сокращение сверхплан. отходов сырья и мат-ов

Снижение норм расхода сырья  и материалов

-

5178

705

-

-

-

8125

-

-

-

2275

-

-

415

1820

Итого

5883

8125

4510


Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв по одной из групп не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов. На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 4510 млн. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2242 млн руб. (8125-5883), по материальным ресурсам на сумму 3615 млн руб. (8125-4510).

Информация о работе Реализация продукции