Сбытовая деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является исследование путей повышения эффективности сбыта, сложившихся, как в мировой практике, так и на современном опыте в российской экономике. На основании систематизированных в работе требований мы попытаемся изложить основные аспекты улучшения сбыта в рамках действующего предприятия.

Содержание

Теоретические основы построения сбытовой системы предприятия
Роль и место сбыта в системе маркетинговых коммуникаций
1.2 Организация службы сбыта на предприятии
1.3 Построение процесса личных продаж
Анализ системы продаж предприятия
2.1 Основные направления и цели деятельности предприятия
2.2 Основные проблемы предприятия в области продаж
3. Пути улучшения сбытовой деятельности предприятия
3.1 Анализ рынка полиграфической продукции РФ
3.2 Предлагаемые методы оптимизации сбыта
4. Заключение
5. Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Российская Экономическая Академия имени Г.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     Возможны  следующие виды контроля деятельности торговых агентов.

    • Контроль нормы контактов с потребителями.

     С 1980-х годов наметилась тенденция  сокращения среднего количества ежедневных личных контактов торговых работников с покупателями (по данным современных  исследований, их количество уменьшилось с 5 до 4), что во многом связано с расширением использования телефонов, телефаксов, электронной почты и ростом доверия к автоматизированным системам заказов. Благодаря данным об исследованиях рынков сократилось число «холодных» контактов (не оговоренных предварительно).

    • Контроль нормы работы с перспективными клиентами.

     Компании  часто устанавливают персоналу  службы сбыта время работы с перспективными клиентами. Установление таких нормативов способствует привлечению новых  потребителей и регулирует время работы с текущими заказчиками (торговые представители могут быть в определенной степени зависимы от клиентов). Кроме того, в вопросах получения новых заказов многие компании полагаются на своих миссионеров.

    • Контроль эффективности использования трудового времени.

     Современные исследования доказывают, что лучшими  в своей работе являются торговые представители, обладающие навыками эффективного распределения рабочего времени.

     Рабочее время торгового представителя  распределяется по следующим основным элементам деятельности.

     Подготовка  – время, затрачиваемое сотрудником  на сбор информации и планирование стратегии контактов с потребителями.

     Поездки – в некоторых случаях они  занимают до 50% времени торгового  персонала. Время на поездки можно  сократить, используя более скоростные виды транспорта (учитывая, что это повлечет рост накладных расходов).

     Питание и перерывы – определенная часть  рабочего дня сотрудников службы сбыта выделяется на прием пищи и  отдых.

     Ожидание  – время, проведенное торговым представителем в ожидании приема у заказчика. Это непроизводительные затраты, если только время не используется для планирования или составления отчетов.

     Продажа – это время, затраченное на покупателя (личная беседа или телефонный разговор).

     Решение административных вопросов – время, затраченное на составление отчетов и оформление счетов, посещение собраний и обсуждение с другими работниками компании вопросов производства, доставки, документооборота, уровня сбыта и других.

     Компании  постоянно ищут пути повышения производительности торгового персонала, используют самые разнообразные средства: обучение работников использованию «силы телефона», упрощение отчетности, расширение использования компьютеров для планирования контактов, разработка оптимальных маршрутов, получение исчерпывающей информации о потребителях и конкурентах.

     Хорошее управление основывается на надежной обратной связи, что означает регулярное получение информации от сотрудников  службы сбыта для оценки эффективности  их деятельности.

     Руководство компании получает информацию о деятельности своих торговых работников несколькими способами. Главный источник – это торговые отчеты. Дополнительная информация поступает из личных наблюдений, писем и жалоб потребителей, опросов покупателей и бесед с другими сотрудниками службы сбыта.

     Торговые  отчеты подразделяются на планы деятельности и отчеты о результатах деятельности. Лучший пример первого – план работы торгового работника, который сотрудник  представляет руководству на неделю или месяц вперед. В нем описываются предполагаемые контакты с потребителями и маршруты деловых поездок. Таким образом, торговый персонал детально планирует свою деятельность, информирует руководство о своем местонахождении, а у менеджмента появляется основа для сравнения запланированных и достигнутых результатов. Один из критериев оценки сотрудников службы сбыта – способность планировать работу и выполнять свои планы.

     Многие  компании требуют от торговых представителей разработки ежегодных территориальных  планов маркетинга, которые включают в себя программы по привлечению новых клиентов и увеличению оборота по уже заключенным договорам. Менеджеры изучают эти планы, дополняют их и используют при определении торговых квот.

     Торговые  представители подводят результаты деятельности в отчетах о контактах, а также составляют отчеты о расходах, новых клиентах, потерянных потребителях, деловых и экономических условиях в регионе.

     Такие отчеты позволяют менеджменту определить основные показатели деятельности службы сбыта:

    • среднее число деловых контактов вдень на одного торгового работника;

    • среднее время контакта;

    • средняя прибыль по одному контакту;

    • средние затраты на контакт;

    • затраты на расположение клиентов;

    • процент заказов на 100 контактов;

    • число новых клиентов за период;

    • число потерянных клиентов за период;

    • уровень затрат на торговый персонал в общем объеме продаж.

     Отчетность  торгового персонала вместе с  личными наблюдениями менеджера  составляет исходный материал для оценки сотрудников службы сбыта.

 

      1.3 Построение процесса  личных продаж 

     Личные  продажи – одно из древнейших искусств, которому посвящено множество томов  исторической и научной литературы. Ф. Котлер выделяет два основных подхода к обучению торговых работников искусству добывания заказов. Подход, ориентированный на продажи, предполагает обучение достаточно шаблонным методикам оказания давления на потребителей, обычно используемым для продаж энциклопедий или автомобилей. Он основывается на допущении о том, что потребители не желают приобретать товар иначе, как под давлением со стороны продавца, что они наиболее восприимчивы к гладко проведенным презентациям и не будут жалеть о совершении покупки (а если и будут, то это уже не имеет значения).

     Сторонники  ориентированного на потребителя подхода  придерживаются мнения, что торговый работник должен уметь слушать и слышать потребителя и строить беседу так, чтобы выявить его потребности и предложить решение по их удовлетворению. Здесь мастерство проведения презентаций вторично по отношению к умению анализа потребностей. Данный подход предполагает, что покупатели имеют неосознанные потребности, выявление которых создает коммерческие возможности; что потребители высоко ценят конструктивные предложения и лояльно относятся к торговым представителям, стремящимся предложить решение, отвечающее долгосрочным интересам клиента. В концепции маркетинга наиболее адекватен подход к сотруднику службы сбыта как к человеку, стремящемуся предложить решение проблем, с которыми столкнулись потребители.

     Ни  один из подходов не является универсальным. Но большинство программ обучения торгового персонала основывается на одних и тех же основных этапах эффективного процесса продажи.

     Первый  шаг в процессе продажи – поиск  и оценка перспективных заказчиков. Исторически большинство компаний поручали эту работу торговым агентам. В настоящее время многие фирмы берут на себя обязанности по поиску и оценке перспективных направлений, а торговые представители могут полностью использовать свой опыт и время на осуществление продаж. Для идентификации перспективных клиентов компания использует следующие методы:

    • Анализ источников данных (газеты, отраслевые справочники, компьютерные базы данных).

    • Участие в торговых выставках.

    • Получение информации о возможных потребителях у текущих клиентов.

    • Идентификация возможных потребителей с помощью информации, полученной у представителей других связанных с ними организаций: поставщиков, дилеров, работников банков и торговых ассоциаций.

    • Установление контактов с организациями и ассоциациями, в которые входят потенциальные клиенты.

    • Устные и письменные обращения, направленные на привлечение внимания покупателей.

    • Поиск новых клиентов посредством телефона, почты и Интернета.

    • Посещение без предварительной договоренности различных организаций («холодные» контакты).

     Наметив потенциальных клиентов, компании, чтобы оценить степень их заинтересованности и финансовых возможностей, вступают с ними в письменные или телефонные контакты.

     Потенциальных заказчиков в зависимости от степени  заинтересованности в продукции  подразделяют на «холодных», «теплых», к которым направляются полевые работники, и «горячих», для привлечения которых проводится активный телемаркетинг (совершение сделки даже с горячим потенциальным клиентом требует как минимум четырех контактов). Иногда компании разрабатывают собственные нетрадиционные методы поиска потенциальных клиентов.

     На  этапе подготовки к контакту торговый представитель должен собрать информацию о потенциальном покупателе (потребности  компании, кто из сотрудников участвует  в решении вопроса о закупках) и о непосредственно осуществляющих закупки служащих (их индивидуальные черты и стиль работы). Для получения сведений о компании используются обычные справочники, личные связи и пр. Сотрудник службы сбыта должен также четко наметить цели первого контакта: оценка перспектив, сбор информации или немедленное заключение сделки, и выбрать форму предварительного подхода к заказчику (личный визит, телефонный звонок или письмо). Необходимо также продумать время контакта (многие сотрудники компании-покупателя бывают заняты в определенные часы). И, наконец, торговый представитель должен продумать общую стратегию совершения планируемой сделки. По мнению Р. Лукича на подготовку сделки уходит девяносто процентов времени от общего времени процесса продаж.

     Далее наступает непосредственно этап контакта. Торговый представитель должен знать, как приветствовать покупателя, чтобы с самого начала построить с ним хорошие взаимоотношения. Он может одеться так, как принято в компании – потенциальном клиенте, должен проявить вежливость и внимание к покупателю и избегать поведения, смущающего собеседника, например не смотреть на него пристально во время разговора. Вступительная фраза должна быть позитивной. После этого можно перейти к обсуждению ключевых вопросов, внимательно слушая покупателя, чтобы лучше понять его потребности.

     Далее торговый представитель рассказывает историю товара, используя формулу  ВИЖД, т.е. привлекает внимание, поддерживает интерес, пробуждает желание и добивается действия. Презентация проводится по принципу описания особенностей, преимуществ, выгод и ценностей предложения.

     Особенности характеризуют свойства и качества товара, например скорость обработки  данных или объемы памяти микросхемы.

     Преимущества  говорят о том, почему данные особенности  обеспечивают покупателю более выгодные в сравнении с конкурентами позиции.

     Выгоды  представляют собой экономические, технологические, сервисные и социальные достоинства данного предложения.

     Ценности  описывают суммарные достоинства  предложения (часто в денежном выражении).

     Распространенной ошибкой торговых представителей является акцент при презентации на особенностях товара (ориентация на товар), а не на выгодах и ценностях предложения (ориентация на потребителя).

     Выделяют  три разных подхода к проведению презентации. Один из них – стандартный подход, когда торговый работник сообщает покупателю основные параметры торгового предложения. В его основе лежит концепция «стимул-реакция», в соответствии с которой покупатель рассматривается как пассивная сторона, которую необходимо мотивировать к покупке при помощи правильно подобранных слов, образов, терминов и действий.

     Подход  формулирования основан на той же концепции, но предполагает первоначальное определение потребностей и стиля  заключения контрактов покупателем; на основе полученной информации продавец формулирует особый подход к клиенту.

     Подход, ориентированный на удовлетворение потребностей, начинается с определения  требований и желаний покупателя в ходе беседы, в которой его  побуждают больше говорить, чем слушать. Торговый представитель действует в роли квалифицированного бизнес-консультанта, который старается помочь покупателю сэкономить или заработать. «Клиентов надо расспрашивать о том, чего именно они ждут от предлагаемых товаров и услуг. Ведя переговоры, стоит акцентировать внимание не на технологических, качественных, дизайнерских характеристиках товара, а на его полезных свойствах. Кроме того, нужно обобщать опыт клиентов – и положительный, и отрицательный. Словом, надо жить в их мире. А если ты замыкаешься на продукте, то твое место – среди разработчиков или на производстве».

Информация о работе Сбытовая деятельность предприятия