Система правоотношений, возникающих между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Российская Федерация в настоящее время ведет активный поиск оптимальных форм муниципального строительства, а также методов соединения интересов государства и местных сообществ. В связи с этим особенно актуальное значение в современный период приобретает проблема взаимоотношений государственных и местных органов, осмысление общетеоретических и практических аспектов взаимоотношения государства и местного самоуправления и воплощения их в законодательную практику.
Цель работы состоит в проведении исследования системы взаимодействия государственного и муниципального уровня власти, выявлении проблем, возникающих в реализации взаимодействия двух уровней власти и поиске оптимальных направлений их решения.

Работа содержит 1 файл

курсовая про гос и муниц управл.docx

— 22.64 Кб (Скачать)

 

    - является властью  подзаконной,  действующей в рамках  законодательства, принимаемого органами  государственной  власти;

 

    -  возникает  лишь в том случае, когда определены  предметы его  ведения;

 

    -   должно  иметь достаточные собственные   материально-финансовые ресурсы   для решения вопросов местного  значения;

 

    - требует обязательного  наличия  представительства населения  в  муниципальных органах власти.

 

    В настоящих  условиях формирования российской  государственности местное самоуправление  признается самостоятельной властью,  производной от государственной,  действующей  с позволения  государства и в  рамках  государственных законов.

 

    Определение предметов  ведения органов местного самоуправления  происходит как за счет предложений  населения соответствующей  территории, так и в русле единой государственной  политики. Государство  возлагает  на органы местного самоуправления  право и обязанность ответственно  исполнять часть общественных  дел  самостоятельно и ряд  государственных  функций с  передачей или делегированием  полномочий по принятию от  имени государства общеобязательных  решений

 

    Таким образом,  муниципальное управление - это деятельность  органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение  общественных интересов, осуществляемая  в определенных законом формах; организованный процесс руководства,  регулирования  и контроля  со стороны органов  местного  самоуправления за развитием   общественной жизни на данной  территории.

 

    Государственное  и муниципальное управления различаются   не только тем, что осуществляются  на разных уровнях организации  власти, но также отличаются по  целям, задачам, субъектам и  объектам управления, реализуемым  функциям, полномочиям  и управленческим  технологиям и  процедурам. В  рамках государственного управления  реализуются функции  управления  в различных сферах общественной  жизнедеятельности: политической, экономической,  социальной и т.д. Государственное   управление в широком смысле  характеризует  всю деятельность  государства по организующему  воздействию со стороны  специальных  субъектов права  на общественные  отношения, т.е. это  практическая  деятельность органов  государственной  власти в масштабах  всего  общества. Муниципальное управление  имеет свойства более узкого  уровня: управленческое воздействие  опирается  на права, обязанности  и ответственность  органов  власти местного самоуправления  и локализуется в пределах  местного сообщества, т.е. распространяется  на население, проживающее на  территории определенного  муниципального  образования. Муниципальное  управление  осуществляет функции управления  по решению вопросов местного  значения, исходя из локальных  интересов населения, его исторических, национальных и  иных особенностей  и традиций, реализуя закрепленные  государственным правом полномочия.

 

 

 

    2. Механизмы взаимодействия  государственного  и муниципального  управления

 

    2.1 Принципы взаимодействия 

 

    Государственное  управление подразумевает не  только управляющее воздействие,  но и организационное  сотрудничество  государства и его  субъектов  с местным самоуправлением, обеспечивающее  целенаправленное и эффективное  функционирование  муниципальных  образований. В прямых связях  основными являются управляющие  воздействия. В обратных связях  на первое место выдвигаются  моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

 

    Взаимодействие  органов государственной власти  и местного самоуправления подразумевает,  что они как партнеры, по крайней   мере, равны в отношении главного  объекта управления, и оно осуществляется  ради достижения общей цели  – повышения  уровня и качества  жизни населения  каждого муниципального  образования  и региона в  целом. 

 

    Проблема  взаимодействия  местного самоуправления с органами  государственной власти имела  и имеет место практически   на всех этапах развития местного  самоуправления как в России, так в других странах.

 

    Конституция России  закрепила организационную  обособленность  местного самоуправления от органов  государственной власти, но на  практике эффективное управление  во всех сферах жизни общества  невозможно без четко отлаженного  механизма  их взаимодействия. Большинство наших  неудач  в экономике, социальной сфере   связано именно с тем, что  этот механизм дает сбои.

 

    Очевидным является  тот факт, что вопросы  местного  значения неотделимы от государственного  интереса, не остаются и не  могут  остаться без влияния  государства. 

 

    На  федеральном  уровне в отношении  местного  самоуправления решаются две   задачи - обеспечение гарантий местного  самоуправления и выработка единой  государственной политики в сфере   местного самоуправления. Они решаются  следующими способами:

 

    во-первых, на федеральном  уровне законодательно устанавливается  общие принципы организации местного  самоуправления;

 

    во-вторых, федеральные  органы государственной  власти  принимает программы государственной   поддержки местного самоуправления;

 

    в-третьих, для  обеспечения федерального закона "Об общих принципах организации   местного самоуправления Российской  Федерации" принимаются ряд  федеральных  законов.

 

    В становлении  и развитии местного самоуправления  большую роль играют органы  государственной власти субъектов   Российской Федерации. Взаимодействие  последних с органами местного  самоуправления в значительной  степени определяет эффективность  осуществления региональной политики  — решения экономических, политических  и социальных проблем  развития  муниципального образования   и субъекта в целом. С другой  стороны, такое взаимодействие  обеспечивает результативность  муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных  задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения  жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных  органов.3

 

    Признание местного  самоуправления означает, что   государство видит в нем некий   социальный институт, не обладающий  свойствами государственной структуры.  Децентрализация  управления - это  способ не просто сохранения  целостности России, но и эффективной   защиты общества и граждан,  гармоничного развития духовных, культурных, экономических  связей  между всеми частями Российского   государства.

 

    Взаимодействие  самоуправления с верховной властью   прослеживается с самого начала  зарождения государства на Руси. Действовавшее  на Руси общинное  самоуправление, земство  всегда  находились в тесном контакте  с городским вече и княжеской  властью. Они как бы поддерживали  и уравновешивали друг друга.

 

    Сегодня взаимодействие  региональных органов  государственной  власти и органов  местного  самоуправления строится на основе  принципов:

 

    - законности;

 

    - сочетания интересов  населения  субъекта и соответствующего  муниципального образования;

 

    - учета исторических  и местных  традиций;

 

    - самостоятельности  органов местного  самоуправления  в пределах их  полномочий;

 

    - взаимного согласия  органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления  при выработке  совместного  решения;

 

    - обеспеченности  финансовыми и  материальными  ресурсами при  реализации  вопросов, требующих  совместного  решения;

 

    - добровольности  заключения договоров  и соглашений;

 

    - взаимной ответственности;

 

    - гласности.

 

    Содержание  и  характер полномочий региональной  власти позволяет на их основе  определить основные направления  взаимодействия органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации  и органов местного  самоуправления:

 

    1) правовое регулирование  организации  и деятельности  местного самоуправления  и контроль  исполнения соответствующего  законодательства;

 

    2) разработка и  принятие региональных  программ  развития местного самоуправления;

 

    3) совершенствование  разграничения  компетенции государственных  органов  и органов местного  самоуправления;

 

    4) обеспечение  финансово-экономической  основы  местного самоуправления;

 

    5) защита прав  граждан на осуществление местного  самоуправления.


Информация о работе Система правоотношений, возникающих между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления