Становление и концепции развития налоговой системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:18, доклад

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;
2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;
3 исследовать развитие налоговой системы Украины;

Работа содержит 1 файл

экономика торговля налоговый учет.docx

— 36.79 Кб (Скачать)

       введение

       Данная  курсовая работа посвящена теме «Становление и концепции развития налоговой  системы Украины», так как налоги составляют наиболее увлекательный  аспект экономической науки. Данную тему я рассмотрел на примере нашей  страны.

       Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

       Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно  сопровождается преобразованием налоговой  системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

       Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

       Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно  на протяжении всей истории сопровождалось преобразованием налоговой системы.

       В современном обществе налоги – основной источник доходов государства. Кроме  этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие достижений научно-технического прогресса.

       В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, развития приоритетных отраслей, через налоги государство может  проводить политику развития наукоемких производств, ликвидации убыточных  предприятий.

       Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы  государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие  задачи:

       1 рассмотреть сущность налогов  и налоговой системы;

       2 определить принципы и концепции  налоговой системы государства;

       3 исследовать развитие налоговой системы Украины;

       4 определить пути реформирования налоговой системы Украины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. История развития и становление  НСУ
 

       1.1Общая  характеристика НСУ  и ее структура 

       Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов и субъектов хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом ведения хозяйственно-экономической деятельности, но и особенностями налогового регулирования:

  • государственный сектор;
  • коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества);
  • финансовый сектор (банки, страховые общества, ф. компании, биржи);
  • население.

       Однако, изучая пути становления налоговой системы в различных странах мира, можно определить основные факторы, влияющие на ее структуру:

  • уровень экономического развития (развития производительных сил);
  • общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);
  • господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны);
  • государственное устройство стран (федеративное или унитарное государство).

       Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

       За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются ф. ресурсы государства. Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации части национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

       Налоговая система представляет собой совокупность разных видов взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, носящих налоговый характер, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов; прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины.

       Налоговая система – это наиболее важная составная часть бюджетного механизма  без которой государство не сможет эффективно влиять на экономические  и социальные процессы. Переход на рыночные формы хозяйствования послужил основанием для преобразования существовавшей до этого времени налоговой системы.

       Налоговую систему можно определить как  совокупность элементов:

       а) налогов и сборов, взимаемых государством;

       б) принципов, форм и методов их установления;

       в) форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение  налогового законодательства.

       Поскольку налоговая система -это совокупность разных видов налогов, подбираемых  в целях реализации определенных принципов, она характеризуется  прежде всего структурой налогов. Государственная налоговая политика находит воплощение в определенной структуре налогов, которая изменяется под влиянием экономических, социальных и политических факторов.

       Начиная с А. Смита ученые уделяли большое  внимание разработке рациональной налоговой структуры. Известный американский экономист Р. Масгрейв сформулировал основные требования к такой структуре [87]:

  1. распределение налогового бремени должно быть равномерным: каждый платит свою "справедливую долю";
  2. минимальное давление на экономические решения; любое государственное вмешательство, связанное с "чрезмерным налогообложением", следует уменьшить;
  3. если перед налоговой политикой поставлены иные цели, например поощрение и субсидирование инвестиций, свести к минимуму возможное нарушение равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью;
  4. способствовать стабилизации экономики и экономическому росту;
  5. налогообложение должно быть понятным для плательщица налогов, а управление им — справедливым, основанным на законах;
  6. затраты на управление налоговой системой должны быть минимальными.

       Современные налоговые системы имеют довольно сложную структуру, включающую различные виды налогов, которые позволяют учесть и имущественное положение плательщиков, и получаемые ими доходы. Многообразие форм налогов связано со стремлением учесть различия в платежеспособности налогоплательщиков, сделать налогообложение в целом психологически более легким, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накоплении.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  совокупность взимаемых в государстве  налогов и других платежей  (сборов, пошлин) образуют налоговую систему. Это понятие охватывает и свод законов , регулирующих порядок и  правила налогообложения , а также  структуру и функции государственных  налоговых органов. Налоговая система  базируется  на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая  система включает также органы сбора  и надзора за их внесением в  лице налоговой инспекции и налоговой  полиции. 

       2.1 Система налогов в Украине 

       К сожалению, о целостной налоговой  системе на Украине говорить не имеет  смысла, не говоря уже о привязке к механизму кредитования и бюджетного регулирования. Совершенствование налоговой системы сводится к изменению отдельных ее элементов (размеров ставок, льгот, объектов обложения, усиления или замены одних видов налогов на другие).

       Формирование  налоговой системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко  отражает решение частных противоречий и на короткий период.

       Несовершенство  налоговой системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих  распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к  негативным последствиям налоговой  политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской  активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.

       В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые ставки, множественность налогов, сложность их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы. При этом важно учесть, что сформировавшаяся налоговая система в целом (как сумма основных налогов, механизмы их изъятия) вряд ли изменится, так как в основном соответствует мировой практике.

       Однако  спад производства и углубление кризиса  платежей на фоне попыток развертывания  механизмов рыночного саморегулирования требует внесения в налоговую систему серьезных корректив.

       Основной  целью реформирования системы налогообложения  является не изменение ее как таковой, а содействие стабилизации материального  производства, повышения его эффективности  и на этой основе удовлетворение государственных  и социальных потребностей. Система налогообложения, как уже отмечалось ранее, должна обеспечить эффективное использование и оптимизацию структуры распределения и перераспределения национального дохода.

       Поэтому программой действий Кабинета министров  Украины “Реформы ради процветания” предусмотрены следующие мероприятия в области налогообложения [1]:

       1 содействие принятию “налогового  кодекса” (НК), обеспечение стабильности, равномерности налогового бремени на различные категории плательщиков с одинаковым уровнем дохода, унификация подходов к плательщикам налогов независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности;

       2 снижение налогового бремени  путем постепенного снижения  ставки по налогу на добавленную стоимость и начислений на фонд оплаты труда, отказ от обязательных взносов в инновационный фонд;

Информация о работе Становление и концепции развития налоговой системы Украины