Становление и концепции развития налоговой системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:18, доклад

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;
2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;
3 исследовать развитие налоговой системы Украины;

Работа содержит 1 файл

экономика торговля налоговый учет.docx

— 36.79 Кб (Скачать)

       3 совершенствование системы налогообложения  малого и среднего предпринимательства;

       4 отмена картотеки и закрепление  права налогоплательщиков самостоятельно  распоряжаться собственными средствами.

       Любая налоговая система, где бы она  ни применялась и какими конкретными  чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным принципам.

       Ряд принципов, характеризующих как  налогообложение в целом, так  затем и систему налогообложения  был выделен английским экономистом  А. Смитом. Этими правилами руководствуется  и налоговая система Украины. Анализ их позволяет сформулировать принципы, отражающие особенности и  тенденции современной налоговой  системы.

       Принципы  построения и назначения налоговой системы нашего государства закреплены в Законе Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г.:

    1. стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности – предполагает введение льгот по налогообложению прибыли, направленной на развитие производства (или – формирование экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности);
    2. обязательность – введение норм уплаты налогов и др. обязательных платежей, определенных на основе достоверных данных, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства;
    3. равнозначность и пропорциональность – обеспечение уплаты равных налогов и сборов на равную прибыль и пропорционально больших налогов и сборов – на большие доходы;
    4. равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – предполагает одинаковое отношение к субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов;
    5. социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев общества на основе введения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие доходы;
    6. стабильность – предполагает неизменность основных налоговых платежей, их ставок, а также и налоговых льгот на протяжении бюджетного года;
    7. экономическая обоснованность – предполагает установление налогов и сборов на основе показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей, учитывая необходимость сбалансированности расходов бюджета с доходами;
    8. равномерность уплаты – установление таких сроков уплаты налогов и сборов, которые обеспечат своевременность поступления средств в бюджет;
    9. компетенция – установление и отмена налогов является прерогативой ВРУ и советов соответствующих уровней;
    10. единый подход – предполагает обеспечение единого подхода к разработке налогового законодательства;
    11. доступность – удобство для плательщиков норм налогового законодательства.

       К вышеперечисленным традиционным принципам, связанным с идеями А. Смита, можно  добавить и несколько более узких, используемых в Украине правил [9]:

       - налоги и затраты на их взимание должны стремиться к минимуму;

       - исключение двойного налогообложения;

       - порядок взимания налогов должен предусматривать минимум вмешательства в частную жизнь налогоплательщика;

       - обсуждение проектов, законов о налогообложении должно носить гласный, открытый характер.

       Налог можно выделить с одной стороны  и как простейшее отношение в  сфере государственных финансов. Вместе с тем, налог – универсальная  исходная категория, которая выражает основные сущностные черты и свойства финансов в любой развитой экономической  системе рыночного типа. Не случайно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма в системе финансовых отношений становится преобладающей.

       Анализ  налогов как исходной категории  дает правильный ориентир для познания структуры финансовых отношений, рассмотрения различных финансовых понятий и категорий в строгом соответствии с объективным ходом исторического процесса, внутренней логикой развития финансов.

       Посредством налогов государство изымает  часть чистого дохода общества и  доходов населения и распределяет ее в соответствии с экономическими, политическими и социальными  целями.

       Налоги  в настоящее время выступают  не только средством образования  централизованного фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей  формой регулирования экономических  отношений. Они наиболее полно отражают принципы самоуправления и самофинансирования.

       В современной экономической литературе также существует множество определений  налога, которые отражают его общие  черты и выражают сущность этой категории.

       Относительно  общий подход при характеристике налога сохраняет и действующее  законодательство. Так в статье 2 Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г.[4] дается следующее понятие налога и сбора (обязательного платежа) в бюджеты и государственные целевые фонды – это “обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях определяемых законами Украины о налогообложении”. Однако, необходимо разграничить налог, сбор и обязательный платеж налогового характера, как схожие, но все же различные изъятия в бюджет.

       Разграничивая виды изъятий бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки [11]:

  • вид платежа, регулируемый актом компетентного органа государственной власти;
  • сумма, изымаемая с помощью налогового механизма, вносится в бюджет соответствующего уровня или целевой фонд. Распределение налогов по бюджетам и фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией (может происходить двумя путями: закрепление за бюджетом или распределение между бюджетами разных уровней);
  • нецелевой характер налогового платежа – означает поступление его в фонды аккумулируемые государством и используемые на удовлетворение государственных потребностей. При этом фактически теряется грань от какого субъекта они поступили и на какие цели будут использованы;
  • индивидуальная безвозмездность или односторонний характер налогового платежа. В основе этого признака заложено однонаправленное движение средств от плательщика к государству, вне зависимости от получения каких-либо услуг или благ со стороны государства;
  • безусловный характер налога является продолжением предыдущего признака и опять-таки означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями со стороны государства;
  • обязательный характер налога – предполагает невозможность законного уклонения от его уплаты, кроме закрепленных в законодательных актах. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета.

       Таким образом,  вся совокупность налогов и сборов, составляющих налоговую систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам  закреплённых законодательством Украины. 

       1.3. Подходы к созданию налоговой системы Украины 

       Система налогообложения Украины представляет собой совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные  целевые фонды, взимаемые в установленном  порядке. Ее сегодняшнее состояние  можно охарактеризовать как создание основ.

       Исторически налоги являются наиболее давней формой финансовых отношений между государством и членами общества с целью  создания общегосударственного централизованного  фонда денежных ресурсов, необходимых  для выполнения государством его  функций. Кроме налогов существуют и другие виды платежей в государственный  бюджет, плата за использование ресурсов и отчисления в целевые фонды.

       В нашей стране взимается общегосударственные  налоги и другие обязательные платежи, а также местные налоги, сборы  и другие обязательные платежи.

       К первой группе относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий  и организаций, таможенный сбор, государственный  сбор, налог на доходы граждан, плата  за землю, налог с собственников  транспортных средств, налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата за специальное использование  природных ресурсов, плата за загрязнение  окружающей природной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий  по ликвидации последствий Чернобыльской  катастрофы, в Фонд содействия занятости населения, в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины "О системе налогообложения".

       Среди налогов, поступающих в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаются  непосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит от объекта налогообложения, а непрямые включаются в цену товаров  и услуг. Для отдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов.

       Второй  составляющей налоговой системы  является система непрямого налогообложения. В Украине применятся два вида непрямых налогов: универсальные и  специфические акцизы, а также  пошлины. С точки зрения выполнения фискальных функций они более  эффективны, чем прямые, поскольку  их база налогообложения менее чувствительна  к изменениям тенденций экономического развития страны.

       Для облегчения ситуации необходимо достигнуть стабильности налогового законодательства, которое обеспечило бы: введение в  действие законодательных актов  по вопросам налогообложения не раньше чем через год с момента  их принятия; неизменность ставок льгот  и правил налогообложения в течение  минимум 3 лет с момента введения в действие актов налогового законодательства, а также налогового законодательства относительно плательщиков, которые берут участие в целевых государственных инвестиционных программ в течении всего времени их действия.

       Государство должно научиться грамотно руководить доходами и отказаться от действующей ныне жестокой экономики, которая толкает предпринимателя в “тень”. Иначе говоря, необходимо достигнуть сбалансированности интересов бюджета и конкретного предпринимателя.

       Для этого следует обеспечить гибкость налоговой системы, приспособить её к внешней и внутренней экономической коньюнктуре. Прежде всего, речь идёт о делегировании налоговым органам права дать отсрочки, рассрочки по оплате налогов, взимание пени, и введение штрафных санкций в зависимости от финансового положения налогоплательщика и перспектив его развития с соблюдением единого условия – в конце определённого отчётного периода налогоплательщик обязан полностью оплатить всю сумму задолженности. При такой схеме, возможно, использовать и уже опробованную систему налоговых кредитов.

       Необходимо  также учитывать фактор сезонности работы плательщика и особенности  отдельных областей промышленности и сельского хозяйства.

       Правительства разных государств могут быть в каких угодно отношениях, однако предприниматели стремятся и будут стремиться к сотрудничеству, если оно взаимно выгодно. В случае если в налоговом законодательстве не будет учтён этот фактор, то не только государство, а и предприниматели потеряют большие доходы.

       Например. После введения Украиной налога на добавленную стоимость на продукцию, которая импортируется, Россия ввела  аналогичный налог на товары, которые  поступают с Украины. Вследствие этого Украина потеряла российский рынок сбыта сахара, так как  его экспорт стал невыгодным. В  настоящее время обеими сторонами  этот налог отменён.

       Поэтому достижение согласованности внутренней налоговой системы с налоговыми системами смежных государств, которые  являются основными экономическими партнёрами Украины – важный вопрос сегодняшнего дня. Создание совершенной  налоговой системы внутри одной  отдельно взятой страны не решает полностью  решение всех проблем.

       Необходимо  до минимума довести негативное влияние  на экономику страны теневого бизнеса. Анализ ситуации, которая сложилась, свидетельствует о том, что теневая  деятельность причиняет убытки одинаковой мерой как государству, так и  каждому легально работающему предпринимателю. Правда, риск, на который сознательно  идут теневики, не всегда оправдывается  прибылью, которую они получают.

       Теневая экономика не безопасна ещё и  тем, что активно привлекает к  своей сфере всё новых и  новых субъектов предпринимательской  деятельности. Например, коммерческие банки, к сожалению, необычайно заинтересованы в активной совместной работе с фиктивными предприятиями. Только в одном из проверенных налоговой инспекцией коммерческих банков из 1000 действующих  расчетных счетов 294 использовались фиктивными предприятиями.

Информация о работе Становление и концепции развития налоговой системы Украины