Теоретические основы управления оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:04, отчет по практике

Описание работы

Цель дипломной работы: исследовать состав и структуру оборотных активов предприятия ЗАО «СМУ-4 КПД», выявить основные проблемы их использования и дать рекомендации по управлению оборотными активами предприятия.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности, состав и классификацию оборотных средств, показатели эффективности их использования;
- провести анализ финансового состояния предприятия;

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, состав и структура оборотных активов предприятия
1.2. Политика управления оборотными активами
1.3. Задачи и информационное обеспечение анализа использования и наличия оборотных средств на предприятии

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

     Политика  управления запасами представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и фструктуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

     Разработка  политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются.

     1. Анализ запасов  товарно-материальных  ценностей в предшествующем  периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

     На  первом этапе анализа рассматриваются показатели общей суммы запасов товарно-материальных ценностей — темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов и т.п.

     На  втором этапе анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров.

     На  третьем этапе анализа изучается эффективность использования различных видов и групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости.

     На  четвертом этапе анализа изучаются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.

     2. Определение целей  формирования запасов.  Запасы товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:

     а) обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья  и материалов);

     б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

     в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции) и т.п.

     В процессе формирования политики управления запасами они соответствующим образом классифицируются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими.

     3. Оптимизация размера  основных групп  текущих запасов. Такая оптимизация связана с предварительным разделением всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида — производственные (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения — постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.

     Для оптимизации размера текущих  запасов товарно-материальных ценностей  используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила "Модель экономически обоснованного размера заказа" [Economic ordering quantity — EOQ model]. Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.

     Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации  совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:

     а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров);

     б) сумма затрат по хранению товаров на складе.

     Рассмотрим  механизм модели EOQ на примере формирования производственных запасов.

     С одной стороны, предприятию выгодно  завозить сырье и материалы как  можно более высокими партиями. Чем выше размер партии поставки, тем ниже совокупный размер операционных затрат по размещению заказов в определенном периоде (оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке на складе). Графически это может быть представлено следующим образом.

     С другой стороны, высокий размер одной партии поставки товаров вызывает соответствующий рост операционных затрат по хранению товаров на складе, так как при этом увеличивается средний размер запаса в днях оборота (период их хранения). Если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер его запаса (период хранения) составит 30 дней, а если размер партии поставки снизить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер его запаса (период хранения) составит 15 дней.

     Для запасов готовой продукции задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Если производить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции (Сх) будут минимальными. Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно возрастут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие (Срз). Используя вместо показателя объема производственного потребления (ОПП) показатель планируемого объема производства продукции, мы на основе Модели EOQ аналогичным образом можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.

     4. Оптимизация общей  суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов.

     5 Построение эффективных  систем контроля  за движением запасов  на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, которые являются составной частью финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов.

     Среди систем контроля за движением запасов  в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получила "Система ABC". Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т. п.

     В категорию "А " включают наиболее дорогостоящие виды запасов с  продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе "Модели EOQ". Круг конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию "А", обычно ограничен и требует еженедельного контроля.

     В категорию "В" включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.

     В категорию "С" включают все остальные  товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль за их движением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

     Таким образом, основной контроль запасов  по "Системе ABC" концентрируется  на наиболее важной их категории с  позиций обеспечения бесперебойности  операционной деятельности предприятия и формирования конечных финансовых результатов.

     В процессе разработки политики управления запасами должны быть заранее предусмотрены меры по ускорению вовлечения в оборот сверхнормативных запасов. Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения.

     6. Реальное отражение  в финансовом учете  стоимости запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции. В связи с изменением номинального уровня цен на товарно-материальные ценности в условиях инфляционной экономики, цены, по которым сформированы их запасы, требуют соответствующей корректировки к моменту производственного потребления или реализации этих активов. Если такая корректировка цен не будет произведена, реальная стоимость запасов этих активов будет занижаться, а соответственно будет занижаться и реальный размер инвестированного в них капитала. Это нарушит объективность оценки состояния и движения этого вида активов в процессе финансового менеджмента. 

     Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

     В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам.

     Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию задолженности на расчеты с покупателями приходится 80—90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).

     Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

     Формирование  политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

     1. Анализ дебиторской  задолженности предприятия  в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

     2. Формирование принципов  кредитной политики  по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

     В процессе формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

     а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

     б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.

     Формы реализации продукции в кредит имеют  две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

     Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

     Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

     Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).

     Тип кредитной политики характеризует  принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

     • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

     • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

     • сложившаяся конъюнктура товарного  рынка, состояние спроса на продукцию  предприятия;

     • потенциальная способность предприятия  наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

Информация о работе Теоретические основы управления оборотными активами предприятия