Учёт материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Задачи учета материалов и их классификация. Организация учета материалов, их себестоимость и оценка в текущем учете. . Материалы, их классификация, оценка.

Работа содержит 1 файл

Учёт материалов.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

 

Фактическими затратами на приобретение материалов могут быть:

 

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику

 

(продавцу);

 

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуга, связанные с приобретением материалов;

 

таможенные пошлины и иные платежи;

 

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материалов;

 

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;

 

затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию;

 

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.

 

Не включаются в фактические затраты на приобретение материалов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.

 

Затраты по доведению материалов до состоя-ния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают в затраты организации по доработке и улуч-шению технических характеристик полученных запасов, не связан-ные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

 

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных материалов.

 

Фактическая себестоимость материалов, вне-сенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организа-ции, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не преду-смотрено законодательством Российской Федерации.

 

Фактическая себестоимость материалов, полу-ченных организацией безвозмездно, определяется исходя из их ры-ночной стоимости на дату оприходования, а материалов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денеж-ных средств), -- исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе этой орга-низации.

 

Материалы, на которые цена в течение года снизилась либо они морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балан-се на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобрете-ния), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.

 

Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответст-вии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

 

Оценка материалов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Цен-трального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору.

 

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) щи учетным ценам. Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значитель-ных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляют лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большей части орга-низаций текущий учет материальных ценностей ведут по учетным пенам -- по средним покупным ценам. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от пла-новой себестоимости учитывают на отдельных аналитических сче-тах по группам материалов. С появлением компьютеров и элект-ронной маркировки расширяются возможности исчисления фак-тической себестоимости отдельных видов материалов.

 

Планом счетов бухгалтерского учета разрешается осуществ-лять синтетический учет материалов на счете Ма-териалов по учетным ценам, в качестве которых используются плановая се-бестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической себестоимо-сти материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитывают на синтетическом счете Отклонения в стоимости мате-риалов.

 

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих методов:

 

по себестоимости каждой единицы;

 

по средней себестоимости;

 

по себестоимости первых по времени приобретений запасов (метод ФИФО);

 

по себестоимости последних по времени приобретений запа-сов (метод ЛИФО).

 

Применение одного из методов по конкретному наименова-нию производится в течение отчетного года.

 

По себестоимости каждой единицы оценивают материалы, используемые организацией в особом порядке (драго-ценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Например, на пе-рерабатывающих предприятиях определяют себестоимость каждого вида переработанного скота (крупного рогатого скота, мелкого ро-гатого скота, свиней).

 

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе);

 

материалов как частное от деления общей себестоимости вида (груп-пы) материалов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по по-ступившим запасам в этом месяце.

 

Этот способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство, как правило, по учетным ценам, а в конце месяца -- соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ре-сурсов от стоимости их по учетным ценам.

 

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала спи-сывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии, и т. д. в порядке очередно-сти, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

 

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход. При этом правиле вначале списываются материалы по себестоимости последней партии, за-тем по себестоимости предыдущей и т. д.

 

Применение указанных методов оценки материалов ориентирует организации на постановку аналитического учета материалов по отдельным по времени поступлениям (парти-ям) (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходо-ванные материалы расчетным путем, используя формулу

 

Р = Он + П - Ок,

 

 

где Р - стоимость израсходованных материалов;

 

Он и Ок -- стоимость начального и конечного остатков материалов;

 

П - стоимость поступивших в течение отчетного месяца материалов. Наряду с определением учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т. е. каждый номенк-латурный номер.

 

Для упрощения текста вместо слов "первые по времени приобретения - первые по времени списания в производство" употребляются слова "первая партия на приход -- первая в расход".

 

1.2. Документальное оформление поступления и расходования материалов

 

Первичные документы по поступлению и расходу материалов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и по-следующий контроль за движением, сохранностью и рациональ-ным использованием материалов.

 

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совер-шивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Конт-роль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соот-ветствующих подразделений.

 

Документальное оформление поступления материалов. Сырье и материалы поступают от по-ставщиков, подотчетных лиц, заку-пивших материалы в порядке налич-ного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и ма-лоценных и быстроизнашивающихся предметов, собственного производства.

 

Для выполнения производственной программы организа-ции определяют потребность в материальных ресурсах и при-обретают или производят их. На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон по поставкам про-дукции.

 

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет служба снабжения. С этой целью в ней ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки, где отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их ко-личеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

 

Поступающие на предприятие материалы оформляются пер-вичными документами в следующем порядке.

 

Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - платежное требование (в двух экземплярах -- один непосредствен-но покупателю, другой -- через банк), товарно-транспортную на-кладную, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчет-ные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают ответственному исполнителю по снабжению, где прове-ряют правильность их оформления и после этого передают в бух-галтерию.

 

В службе снабжения по поступающим документам производят проверку соответствия объема, ассортимента, сроков поставки, пен, качества материалов договорным условиям. В результате та-кой проверки на расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведут журнал учета поступающих грузов. В нем указывают: регистрационный номер, дату записи, на-именование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ор-дера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

 

Проверенные платежные требования из службы снабжения пе-редают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

 

Экспедитор принимает на станции или непосредственно у по-ставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он при приемке груза от транспортной организации может . потребовать проверку груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют ком-мерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

 

Для получения материалов со склада иногородних поставщи-ков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указыва-ют перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

 

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие ко-личества и качества материалов данным счета поставщика. Приня-тые кладовщиком материалы оформляют однострочными или мно-гострочными приходными ордерами. Первый из них составляют то-лько на определенный вид материала, во второй записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

 

Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах изме-рения.

 

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается оприходование материалов осуществлять без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

 

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия, оформляя акт о прием-ке материалов, который служит основанием для предъявления пре-тензии поставщику. В состав комиссии приглашают представите-ля поставщика или представителя незаинтересованной организа-ции. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные по-ставки).

Информация о работе Учёт материалов