Управление цепочкой поставок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 23:30, реферат

Описание работы

Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management — SCM) является на сегодняшний день одним из наиболее уязвимых звеньев в компании. Чтобы бизнес приносил прибыль в условиях жесткой конкуренции, необходимо решать целый комплекс задач, связанных с управлением цепочкой поставок: снижать затраты на транспортировку и дистрибуцию, оптимизировать цены, минимизировать запасы плохо реализуемых товаров и сокращать издержки на их хранение.

Работа содержит 1 файл

Управление цепочкой поставок.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management — SCM) является на сегодняшний день одним из наиболее уязвимых звеньев в компании. Чтобы  бизнес приносил прибыль в условиях жесткой конкуренции, необходимо решать целый комплекс задач, связанных  с управлением цепочкой поставок: снижать затраты на транспортировку и дистрибуцию, оптимизировать цены, минимизировать запасы плохо реализуемых товаров и сокращать издержки на их хранение. В этой связи все больше предприятий розничной торговли обращаются к SCM-решениям, чтобы перестроить свои логистические цепочки в соответствии с меняющимися требованиями рынка. Все более актуальной становится такая SCM-система, которая была бы ориентирована на оптимизацию взаимодействия с дистрибуторами и конечными потребителями. В работе мы рассмотрим системы для управления цепочками поставок на основе RFID.

Сегодня технология RFID (Radio Frequency Identification, радиочастотной идентификации) формирует один из многообещающих сегментов  рынка информационных технологий. Популярность RFID обусловлена возможностями, которые открывает данная технология для управления цепочками поставок — прежде всего, это более эффективное управление бизнес-процессами и сокращение издержек контроля грузопотоков.

Исходя из этого, целью работы является исследование и обоснование целесообразности использования технологии RFID в управлении цепочками поставок. Для достижения этой цели в работе были поставлены соответствующие задачи.

В первой главе  основной задачей было охарактеризовать концепцию управления цепочками поставок, ее основные функции и области. В ходе работы были выделены актуальные задачи и проблемы управления цепочками поставок и проанализированы возможные пути решения данных проблем для компаний. Также стояла задача охарактеризовать основные информационные технологии, уже используемые компаниями для решения существующих проблем.

Во второй главе  стояла задача осветить суть технологии RFID. Кратко описывая технологию RFID, можно  сказать, что это маленькая электронная  метка, состоящая из микропроцессора и небольшой радиоантенны, которая прикрепляется к паллете, коробке или отдельному товару и имеет уникальный идентификатор по типу «номерного знака», электронный код продукта. И, прежде всего, эта технология является уникальным средством контроля товаров, которое имеет значительное преимущество по сравнению с распространенной системой штрихового кодирования.

Одной из важных задач было рассмотреть технологию RFID с разных углов зрения, выделить как преимущества, так и недостатки этой системы. Необходимо было проанализировать, как с помощью данных преимуществ можно решить проблемы SCM. Для того чтобы точнее представить сферы применения RFID, в работе были выделены участки управления цепочками поставок, где может быть использована эта технология. Сопоставив проблемы, имеющиеся в SCM с преимуществами технологии, в конце второй главы был сделан вывод о том, насколько целесообразно внедрение технологии радиочастотной идентификации для улучшения эффективности работы цепочки поставок.

Также была поставлена важная задача создать удобный инструмент для оценки перспективности внедрения технологии RFID в отделе складского хозяйства компании-заказчика. В итоге должен быть разработан макет анкеты для компаний, желающих внедрить на своем складе RFID-систему. Таким образом, если первые две главы будут посвящены академическому изучению данной темы и в них будут рассмотрены большей частью теоретические аспекты, то третья глава полностью практическая. В ней рассматривается цепочка поставок в отдельной компании, которая начинается с момента прибытия товара на склад и заканчивается его отгрузкой. Таким образом, работа имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

В связи с  тем, что тема работы достаточно новая, в особенности для Росси, где  про технологию RFID еще только начинают узнавать, информация о данном предмете в основном сосредоточена в англоязычных статьях. Единственная книга, вышедшая на русском языке о технологии RFID в начале 2007 года используется в качестве теоретической основы в данной работе. Сложность процессу поиска литературы добавлял тот факт, что в последнее время публикуется множество рекламных статей, продвигающих технологию RFID. Поэтому выбор был остановлен на статьях из экспертных источников и иностранной литературе.

Глава 1. Управление цепочками поставок: сущность, проблемы и информационные решения

1.1. Понятие управления  цепочками поставок

Термин «цепь  поставок» отражает схему взаимосвязей организаций. Сегодня практически  ни одна организация не может самостоятельно контролировать всю цепочку поставок, начиная от добычи исходного сырья до продажи готового изделия конечному потребителю. Этот сложный цикл разбит на этапы, и множество организаций участвуют в нем в качестве поставщиков и покупателей (торговых партнеров). Управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) — это один из инструментов оптимизации производственно-сбытовых процессов. Он предполагает координацию бизнес-процессов производства, сбыта, снабжения, ведения складского хозяйства, доставки товаров или услуг клиентам и управление этими взаимосвязанными процессами. Также управление цепочками поставок включает в себя организацию эффективного взаимодействия участников процессов: подразделений компании, ее поставщиков, реселлеров, клиентов. Можно сказать, что в какой-то мере управление цепочками поставок является итогом многих перемен, которые произошли в различных управленческих и технических дисциплинах за последние несколько десятилетий. На рисунке 1 представлена схема, показывающая клиентно-ориентированную цепочку поставок по отношению к компании.

Рис. 1. Клиентно-ориентированная  цепочка поставок 
Источник: Фергюсон, Р. Надёжность цепочки поставок определяется слабейшим звеном [Электронный ресурс]/ Р. Фергюсон // Компьютерная неделя. — 2001. — №35 (305). — 01 октября. — Режим доступа: http://www.pcweek.ru/Year2001/N35/CP1251/CorporationSystems/chapt5.htm, свободный. — Загл. с экрана.

Цепочка поставки, как правило, выполняет две основные функции: физическую и посредническую. Физическая функция цепочек поставки в принципе очевидна: материалы превращаются в детали, а те, в свою очередь, в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве. Посредническая функция менее очевидна, но не менее важна — на рынок должно приходить то, что нужно потребителям, а главное вовремя.

Во время исполнения этих функций, естественно, выявляются некоторые издержки. В ходе исполнения физической функции в компании возникают  издержки производства, транспортировки и хранения. При посреднической функции подразумеваются иные издержки. Когда предложение превышает спрос, компания вынуждена снижать цены и продавать с убытком, а когда спрос превышает предложение, появляются упущенные доходы и недовольные клиенты.

В условиях предсказуемого спроса на функциональные продукты, такие  как товары массового потребления, у которых длинный жизненный  цикл, издержки посредничества относительно невелики. Поэтому компаниям, которые  их производят, нужно сосредоточить основное внимание на сокращении физических издержек, что особенно важно при высокой эластичности спроса на функциональные продукты. Именно такие компании обычно и применяют те информационные системы, которые позволяют осуществлять планирование производственных ресурсов (MRP). Программное обеспечение, используемое для этих целей, позволяет управлять заказами, производством и поставками таким образом, чтобы уменьшить товарные запасы по всей цепочке поставок и увеличить эффективность производства. Важнейшая в таких случаях информация — это сведения о событиях именно внутри цепочки поставок, которые позволяет поставщикам, производителям и продавцам координировать свои действия с тем, чтобы удовлетворить предсказуемый спрос с наименьшими возможными издержками.

Такой подход, однако, абсолютно непригоден для продуктов, спрос на которые предсказать очень сложно или не представляется возможности, а жизненный цикл намного короче. Примером могут служить различные инновационные продукты, представляющие собой последнее слово техники или моды. В таком случае, доминирующими оказываются издержки посредничества. При этом критически важная информация находится не в самой цепочке поставок, а на рынке. Самые важные решения, которые необходимо принимать руководству, в этом случае касаются не сокращения издержек и запасов, а того, в каком месте цепочки поставок следует поместить запасы, необходимые для наиболее полного удовлетворения слабо предсказуемого и быстро проходящего спроса.

Из всего вышесказанного следует, что для одних видов товара необходима физически эффективная цепочка поставок, а для других — цепочка поставок, способная гибко реагировать на условия рынка. На практике, однако, при принятии решений по выбору системы управления поставками данный вопрос часто даже не рассматривается. Причина, скорее всего, состоит в том, что для многих товаров чрезвычайно сложно провести границу и выбрать к какой группе их относить. Построение цепочки поставок, соответствующей производимому товару, может оказаться непростым делом. Однако конкурентное преимущество, возникающее в результате, вполне оправдывает затраченный труд. Таким образом, становится очевидно, что решения относительно SCM в рационально организованной компании должны приниматься при определении рыночной стратегии компании, а не при построении ее информационной системы. Обычно выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация. Все решения по управлению цепочками поставок рассматриваются с точки зрения деления на стратегические и тактические (см. табл. 1).

Таблица 1. 
Основные области SCM

Область Стратегические  решения Тактические решения
Производство Что и как  производить
  • планирование объемов производства
  • загрузка производственных мощностей
  • контроль качества
Поставки
  • перечень приобретаемых компонентов
  • требования к поставщикам
текущее управление поставками
Месторасположение где разместить производство, склады и источники  поставок  
Запасы выработка политики компании в отношении запасов Поддержание оптимального уровня запасов в каждом узле сети
Транспортировка определение способов транспортировки и поставщиков  услуг Текущий контроль за выполнением операций
Информация
  • источники информации
  • содержание
  • механизмы и средства распределения
  • правила доступа
интеграция  информационных систем участников цепочки  поставок в общую инфраструктуру

Составлено  по: Турчин, А. Скованные  одной цепью [Электронный  ресурс]/ А. Турчин // Компьютерное обозрение. — № 1-2. — 23.01.2001. — Режим доступа: http://www.itc.ua/print.phtml?ID=5008, свободный. — Загл. с экрана.

  1. Производство 
    Стратегические решения о том, что именно и как производить, принимаются на основе изучения потребительского спроса. Тактические решения сосредоточены на планировании объемов производства, рабочей загрузки и обслуживания оборудования, контроле качества и тому подобных проблемах.
  2. Поставки 
    Затем компания определяет, что она будет производить самостоятельно, а какие компоненты покупать у других фирм. Стратегические решения касаются перечня приобретаемых компонентов и требований к их поставщикам относительно скорости, качества и гибкости поставок. Тактические же относятся к текущему управлению поставками для обеспечения необходимого уровня производства.
  3. Месторасположение 
    Решения о том, где разместить производственные мощности, центры складирования и источники поставок полностью относятся к стратегическим. Они зависят от характера рынка, отраслевой специфики, а также от политической и экономической ситуации в регионе.
  4. Запасы 
    Основная цель запасов — страхование от непредвиденных случаев, таких, как внезапное увеличение спроса или задержка поставок. Прогнозирование поведения потребителей, организация бесперебойного снабжения и гибкость производства хотя, на первый взгляд, и не связаны с уровнем запасов, но на самом деле оказывают на него непосредственное влияние. Поэтому стратегические решения направлены на выработку политики компании в отношении запасов. Тактические решения сосредоточены на поддержании оптимального уровня запасов в каждом узле сети для бесперебойного удовлетворения колебаний потребительского спроса. В этой области стоит обратить особенное внимание на склад. Именно на стадии запасов наличие склада наиболее оправдано и обосновано. Более подробно складское хозяйство будет рассмотрено далее в последующих частях работы.
  5. Транспортировка 
    Решения, связанные с транспортировкой, в основном, относятся к стратегическим. Они зависят от месторасположения участников цепочки поставок, политики в отношении запасов и требуемого уровня обслуживания клиентов.
  6. Информация 
    Эффективное функционирование цепочки поставок невозможно без оперативного обмена данными между всеми ее участниками. Стратегические решения касаются источников информации, ее содержания, механизмов и средств распределения, а также правил доступа. Тактические решения направлены на интеграцию информационных систем участников цепочки поставок в общую инфраструктуру.

Информация о работе Управление цепочкой поставок