Управление финансовым состоянием предприятия (организации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать сводную систему показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, необходимых для принятия деловых производственно-хозяйственных и управленческих решений по улучшению или стабилизации положения.
Вместе с тем, финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям. Поэтому система приводимых показателей имеет целью показать его состояние для внешних потребителей, так как при развитии рыночных отношений количество пользователей финансовой информации значительно возрастает.

Содержание

Введение
3
1 Управление финансовым состоянием предприятия (организации)
5
1.1 Основные характеристики и категории финансового состояния
5
1.2 Методы оценки платежеспособности, финансовой
устойчивости, деловой активности, рентабельности
6
Факторы, определяющие финансовое состояние предприятия
(организации)
12
2. Анализ финансового состояния и мероприятия по его улучшению
14
2.1 Анализ финансового состояния
14
2.2 Расчет плановых финансово-экономических показателей
25
2.3 Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия
28
Заключение
33
Список литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaya_rabota_AKhD.docx

— 273.58 Кб (Скачать)

Из показателей, приведенных в таблице 2, видно, что  фирма обладает не достаточной финансовой независимостью (К4=0,49 при норме 0,5). Удовлетворительно соотношение заемного и собственного капитала (К5=1,04 при норме более 1). Можно сделать вывод о том, что доля привлечения долгосрочных займов значительна (К8=0,49). Однако предприятие не обладает собственным оборотным капиталом. Это означает, что предприятие привлекает краткосрочные займы для обеспечения себя основными средствами, НМА и другими внеоборотными активами. Это негативно отражается на перспективном развитии фирмы и на его финансовой устойчивости.

Для обеспечения  финансовой устойчивости необходимо формирование собственного оборотного капитала. Это  возможно за счет увеличения собственного капитала на 343628 тыс. руб. Это приведет к образованию собственного оборотного капитала, и нормализации показателей  маневренности капитала и обеспеченности собственным оборотным капиталом. Сокращение внеоборотных активов невозможно без увеличения собственного капитала – такая мера не приведет к формированию незначительного собственного оборотного капитала. Сокращение внеоборотных активов  может негативно сказаться на объеме производства, сокращению мощностей  и потери выручки.

Рисунок 2.2 –  Фактическая и оптимальная структура  собственного капитала

На рисунке 2.2 проиллюстрирована фактическая  и оптимальная структура для  обеспечения финансовой устойчивости собственного капитала и внеоборотных активов.

 

2.1.3 Анализ деловой  активности

Анализ  деловой активности осуществляется с помощью расчета ряда показателей  и сравнения их с нормативными значениями. В случае несоответствия рассчитанных коэффициентов нормативным  значениям деловая активность анализируемого предприятия окажется низкой.

Источником  информации для анализа служит отчет  о прибылях и убытках (приложение 2), годовой баланс (приложение 1) и  некоторые финансово-экономические  показатели.

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности

оборота                                                 (2.9)                        

Где В - выручка от продажи  продукции, работ, услуг (ф. № 2. Стр. 010);

КЗ – кредиторская задолженность  ф№1 стр.690+стр590).

Средний срок оборота кредиторской задолженности 

 дня                                                                           (2.10)

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности  :

оборота                                             (2.11)

 

Средний срок оборота дебиторской  задолженности  :

, дня                                              (2.12)

 

Коэффициент оборачиваемости  готовой продукции  :

оборотов                                                (2.13)

Где ГП - готовая продукция (ф. № 1. Стр. 214).

Коэффициент оборачиваемости  собственных средств  :

оборота                                                 (2.14)

Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств  :

          оборота                                               (2.15)

Проанализировав рассчитанные показатели деловой активности можно сказать, что предприятие  обладает низкой деловой активностью. Велики сроки оборота дебиторской (226 дней), кредиторской (277 день) задолженностей. Это свидетельствует о медленном расширении коммерческих кредитов как получаемых, так и предоставляемых. А это говорит о низком приросте выручки. Однако оборачиваемость кредиторской задолженности достаточно высок (1,30), что говорит об эффективном использовании заемных средств. Низкий и коэффициент оборачивания дебиторской задолженности (1,59). Исходя из этого, можно сделать вывод о неэффективной политики расчетов с кредиторами и дебиторами. Однако готовая продукция обращается быстро – 318 оборотов). Оборотные средства оборачиваются с достаточной скоростью. Они совершают 1,46 оборотов при норме 1,5. Собственные средства оборачиваются медленнее – коэффициент оборачиваемости 1,35 оборотов.

Соотношение рассчитанных показателей с нормативными приведено в таблице 2.3.

Таблица 2.3 –  Фактические и нормативные показатели деловой активности

Показатель

Значение

Норма

1

2

3

Коэффициент оборачиваемости  
кредиторской задолженности

1,30

0,70

1

2

3

Средний срок оборота кредиторской задолженности

543,01

61,00

Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности

1,59

25,00

Средний срок оборота дебиторской  задолженности

226,08

15,00

Коэффициент оборачиваемости готовой  продукции

318,61

25,00

Коэффициент оборачиваемости собственных  средств

1,35

1,50

Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств

1,47

1,50


 

 

2.1.4 Анализ рентабельности

Анализ рентабельности проводится на основании данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и  убытках.

Коэффициент рентабельности продаж  :

, доли ед.                                      (2.16)

где – прибыль от продаж (ф. № 2. Стр. 050), тыс. руб.;

 – выручка от продаж (ф.  № 2. Стр. 010), тыс. руб.

Коэффициент рентабельности собственного капитала :

, доли ед.                                 (2.17)

где – чистая прибыль предприятия (ф. № 2. Стр. 190), тыс. руб.;

 – собственный капитал  (ф. № 1. Стр. 490), тыс. руб.

Коэффициент рентабельности активов  :

, доли ед.                                   (2.18)

где – валюта баланса (ф. № 1. Стр. 300), тыс. руб.

Соотношение нормативных и расчетных показателей  рентабельности приведены в таблице 2.4

 

Таблица 2.4 –  Фактические и нормативные показатели рентабельности

Показатель

Значение

Норма

рентабельности продаж

0,07

0,12

собственного капитала

0,07

0,1

рентабельности активов

0,04

0,05


Все рассчитанные показатели рентабельности ниже нормы. Это свидетельствует о том, что  предприятие нерентабельно. Так, на каждый рубль выручки приходится всего 7 копеек прибыли (рентабельность продаж 0,07). На рубль собственного капитала приходится 7 копеек прибыли (рентабельность продаж - 0,07), а на рубль активов приходится 4 копейки прибыли (рентабельность активов – 0,04). Так, для достижения рентабельности необходимо увеличить чистую прибыль до 49894 тыс. руб. или сокращению активов до 222990 тыс. руб. а собственный капитал до 15400 тыс. руб. Так как сокращение активов и собственного капитала негативно скажется на финансовой устойчивости и производительности, целесообразнее наращивать чистую прибыль путем увеличения выручки или сокращения себестоимости.

 

2.1.5  Оценка операционного,  финансового рычагов

 

Эффект операционного  рычага оценивается следующей формулой :

, доли ед.  (2.19)

 

где  – валовая маржа, представляющая собой разницу между выручкой от реализации продукции и переменными расходами , тыс. руб.;

 – прибыль от реализации  продукции, тыс. руб.

Проанализировав этот показатель, можно  сделать вывод о том, что изменение  выручки на 1% приведет к изменению  прибыли на 2,19%. Влияние операционного  рычага достаточно высоко, поэтому  для увеличения прибыли можно  пользоваться увеличением выручки. Однако и сокращение выручки приведет к значительному сокращению прибыли.

Эффект финансового рычага оценивается  с помощью показателя рассчитанного  следующей формулой:

   (2.20)

где  – действующая ставка налога на прибыль, доли ед.;

 – рентабельность активов,  доли ед.;

 – средняя процентная ставка  по заемным средствам, доли  ед.;

 – заемные средства организации,  включающие долгосрочные (ф. № 1. Стр. 510) и краткосрочные займы и кредиты (ф. № 1. Стр. 610), тыс. руб.;

 – собственные  средства  предприятия, организации (ф. № 1. Стр. 490), тыс. руб.

Так как предприятие не использует ни краткосрочные, ни долгосрочные кредиты, то эффекта финансового рычага не будет. Не используя займы и кредиты, предприятие, вероятно, может лишить себя дополнительной прибыли.

Однако если предприятие будет  использовать кредиты и займы, эффект финансового рычага будет отрицательным. Т.е. привлеченные средства будут сокращать  прибыль. Это обусловлено превышением  цены кредита над рентабельностью  активов.                                                                                                                                                                           

Необходимо увеличение рентабельности активов или снижение средней  расчетной ставки процента, для достижения положительного эффекта финансового  рычага.

Безубыточность характеризуется:

1) критическим  или минимальный безубыточным  размером производства продукции  в стоимостном выражении (порог  рентабельности –  ):

, тыс. руб. (2.21)

где – постоянные расходы, тыс. руб.;

 – переменные расходы предприятия,  тыс. руб.;

 – выручка от продажи продукции, работ, услуг, тыс. руб.

Таким образом, предприятие при  выручке 161331,45 тыс. руб. не будет нести  убытков, но и не будет получать прибыли. Анализируемое предприятие обладает резервом под снижение.

2) критическим  или минимальным безубыточным  размером производства продукции  в натуральном выражении (критический  объем производства –  ):

, тыс. т                             (2.22)

где – цена единицы продукции, руб.;

 – переменные удельные расходы, т.е. переменные расходы в расчете на единицу продукции, руб.

Предприятие может снижать объем  производства до 570,93 тыс. т. В год  без риска понести убытки.

3) запасом финансовой прочности  :

, тыс. руб.   (2.23)

  %  

где 1 – запас финансовой прочности в стоимостном выражении, тыс. руб.;

2 – запас финансовой прочности в процентном выражении, %.

Предприятие может сокращать свою выручку (объем производства) на 58% или  на 254454,55 тыс. руб. не неся при этом убытков. Однако при таком объеме оно не будет получать прибыли.

 

2.2 Расчет плановых финансово-экономических  показателей

Расчет финансово-экономических  показателей необходим для экономического анализа предприятия и для  принятия объективных управленческих решений.

Рассчитанные далее показатели сведены в таблице 2.5

а)исходное значение цены реализации одной тонны угля :

 

, руб.      (2.25)

 

где – исходное значение выручки от продажи продукции (ф. № 2. Стр. 010), тыс. руб.;

 – исходное значение добычи  угля в натуральном выражении,  тыс. т.

б) плановое значение добычи угля в  натуральном выражении  :

, тыс. т (2.26)

где – темп прироста добычи угля, доли ед.

в) плановое значение выручки от продажи  продукции  :

, тыс. руб.  (2.27)

г) плановое значение себестоимости  проданной продукции  :

тыс.руб.                           (2.28)

где – исходное значение постоянных расходов, тыс. руб.;

 – расчетное значение переменных  расходов (расчет – формула 2.27), тыс. руб.;

 – абсолютное изменение  (снижение) расчетного значения коммерческих  расходов по сравнению с их  исходным значением, тыс. руб.;

 – абсолютное изменение  (увеличение) расчетного значения  процентов к уплате по сравнению  с их исходным значением, тыс.  руб.;

 – абсолютное изменение  (снижение) расчетного значения прочих  расходов по сравнению с их  исходным, тыс. руб.

тыс. руб;                                (2.29)

 тыс. руб;                                  (2.30)

Где ДК – долгосрочный кредит.

тыс. руб.                           (2.31)

г) расчетное (плановое) значение переменных расходов:

тыс. руб.                (2.32)

, тыс. руб. (2.33)

где – исходное значение переменных расходов

Информация о работе Управление финансовым состоянием предприятия (организации)