Анализ, контроль, планирование и корректировка стратегии фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических основ формирования, контроля, анализа и корректировки стратегии фирмы.
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание стратегии развития;
- рассмотреть существующие в теории виды развития фирмы;
- проанализировать процесс разработки, контроля, анализа и корректировки стратегии;
- рассмотреть этапы разработки, контроля, анализа и корректировки стратегии;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы стратегии развития фирмы 5
Стратегия - понятия и определения 5
Подходы к процессу формирования стратегии предприятия 6
Глава 2 Стратегический анализ предприятия 9
2.1 Изучение внешней среды 9
2.2 Стратегический анализ факторов, влияющих на развитие
стратегии. 11
Глава 3 Планирование и реализация стратегии 15
3.1 Реализация стратегии 15
Глава 4 Контроль, оценка и корректировка стратегий 18
4.1 Основные типы стратегий 19
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Анализ контроль планирование и корректировка стратегии фирмы.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

2.2 Стратегический анализ факторов, влияющих на развитие стратегии. 
Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь драматическое влияние на цели организации. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Среди них: темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, стабильность доллара США за рубежом и налоговая ставка. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Во времена спада, например, отрасль, занимающаяся выпуском запчастей для автомобилей, процветает. Почему? В такие времена потребители предпочитают ремонтировать свои старые автомашины, а не покупать новые.  
Политические факторы. Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организаций. Точнее говоря, руководство должно следить за нормативными документами местных органов, властей штата и федерального правительства; отношением политиков к антитрестовской деятельности; кредитами федерального правительства и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуды;  
а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами. Поскольку правительство постоянно и активно принимает участие в деловых вопросах, для организаций было бы разумным внимательно следить за политической деятельностью.  
Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом, анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам. Например, увеличение благосостояния в США и Канаде создало спрос на более привлекательные товары для отдыха. Удовлетворяя этот спрос, такие фирмы как "Клаб Мед", добились процветания, предложив на рынок завоевавшие большую популярность комплекты предметов для отдыха.  
Технологические факторы. В 70-х годах Элвин Тоффлер ввел в оборот термин "футурошок" - шок будущего". Тоффлер определяет "футурошок" как разрушительный стресс и дезориентацию, возникающие в индивидах из-за воздействия на них слишком больших перемен за слишком короткое время. Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Анализ технологической внешней среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Не все организации подвергаются воздействию быстрого научно-технического прогресса. Однако руководство должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию "футурошока", который может разрушать организацию. Отрасль, выпускающая бумажные пакеты, всегда казалась относительно устойчивой. Однако за последние годы успехи в технологии производства пластиковых пакетов вместе со стабилизацией цен на нефть (производство пластиковых изделий основано на нефтепродуктах) создали определенные проблемы для этой отрасли. Успех бумажной промышленности в преодолении этих проблем будет отражением ее реакции на резкие изменения за короткий период.  
Международные факторы. Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство сегодня должно постоянно контролировать и оценивать изменение в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.  
Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах может подразумевать усилия по защите или расширению компании или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.

Факторы конкуренции. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Профессор Майкл Портер разделяет анализ такого объекта, как конкурент, на четкие вопросы, на которые должно ответить руководство: "Что движет конкурентом?", "Что делает конкурент?" и "Что он может сделать"? В анализе конкурентов присутствуют четыре диагностических элемента:  
1) анализ будущих целей конкурентов,  
2) оценка текущей стратегии конкурентов,  
2) обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании и  
3) углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов. (2,272)  
Чтобы помочь руководству тщательно исследовать эти элементы. Портер предлагает четыре простых вопроса:  
1. Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?  
2. Какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент?  
3. В чем уязвимость конкурента?  
4. Что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Планирование и реализация стратегии

С учетом полученных в ходе стратегического «анализа» результатов  осуществляется «планирование» стратегии. Этап «планирования» стратегии позволяет  ответить на вопрос о том, каким наиболее эффективным способом можно достичь  поставленной цели и что для этого  необходимо сделать. И так как  к одной и той же цели можно  двигаться различными способами, то этап «планирования» стратегии по-другому  можно определить, как выбор маршрута и средства движения к одному и  тому же пункту назначения. Здесь принимаются  важные стратегические решения по вложению средств в перспективные направления  развития предприятия и выделяются бизнес-области, которые подвергнутся временному сокращению инвестиций или закрытию, как нерентабельные.

Связующим звеном между этапами  «планирования» и «реализация» служит «постановка задач». Роль этого шага в общем процессе стратегического  управления следует усилить. Речь идет о том, что при необходимости  внесения корректив в стратегическое поведение, не требующих пересмотра миссии и проведения анализа внутренней среды, процесс управления целесообразно  ограничить постановкой дополнительных (корректирующих) задач.

3.1 Реализация стратегии:

Разработанная стратегия  должна быть подкреплена механизмом реализации. Это может быть жесткая  авторитарная схема, предусматривающая  утверждение стратегического плана  в виде документа, концентрацию усилий менеджеров на выполнении конкретных задач, жесткую ответственность  руководителей подразделений. Современные  подходы к реализации стратегии  основаны в понимании необходимости  и поощрении предприимчивости большинства  персонала. В этом случае понимание  условий существования фирмы  способно вызвать большое число  разнообразных эффективных проектов и предложений.

Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, кода оно реализуется. С целью  реализации той или иной стратегии  руководство организации обычно вырабатывает тактику, политику, процедуры  и правила поведения в той  или иной ситуации. По своей сути тактика, как бы является краткосрочной  стратегией, позволяющей добиться промежуточных  целей выбранной стратегии. Рассмотрим некоторые характеристики тактических  планов:

тактику вырабатывают в развитие стратегии;

в отличие стратегии тактика  обычно вырабатывается на уровне руководства  среднего звена;

тактика рассчитана на более  короткий срок, чем стратегия

в то время как результаты стратегии не могут быть полностью  обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как  правило, проявляются достаточно быстро и легко соотносятся с конкретными  действиями.

Дополнительным ориентиром, призванным избежать дезорганизации в  стратегии и тактике, выступает  политика. Политика представляет собой  общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает  достижение целей. По словам Штейнера и Майнера: « Политику можно представить в качестве «кодекса законов», который определяет в каком направлении могут осуществляться действия... Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать». При выработке политики, необходимо помнить, что политика должна обязательно оставлять определенную свободу для выбора оптимальных решений в тех или иных ситуациях.

Одной из основных задач  экономической стратегии является наиболее эффективное распределение  ресурсов. Планы помогают распределять действия, относящиеся к использованию  ресурсов, по направлениям, которые, по мнению руководства, способствуют достижению целей. Однако в планах часто остаются нерешенными фундаментальные вопросы - какие именно ресурсы имеются и как именно их следует использовать для достижения целей. Чтобы решать данные вопросы, используются бюджеты. Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Контроль, оценка и корректировка стратегий

Этап «оценки и контроля»  замыкает процесс стратегического управления в непрерывный цикл. Основные цели контроля заключаются в обеспечении единства решения и исполнения, предупреждении возможных ошибок и недоработок, своевременном выявлении отклонений от заданного направления, эффективном достижении поставленных задач в установленные сроки и т.п.

Главной же целью контроля следует назвать выявление внутренних резервов, позволяющих улучшить действующую  систему принятия решений и поиск  путей повышения эффективности  управления предприятием в целом.

И.Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

-     Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.

-     В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

Обычно стратегия разрабатывается  на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.

Значительные затраты  труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии  предприятия, не позволяют ее часто  менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в  достаточно общих выражениях. Это  – предполагаемая стратегия. Вместе с тем, как внутри организации, так  и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий.

В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

4.1 Основные типы стратегий

В общем случае, на предприятии  может быть разработано и реализовано  четыре основных типа стратегий:

1.  Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

2.  Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

3.  Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

4.  Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых  менеджеры данной организации могут  принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей  в долгосрочном периоде.

Выделяют различные группы таких принципов (правил):

1.  Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание – заданием.

2.  Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3.  Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.

4.  Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

И.Ансофф выделил основные отличительные особенности стратегии:

1.  Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2.  Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3.  Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

4.  В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

5.  Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

6.  Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели. Ориентиры – это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

Информация о работе Анализ, контроль, планирование и корректировка стратегии фирмы