Дистанционное образование как вид бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Содержание

Введение 3
1 Сущность дистанционного образования 5
2 Обзор рынка дистанционного образования в России 7
Участники рынка дистанционного образования 7
Обучение с помощью электронных учебных курсов 8
Рынок разработчиков программного обеспечения 9
Стоимость ДО 11
3 Обзор образовательного сектора дистанционного образования 13
Бизнес-образование online 13
Участники рынка дистанционного бизнес-образования 14
Потребители 14
Формы дистанционного обучения 15
Преимущества и недостатки дистанционного образования 18
4 Экономическая эффективность дистанционного образования 20
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Юмина.docx

— 273.62 Кб (Скачать)

       По оценкам экспертов сферы  бизнес-образования, в ближайшие годы рост рынка составит 20-25%. При сохранении этого прогноза в будущем году денежный объем рынка дистанционного бизнес-образования может составить 1,7 млрд. рублей. Важно отметить, что в большей степени увеличение объема рынка будет обусловлено не ростом количества студентов-дистанционщиков, а повышением стоимости обучения.

     Участники рынка дистанционного бизнес-образования

       Значительный вклад в развитие классической системы дистанционного образования в России, основанной на современных формах обмена информацией и интерактивном общении, внесли крупнейшие отечественные бизнес-школы, основанные за последние 5-7 лет. Благодаря существенным инвестициям и использованию мирового опыта ими были разработаны комплексные программы делового обучения с использованием не только интернет-, но и мультимедийных технологий.[3]

       На сегодня дистанционные формы  MBA образования реализуют около  десяти бизнес-школ, наиболее крупные по количеству студентов из них: Центр дистанционного обучения Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ, Moscow Business School, Международный институт менеджмента ЛИНК, Институт магистерской подготовки МЭСИ.

       Спектр услуг в области дистанционного бизнес-образования достаточно широк. Бизнес-школы предлагают клиентам комплексные программы MBA, модульные магистерские программы и программы повышения квалификации, а также мультимедийные курсы (видеокурсы). Кроме того, российские бизнес-школы следят за последними техническими тенденциями и адаптируют учебные материалы к современным форматам хранения и воспроизведения информации. Так, в ближайшем будущем Moscow Business School предоставит студентам курса MBA Start возможность прослушивать и просматривать лекции посредством мобильных гаджетов.

     Потребители

       Потребителей услуг дистанционного  бизнес-образования можно разделить на две группы: частные лица и корпоративные клиенты.

       Дистанционную форму обучения, как  правило, выбирают менеджеры среднего и высшего звена, проживающие в удаленных от столицы городах России или за рубежом. Важно отметить, что большинство студентов-дистанционщиков рассматривают ДО как единственную возможность получения качественного бизнес-образования в ведущих бизнес-школах страны. Географические и климатические особенности России, а также недостаточная развитость инфраструктуры являются существенными препятствиями для получения образования в столице и региональных центрах жителями удаленных районов.

       Помимо этого, студентами дистанционных  форм обучения становятся люди, не имеющие возможности совмещать очную форму обучения с работой и предпочитающие получать образование в удобное для них время.

       Подготовка квалифицированных кадров - одна из наиболее актуальных проблем современного бизнеса. Поскольку инвестиции в развитие персонала, как правило, достаточно велики, компании-представители малого и среднего бизнеса для обучения сотрудников прибегают к более экономичной дистанционной форме образования. Еще одним преимуществом ДО для небольших компаний является возможность прохождения одного и того же курса разными сотрудниками. Это особенно ценно при необходимости внедрения единых для всех членов трудового коллектива стандартов работы.

     Формы дистанционного обучения

     Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью  компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

     Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

     Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

     Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

     От  чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

     Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

     В основе такой системы заложен  метод обучения, который получил  название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии)...

     Телеприсутствие: Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками.[1] Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России. 

     Плюсы и минусы

     Среди недостатков дистанционного образования  стоит отметить случающиеся из-за нестабильной работы региональных интернет-провайдеров сбои в работе систем дистанционного образования. Говоря о процессе обучения, важно упомянуть, что максимальный эффект от данной формы обучения извлекают студенты, способные к самоорганизации и рациональному планированию учебного времени.

     Тем не менее у дистанционных программ обучения есть ряд существенных для современного человека преимуществ:

     Во-первых, стоимость дистанционных курсов существенно ниже очных.

     Во-вторых, при дистанционной форме обучения студенты могут получать образование в удобное для них время, находясь в любой точке земного шара.

     В-третьих, дистанционное образование является отличным способом освоения широко используемых в бизнесе современных средств  коммуникаций.  

       Не смотря на то, что в России  рынок дистанционного бизнес-образования находится в зачаточном состоянии, существует ряд предпосылок для его развития: ускоряющийся темп жизни, растущие требования к квалификации специалистов, усиливающаяся интеграция в глобальную экономику, поддержка на государственном уровне и пр. С уверенностью можно говорить о том, что компании, занявшие эту нишу, будут вносить существенный вклад в развитие качественного образования в России в целом.

     Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе. Учебные заведения экономят на арендной плате, электроэнергии и дорогостоящей технике, ведь для обучения не требуются отдельные помещения и компьютеры. Кроме того большую часть времени обучающиеся занимаются самостоятельно, а значит, преподаватели могут одновременно обучать большое число учеников, благодаря чему цена на дистанционное образование остается доступной. 

     Местоположение  ДО

     Лидирующую  позицию по соотношению стоимости  обучения, количеству специальностей и срокам обучения, занимают сразу 2 участника: 1) Академия «МНЭПУ», которая активно развивает дистанционную форму обучения и реализует на базе дистанционных технологий инновационные программы обучения при поддержке властей столицы и 2) Московский институт экономики и права, ЦДО - проект Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). Далее по Рейтингу* размещаются ИЭСО, Институт Коммуникативных Технологий, Институт профессиональных инноваций, МФПА, Институт психологии культур, МЭСИ, Институт дистанционного образования МФЮА, ИПЭБ (Институт Правовой и Экономической Безопасности), Гуманитарно-Экологический Институт. 

     Рейтинг дистанционного образования России[6]: 

     

     Рис.1 - Рейтинг дистанционного образования  России

     Преимущества  и недостатки дистанционного образования

 

     - Дистанционное образование незаменимо  для удалённых городов, где  другие возможность получить  желаемое образование зачастую  вообще отсутствует.

     - Для обучения не нужно покидать  свои дом, семью, друзей, работу, а также нести денежные расходы на дорогу и проживание.

     - Дистанционное образование ведется  по индивидуальным учебным планам, благодаря чему обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны.

     - У студента развиваются навыки  самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.

     - Дистанционное обучение помогает  обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.

     - Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ  к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.

     Кому  подходит дистанционное образование?

     - Тому, кто занят на работе или  дома и не имеет возможности  посещать занятия и слушать часовые лекции;

     - Тому, кто стремится повысить  свою квалификацию, раскрыть таланты и получить новые знания без отрыва от продвижения по карьерной лестнице;

     - Тому, кто любит выбирать (у каждого  студента всегда есть выбор:  общаться с преподавателями лично,  по телефону или посредством  Интернета).

     - Тому, кто любит получать от  жизни все и никогда не упускает  возможности расширить профессиональные связи и кругозор, ведь благодаря дистанционному образованию, можно обучаться на нескольких курсах одновременно.

 

      4 Экономическая  эффективность дистанционного  образования

     «Рентабельность» ,то есть экономическая эффективность ДО. Оценка стоимости образовательных систем ДО показывает, что она обходится приблизительно в 1.5 - 2 раза дешевле, в основном за счет более эффективного использования учебных помещений и технических средств, а также за счет использования более концентрированного представления содержания образования, ориентированности технологий ДО на большее количество одновременно обучающихся.

     Существенное  значение для развития дистанционного обучения имеет обоснование дидактических функций компьютерных телекоммуникаций на основе обобщения опыта реализации этого вида обучения и анализа ресурсов повышения эффективности средств телекоммуникационных технологий. К основным дидактическим функциям компьютерных телекоммуникаций в настоящее время следует отнести: предоставление доступа к различным систематизированным и несистематизированным источникам информации, организация совместных учебных проектов и исследований, оказание оперативной консультационной помощи обучаемым, оперативный обмен информацией с другими пользователями сети. Данные функции определяются в зависимости от дидактических свойств конкретного вида телекоммуникационной связи (асинхронного, синхронного, IP-подключения), поскольку по дидактическим свойствам различаются условия организации, хранения, передачи, представления информации в сети.

     Дидактический потенциал и функции компьютерных телекоммуникаций обеспечивают возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям профильного обучения и отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода. Учитывая, что профильное обучение предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования, образовательные модели, основанные на использовании дистанционных образовательных технологий, становятся эффективным ресурсом реализации профильного обучения. Высокий дидактический потенциал дистанционных технологий в профильном обучении обусловлен следующими их свойствами:

Информация о работе Дистанционное образование как вид бизнеса