Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты

Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад

Описание работы

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Работа содержит 1 файл

диплом по малому бизнесу.rtf

— 1.15 Мб (Скачать)

      В настоящее время ведутся дискуссии о необходимости повышения уровня доходов субъектов МП для применения ими упрощенной системы налогообложения. Интересно предложение о повышении планки до 20 млн. руб. и выше*(81). Представляет интерес предложение Торгово-промышленной палаты РФ (далее - ТПП РФ) применять дифференцированные планки для различных видов деятельности, чтобы упрощенную систему могли применять не только малые предприятия торговли и общественного питания, но и инновационные малые предприятия*(82).

      Таким образом по вопросу о введении критерия максимального финансового показателя в определение малого предприятия, можно сделать следующие выводы.

      Несмотря на вышеперечисленные сложности, такой показатель необходимо закрепить в законодательстве о МП. Если на сегодняшний день в России нет достаточных условий для введения критерия максимального финансового показателя для малых предприятий всех отраслей экономики, то вначале можно ввести этот критерий в тех отраслях экономики, где потребность в государственной или иной помощи минимальна (например, в сфере вышеупомянутой оптовой торговли, экспортно-импортной деятельности и др.). В дальнейшем, при стабилизации экономики и совершенствовании нормативно-правовой базы МП, возможно введение этого критерия для всех малых предприятий. При этом необходимо применять различные финансовые показатели в зависимости от вида предпринимательской деятельности.

      Не менее важен вопрос о введении критерия минимального финансового показателя. Введение данного критерия целесообразно, поскольку он позволит отсеять неработающие (или брошенные) малые предприятия. За неработающими малыми предприятиями числится задолженность по налогам. Когда правительство составляет бюджет, оно рассчитывает на поступления от этих предприятий и планирует государственные доходы и расходы, полагая, что предприятия выполнят свои обязательства перед государством*(83). Одна из причин недостаточного объема бюджетных средств кроется в том, что государство не получает доходы, на которые рассчитывает. Таким образом, неработающие малые предприятия фактически вводят в заблуждение государство, что отражается на экономике страны.

      Вводить такой критерий надо очень осторожно, не навредив работе стартующих и малоприбыльных малых предприятий. Целесообразно устанавливать его для предприятий, проработавших не менее двух лет. Ставка минимального финансового показателя должна быть очень низкой, почти символической, так как ее цель - отсеять неработающие (или брошенные) малые предприятия.

      При определении субъекта МП возникает еще один вопрос. Следует ли предоставлять статус субъекта МП всем организациям и индивидуальным предпринимателям, соответствующим установленным в Законе N 88-ФЗ критериям?

      Закон N 88-ФЗ относит к субъектам МП все без исключения предприятия, соответствующие определенным критериям.

      Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"*(84) государственная поддержка малого предпринимательства оказывается субъектам МП, соответствующим критериям, установленным федеральными законами "О государственной поддержке в Российской Федерации" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", за исключением следующих субъектов малого предпринимательства:

      а) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);

      б) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

      в) нерезиденты Российской Федерации.

      В ст. 346.12 НК РФ перечислен целый ряд субъектов МП, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:

      - организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

      - банки;

      - страховщики;

      - негосударственные пенсионные фонды;

      - инвестиционные фонды;

      - профессиональные участники рынка ценных бумаг;

      - ломбарды;

      - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

      - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

      - организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

      - организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

      - организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

      - организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;

      - иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

      Таким образом, в законодательстве уже есть предпосылки для исключения некоторых субъектов из числа субъектов МП. Представляется целесообразным исключить некоторые организации и индивидуальных предпринимателей из числа субъектов МП.

      Рассмотрим вопрос о том, насколько целесообразно относить к малым предприятиям юридические лица, имеющие представительства и филиалы. НК РФ исключает их из числа субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения. Более того, существует мнение согласно которому к малым предприятиям не должны относиться структуры, имеющие дочерние структуры*(85). Таким образом, выдвигается предложение об исключении из числа субъектов МП не только филиалов и представительств, являющихся обособленными подразделениями юридического лица, но и дочерних организаций. Исключение данных структур из числа малых предприятий имеет как положительные стороны, так и отрицательные.

      С одной стороны, разрешая малым предприятиям иметь обособленные подразделения, государство несколько расширяет их возможности по сравнению с субъектами, не имеющими таких подразделений. Ведь нередко через обособленные подразделения проводятся сверхприбыльные сделки (часто незаконные), получая такие же льготы, как малые предприятия, не имеющие обособленных подразделений. Так нарушается баланс интересов между субъектами МП. К тому же намного сложнее проконтролировать малое предприятие (тем более многопрофильное), имеющее обособленное подразделение (а тем более несколько), на предмет соответствия критериям субъекта малого бизнеса.

      В то же время запрещение малым предприятиям иметь обособленные подразделения может привести к ряду негативных последствий.

      Во-первых, часть структурных подразделений действующих малых предприятий будет функционировать нелегально из-за перспективы лишиться льгот, отчего пострадают в первую очередь местные бюджеты.

      Во-вторых, те фирмы, которые не захотят терять статус малого предприятия, ликвидируют свои обособленные подразделения, работники которых пополнят ряды безработных. К тому же нельзя утверждать, что все малые предприятия, имеющие структурные подразделения, проводят через них сверхприбыльные сделки. Лишение таких предприятий статуса малого, а следовательно, льгот, осложнит их финансовое положение.

      В-третьих, это затормозит развитие малых предприятий. Они потеряют стимул к наращиванию своего потенциала. Как правило, создавая филиалы и представительства, малые предприятия затем становятся средними и даже крупными предприятиями. Тормозить данный процесс - значит тормозить динамичное развитие экономики в целом.

      В-четвертых, это может привести к еще большей изоляции регионов России друг от друга. Большое количество малых предприятий находится в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Некоторые из них имеют свои обособленные подразделения в других субъектах РФ. Закрытие данных подразделений может обострить социально-экономическую ситуацию в регионах России.

      Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день нецелесообразно исключать из числа субъектов МП те из них, которые имеют свои обособленные подразделения. По мере стабилизации экономической обстановки в стране и увеличения количества малых предприятий можно предусмотреть в законодательстве критерий максимального финансового показателя для малых предприятий, имеющих обособленные подразделения.

      Что же касается юридических лиц, имеющих дочерние организации, то они не должны относиться к субъектам МП. Исключение следует сделать лишь для тех субъектов малого бизнеса, которые уже имеют дочерние организации на момент принятия соответствующей нормы закона, во избежание негативных последствий, отмеченных ранее. Можно сохранить за ними статус субъекта МП, например, в течение двух лет.

      Следующий субъект, причисление которого к субъектам МП вызывает определенные сомнения, - это индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом. НК РФ исключает их из круга субъектов МП, применяющих упрощенную систему налогообложения.

      Представляется, что оказывать индивидуальным предпринимателям, занимающимся игорным бизнесом, какую-либо государственную помощь нецелесообразно. При предоставлении государством помощи и льгот следует, в первую очередь, исходить из того, насколько та или иная деятельность приносит пользу обществу, соответствует интересам государства. Только при положительном ответе на этот вопрос может учитываться и то, кем она осуществляется.

      Также необходимым является решение вопроса о правомерности отнесения к субъектам МП многопрофильных организаций, где один из видов деятельности запрещен для осуществления такими субъектами. Например, если организация помимо торговли занимается производством подакцизных товаров или организация помимо бытового обслуживания населения занимается игорным бизнесом? В этой связи важно отметить следующее: если в многопрофильной организации хотя бы одним из видов деятельности является деятельность, запрещенная для субъектов МП, то независимо от ее доли в годовом объеме оборота (прибыли) такая организация не должна относиться к субъектам малого бизнеса. Иначе в законе будет лазейка для тех, кто исключен из числа субъектов МП.

      Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным закрепить в действующем законодательстве следующее определение субъекта МП:

      "К субъектам малого предпринимательства наряду с физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относятся и коммерческие организации, отвечающие следующим требованиям:  

      - средняя численность работников за год не превышает 100 человек (в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 50 человек);   

      - совокупная доля (вклад, пай) участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами МП, общественных, благотворительных и религиозных организаций (объединений) в уставном (складочном) капитале или паевом фонде организации составляет не более 25%;    

      - остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. рублей, а в торговле и бытовом обслуживании населения доход от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 50 млн. рублей.

      К субъектам малого предпринимательства не относятся: кредитные организации; страховые организации; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; государственные и муниципальные унитарные предприятия; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты