Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты

Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад

Описание работы

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Работа содержит 1 файл

диплом по малому бизнесу.rtf

— 1.15 Мб (Скачать)

      В настоящее время на многих предприятиях сохраняется ситуация, когда выпускается продукция, поступает прибыль, а разрешение на использование технологии, по которой работает производство, не получено. В связи с этим результаты интеллектуальной деятельности часто используются без согласия владельца, занижается себестоимость, переплачивается налог на прибыль, не формируются соответствующие фонды развития. Необходимость правовой охраны вызвана высоким риском копирования конкурентами содержания оригинальной информации, вследствие чего предприятие теряет преимущество на рынке.

      Хрестоматийным примером неумения использовать свои инновационные ресурсы явилась ситуация середины 90-х годов прошлого века, в которую попали два российских малых предприятия по изготовлению и установлению металлических дверей*(152). Одна из фирм - акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) "Прогресс" сумела получить патент на особую конструкцию замка, встроенного в дверь, и решила получить дополнительный доход от продажи разрешения использовать свое изобретение, подав иск на другую фирму частное предприятие (ЧП) "Клин", - выпускающую аналогичную продукцию. Однако ответчик в суде потребовал признать патент недействительным. Основанием для таких претензий стала рекламная листовка, которую АОЗТ распространяло в начале своей деятельности, указав удачную схему замка и не подав еще заявку в Роспатент.

      Встречный иск стал полной неожиданностью для АОЗТ, и было решено предложить мировую сделку в форме безвозмездной лицензии, что сохраняло патент и позволяло обеим фирмам продолжать свою деятельность. Однако фирма "Клин" желала проучить конкурента, не просчитав своих возможных потерь. На переговорах каждая сторона стояла на своем. ЧП "Клин" пыталось получить патент самостоятельно, но некоторые усовершенствования были недостаточны по сравнению с хоть и признанным недействительным, но опубликованным патентом АОЗТ. В результате удачную конструкцию двери стали копировать другие фирмы. Запретить им это было невозможно, так как патентование не состоялось. Цены на такие двери упали и оба конфликтующих малых предприятия понесли убытки.

      Субъекты МП осуществляют самофинансирование от использования объектов интеллектуальной собственности несколькими способами.

      1. Используется стратегия "нападения" на субъекты хозяйствования путем получения монопольных прав для провоцирования всех, кто использует аналогичные результаты интеллектуальной деятельности, на приобретение разрешений для продолжения их использования. Имея оформленные права на технологию производства продукции, например, можно на законном основании контролировать весь рынок и преследовать конкурентов. Однако в использовании такой стратегии нужна осторожность. В качестве примера можно привести вышеуказанное АОЗТ "Прогресс" в случае, если бы оно выиграло судебный процесс.

      2. Следующий способ заключается в получении субъектом МП монопольных прав на период выведения новой продукции на рынок.

      В 1995 году Курский областной суд признал незаконность выпуска акционерным обществом (АО) "Кристалл" пульверизаторов по патенту на промышленный образец (художественно-конструкторское решение), принадлежащему двум частным лицам, которые на своем малом предприятии сами выпустили такую продукцию и стали испытывать трудности с реализацией. АО опередило их и поставило пульверизаторы на ряд парфюмерных фабрик. Пострадавшая сторона предложила АО заключить лицензионный договор, но получила отказ. Суд указал на преднамеренный характер действий нарушителя прав интеллектуальной собственности, запретил ему дальнейший выпуск этой продукции и определил убытки истца в размере всей полученной ответчиком прибыли. Эта сумма вместе с признанным судом размером морального ущерба поступила на счет малого предприятия, от которого подавался иск*(153).

      3. Следующий способ заключается в создании рекламного имиджа путем информирования об уникальности и правовой охране выпускаемой продукции или о работе по лицензии известного производителя. Данная стратегия уже давно используется в российском малом бизнесе. Малые предприятия, которые начинают активно работать с известными зарубежными фирмами, оформляют свои права на их товарные знаки, укрепляя свою позицию на рынке и предохраняя себя от одностороннего разрыва контрактов с именитым партнером.

      4. Еще один способ - это оптимизация финансово-хозяйственной деятельности предприятия путем:

      - снижения налога на прибыль в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов и величину затрат на создание объектов интеллектуальной собственности;

      - экономии отчислений на зарплату при оплате труда через авторское вознаграждение за создание объектов интеллектуальной собственности;

      - экономии налога на добавленную стоимость, если сделка оформляется как патентный или авторский договор;

      - экономии подоходного налога физических лиц (авторов)  - объектов интеллектуальной собственности.

      Использование льгот, предоставленных законодателем для поощрения введения в практику результатов интеллектуальной деятельности, позволяет существенно снизить налоги на прибыль, на добавленную стоимость и на ряд обязательных выплат. Это становится дополнительным источником дохода. Величина стоимостной оценки и сроки амортизации допускают варьирование в достаточно широких пределах. Поэтому умелое использование налоговых льгот при создании и использовании интеллектуальной собственности называют "неофициальным офшором" на законном основании.

      Преимущества использования инновационных ресурсов в качестве нематериальных активов для более эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности уже используются малыми предприятиями.

      Ряд коммерческих и производственных фирм существенно сокращает свои налоговые выплаты, оформляя служебные задания как создание интеллектуальной собственности, относя к этому описание состояния маршрута перевозки груза и характера взаимоотношений с заказчиком, разработку компьютерной программы для распечатки бланков и т.д. В научной литературе высказывается мнение о том, что "любую работу отчасти можно оформить как создание и передачу информации о технологии ее выполнения"*(154). Стоимость прав на такую информацию определяется соглашением сторон.

      Предприятия оценивают и ставят на учет товарные знаки, а потом передают их как нематериальный актив при создании новых предприятий, сохраняя материальные ресурсы. Технологию, по которой выпускается пользующаяся спросом продукция, также оформляют как нематериальный актив, амортизация которого снижает налогооблагаемую базу. Перечень подобных конкретных действий субъектов МП по использованию возможностей правового механизма интеллектуальной собственности для уменьшения издержек производства и получения дополнительного дохода можно продолжить.

      Таким образом, действующая в России нормативная база правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности дает возможность субъектам МП использовать нематериальные активы для самофинансирования.

      Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что у субъектов МП есть немало источников для самофинансирования. Умение использовать их в полной мере служит залогом успеха. Целесообразно усовершенствовать законодательство, касающееся вопросов налогообложения прибыли, применения механизма ускоренной амортизации, участия на рынке ценных бумаг и других источников самофинансирования малого бизнеса.

Гражданско-правовые формы финансового обеспечения малого предпринимательства

 

      Одним из наиболее эффективных способов финансирования МП в условиях ограниченности как государственных финансовых ресурсов, так и собственных накоплений предпринимателей является лизинговая форма приобретения имущества*(155).

      Согласно опросу, 38% лизинговых компаний работают исключительно с малыми и средними предприятиями, а еще 40% работают с предприятиями любого размера*(156). Таким образом, малые предприятия являются потенциальными клиентами для 78% опрошенных лизинговых компаний.

      Лизинг для малого бизнеса специфичен. Он сопряжен с исключительным многообразием используемых им видов оборудования: производственное и строительное оборудование, мини-пекарни, мини-заводы по переработке молока, мяса и другой сельскохозяйственной продукции, мини-типографии и т.д.

      Лизингодателями могут быть коммерческие организации либо индивидуальные предприниматели.

      Существует три категории лизинговых компаний*(157):

      - независимые коммерческие лизинговые компании;

      - промышленные предприятия во взаимодействии с банками. Такого рода объединения действуют главным образом в нефтегазовом и горнодобывающем секторах экономики (например, "Интеррос");

      - банки и их "кэптивные" структуры: некоторые частные и государственные банки также предлагают в лизинг свои собственные продукты (например, Сбербанк).

      Действующие на российском рынке лизинговые компании, как правило, "привязаны" к источникам финансирования. Они являются либо дочерними компаниями банков, либо отраслевыми компаниями ("Строймостлизинг", "Интерагролизинг"), либо имеют государственную или муниципальную поддержку ("Московская лизинговая компания", "Мособллизинг").

      Лизинговые компании учреждаются в форме ООО, ЗАО, ОАО. Существует мнение, что лизинговую компанию целесообразно учредить в форме ЗАО*(158). Наличие статуса субъекта МП выгодно лизинговым компаниям, поскольку позволяет получить определенные льготы по налогообложению, предоставлению отчетности, приобретению государственной поддержки как субъекту МП.

      С конца 90-х гг. XX в. существуют лизинговые компании, созданные специально для работы с субъектами МП, - ООО "Лизинговая компания малого бизнеса", ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Татарстана".

      В качестве лизингодателя может выступать и гражданин - глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако это большая редкость. В частности, в практике развития предпринимательства в Волгоградской области не было обнаружено ни одного лизингового договора, где в качестве лизингодателя выступал бы гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица*(159).

      В малом бизнесе в качестве лизингополучателей часто встречаются индивидуальные предприниматели и фермеры.

      В специальной литературе выдвигается предложение о внесении в ст. 3 Закона N 88-ФЗ дополнения следующего содержания: "Под субъектами малого предпринимательства понимаются лизинговые компании, деятельность которых на 70 и более процентов формируется за счет лизинговых договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства. На лизинговые компании не распространяются иные критерии, предусмотренные в п. 1 ст. 3 настоящей статьи закона"*(160).

      Такое предложение позволит крупным лизинговым компаниям приобрести статус субъекта МП, что лишено всякого смысла. Представляется нецелесообразным вносить какие-либо исключения в определение субъекта МП. Лизинговая деятельность вполне подходит под определение "других видов деятельности", для которых в Законе N 88-ФЗ установлен лимит - 50 человек.

      Основополагающими нормативными актами, регулирующими лизинговые правоотношения на территории РФ, в настоящее время являются ГК РФ и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. от 18 июля 2005 г., далее - Закон о лизинге)*(161).

      Согласно ст. 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

      Лизинг имеет ряд преимуществ для лизингополучателя - субъекта МП:

      - лизинг обеспечивает получение оборудования без его полной оплаты, что позволяет организовать новое производство без привлечения крупных финансовых ресурсов;

      - лизингополучатель решает вопросы приобретения оборудования и его финансирования почти одновременно;

      - лизинговая компания, аккумулируя заявки по большому количеству однородных видов оборудования (например, мини-пекарни, фотолаборатории и т.д.), имеет больше возможностей для достижения минимальных контрактных цен;

      - банки предпочитают финансировать приобретение основных средств через лизинговую компанию, так как лизинговая сделка предполагает более прочное обеспечение, чем просто кредит;

Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты