Характеристика малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 04:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данного реферата является дать характеристику малого предпринимательства, показать его преимущества и недостатки и рассмотреть проблемы и перспективы развития на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика малого предпринимательства 4
1.1. Понятие и определяющие критерии малого предпринимательства 4
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности 8
1.3. Виды и функции малого предпринимательства 11
2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 13
3. Проблемы малого предпринимательства на современном этапе 16
3.1. Влияние кризисных явлений в экономике РФ
на малое предпринимательство 16
3.2. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства
в условиях "кризиса" 19
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 51.56 Кб (Скачать)

    Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

    1) более высок уровень риска,  поэтому высокая степень неустойчивости  положения на рынке; 

    2) зависимость от крупных компаний;

    3) недостатки в управлении делом; 

    4) слабая компетентность руководителей,  повышенная чувствительность к  изменениям условий хозяйствования;

    5) трудности в заимствовании дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов;

    6) неуверенность и осторожность  хозяйствующих партнеров при  заключении договоров (контрактов)

    7) ограниченная сфера деятельности, малому бизнесу практически нет  применения в фондоемких, наукоемких  отраслях, требующих больших капиталовложений.

    Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и  др.

3. Проблемы  малого предпринимательства на  современном этапе 

3.1. Влияние  кризисных явлений в экономике  РФ на малое предпринимательство 

    По  данным Федеральной службы государственной  статистики РФ число малых предприятий  на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов  оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги  деятельности субъектов малого предпринимательства  за 2007 год можно рассматривать  как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного  сектора отмечаются уже в течение  нескольких последних лет. Кроме  того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив  как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа  малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются  определенные меры по устранению административных барьеров.

    Однако  указанные положительные тенденции  развития сектора малого предпринимательства  могут быть сняты воздействием как  общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями  в экономике зарубежных стран  и Российской Федерации, зафиксированных  в третьем квартале 2008 года.

    К общим негативным факторам, оказывающим  влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

    К специфическим факторам в свою очередь  относятся следующие:

    Во-первых, это резкое сокращение доступа к  дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

    Субъекты  малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров  у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.

    Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую  зависимость малого бизнеса от внутреннего  спроса. Данный фактор заключается  в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих  в России. Доля экспортоориентированных  малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий  окажет значительное негативное влияние  на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных  средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

    В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере  розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование  при работе с крупными производителями  и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку  из-за кризиса ликвидности и затруднения  доступа к финансовым ресурсам предприятия  не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки  необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

    В-четвертых, кризисные явления увеличивают  риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки  малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий  и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями  инфраструктуры поддержки, некоторые  организации инфраструктуры могут  прекратить свое существование.

    В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и  платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут  вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

    В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений  в экономике, субъекты малого предпринимательства  будут:

    1) замораживать все проекты, которые  направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового  оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала,  освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек,  совершенствование методов управления, организации производства и сбыта  и т.п.);

    2) прикладывать все усилия по  сокращению инвестиционных и  налоговых расходов;

    3) пересматривать методы работы  с контрагентами (например, предприятия  будут отказываться от предоплаты  на покупаемый товар и предъявлять  более серьезные требования к  покупателям, чтобы избежать возможности  неплатежей за отгруженную продукцию)

    4) будут наращивать привлечение  заемных средств с нелегальных  кредитных рынков (от ростовщиков  и криминальных кредитных касс - "общаков") и перестанут пользоваться  кредитными услугами легального  рынка кредитования, поскольку доступ  к ним будет ограничен.

    Безусловно, кризис повлияет не на все малые  предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов  малого предпринимательства будет  не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:

    - предприятия, производящие недорогую  продукцию массового спроса и  предоставляющие относительно дешевые  услуги населению; 

    - предприятия, производящие товары/услуги  с неэластичным спросом; 

    - предприятия, не использующие  в своей работе заемные средства;

    - предприятия, имеющие постоянные  и налаженные отношения с банками,  которые могут предоставить кредиты  в сложный момент;

    - предприятия, имеющие административную  поддержку и работающие по  государственному / муниципальному  заказу.

        

    3.2. Меры, направленные на развитие  малого предпринимательства в  условиях "кризиса". 

    Меры, направленные на развитие малого предпринимательства  в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

    - меры в области налогового  регулирования; 

    - меры в области сокращения  административных барьеров;

    - меры в области кадровой поддержки  малых предприятий. 

    Меры  в области налогового регулирования  могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь  образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления  инвестиций в форме капитальных  вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей  системе налогообложения, и временное  освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным  режимам налогообложения).

    С целью высвобождения у малых  предприятий дополнительных средств  целесообразно сократить общую  налоговую нагрузку на малые предприятия  за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом  снижение налогов для малых предприятий  послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

    Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых  предприятий. Следует рекомендовать  ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской  ответственности, ограничения внепроцессуальных  прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

    В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими  шагами по оптимизации данной формы  оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить  предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов  продукции и уточнению единого  перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня  продукции, подлежащей декларированию соответствия.

    При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с  закреплением конкретных показателей  результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию1, которые  являются серьезным барьером для  малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции  высокого передела и инновационных  секторов), приведет к увеличению свободных  средств предприятий, часть из которых  может быть направлена на инвестиции.

    Необходимо  также упростить доступ малых  компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения  к энергомощностям малых предприятий.

    Учитывая  высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних  и крупных предприятий, можно  предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников  на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Предпринимательство и предпринимательская деятельность - это инициативная и самостоятельная  деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли  и личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность  в определенных пределах. Предприниматель  может осуществлять любые виды хозяйственной  деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Информация о работе Характеристика малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства