Проблемы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие предпринимательства.

Содержание

Введение ……..……………………………………………….....................................3
1. Сущность, функции и роль предпринимательства……………...………………..5
2. История развития предпринимательства………..................................................10
3. Проблемы развития предпринимательства в России…………………………...12
Заключение ………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

хоз право.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 

Кафедра гуманитарного образования и социологии 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Хозяйственное право»

на тему: «Проблемы малого предпринимательства» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнил: студент группы

                                                                                                  

                                                                        Проверил:  
 
 
 

 

Содержание

 

Введение  ……..……………………………………………….....................................3

1. Сущность, функции и роль предпринимательства……………...………………..5

2.  История развития предпринимательства………..................................................10

3. Проблемы развития предпринимательства в России…………………………...12

Заключение  ………………………………………………………………………….22

Список использованной литературы  ……………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

      Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие предпринимательства.

    По  видам, формам и величине деятельности предпринимательство можно классифицировать на крупный, средний и малый бизнес. Развитие мелкого предпринимательства в современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству приобретает особое значение. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

    Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны мгновенно отзываться на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что в нашей высокомонополизированной экономике имеет первостепенное значение. 

    Развитие  малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию  разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

    Малый  бизнес в рыночной экономике —  ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

    К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе  развития. Несмотря на принимаемые  правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

    Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и  построения рыночной экономики является развитие и нормальное функционирование малого предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Сущность, функции  и роль предпринимательства

   Впервые понятие «предпринимательство»  употребил английский экономист конца 17 – начала 18 в.в. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.1

   Позже известный французский экономист  конца 18 – начала 19 в.в. Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинацию 3 классических факторов производства – земли, капитала, труда. Основной тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

     На сегодняшний день в мире  не существует общепринятого  определения предпринимательства.  Американский ученый, профессор  Роберт Хизрич определяет предпринимательство  как процесс создания чего-то  нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Например, английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия»2.

   Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на получение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

   Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

     Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

   Для изучения предпринимательства также  необходимо выделить его существенные признаки и реализуемые им цели, к которым относятся:

   - во-первых, предпринимательство –  вид рисковой человеческой деятельности, связанный со свободой выбора направлений и методов деятельности, самостоятельности  и ответственности в принятии решений. При этом следует отметить в виду то обстоятельство, что, рискуя, предприниматель в рыночной системе хозяйствования не обходится без банкротства и множества негативных последствий;

   - во-вторых, предпринимательство –  это деятельность, направленная  на получение прибыли, успеха, наилучшего конечного результата. Качествами предпринимателя обладают  люди не только в материальном производстве, но и занимающиеся творческим трудом, достигая не материального успеха, а признания;

   - в-третьих, цивилизованная предпринимательская  деятельность позволит не только  получить прибыль, либо успех,  но и решает социальные проблемы  общества;

   - в-четвертых, сущность явления предпринимательства раскрывается в его функциях:

  Экономическая функция предпринимательства  заключается в том, что она обеспечивает непрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системы общества, постоянно обновляет инновациями среду, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.

  Социальная  функция предпринимательства  заключается в том, что она смягчает стихийное воздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

     Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая функция предпринимательства, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

  Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.3 

  Согласно  закону под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; 
на транспорте - 100 человек;  в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.4

  Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      Предпринимательство в масштабе  малого предприятия обладает  рядом качественных особенностей:

    В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

    Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

     Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

     Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку,  малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

     Пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

     Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

     Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

   Предпринимательство всегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Крупные радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию, общество.  
 
 
 
 
 

    2. История развития предпринимательства

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства