Роль малого предпринимательства и проблемы его развития в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятия и роль малого бизнеса в России;
- раскрыть проблемы развития малого предпринимательства;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства с России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………3
1.ПОНЯТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ…….…….………..6
1.1. Понятие и отличительные черты малого предпринимательства……......6
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике……………………..….23
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ…………………………………………………………………………………..27
2.1.Причины возникновения проблем развития предпринимательства…………………………………………………….…..……27
2.2.Общие проблемы предпринимательства……………...………………….29
2.3. Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России………………………………………………...….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..43

Работа содержит 1 файл

малый бизнес - копия.docx

— 69.01 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

ОБРАЗОВАНИЯ

БРАТСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики и менеджмента 

Малый бизнес в рыночной  среде

                                                                                Контрольная работа

                                             Вариант № 05

 

 

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РФ

 

 

 

 

Выполнил студент

группы ГМУз-08                                                                               Молчанова В.А.

 

 

 

 

 

Руководитель

Ст. преподаватель

кафедры ЭиМ                                                                                     Черутова О.В.

 

 

 

                                                

 

 

Братск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………3

1.ПОНЯТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РФ…….…….………..6

      1.1. Понятие и отличительные черты малого предпринимательства……......6

      1.3 Роль  малого предпринимательства в  экономике……………………..….23

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ…………………………………………………………………………………..27

      2.1.Причины  возникновения проблем развития  предпринимательства…………………………………………………….…..……27

      2.2.Общие  проблемы предпринимательства……………...………………….29

2.3. Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России………………………………………………...….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С переходом экономики Российской Федерации к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются в основном мелкие предприятия.

Предпринимательство - сложный  социально-экономический процесс  по структуре и целям, которые  определяются под воздействием личных интересов предпринимателей и внешних  факторов. При этом личные интересы изменяются, как правило, в зависимости от достигнутых экономических результатов.

Опыт управления малым  бизнесом, накопленный в странах  Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.

Мировая практика доказала, что крупное производство - атрибут  экономической мощи государства, а крупные предприятия - основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.

Значение крупного производства будет сохраняться и в России, поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.

Во многих субъектах Российской Федерации поняли значимость малого предпринимательства и в отличие  от центрального правительства уже  активно его используют для повышения  занятости населения, пополнения своих  бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые - с помощью роста экспорта.

К сожалению, в субъектах  Российской Федерации существуют разные точки зрения на необходимость стимулирования малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют  данные о количестве малых предприятий относительно числа жителей краев и областей. При этом меньше всего их в дотационных регионах с высоким уровнем безработицы. Именно здесь региональные органы власти не принимают конкретных решений по развитию малого предпринимательства. Исправить положение можно только при наличии «сквозных» федеральных законов, регулирующих малое предпринимательство в целом и определяющих границы законодательной инициативы на региональном уровне. Без них невозможно создать равные условия для субъектов малого предпринимательства.

Данную тему  можно  считать актуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого сектора. 
       Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятия  и роль малого бизнеса в  России;

- раскрыть проблемы развития малого предпринимательства;

- проанализировать основные  тенденции малого предпринимательства с России.

Данная курсовая работа состоит  из: введения, двух глав, содержательной части, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

 

 

1.1. Понятие и отличительные черты малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних  предприятий, выступающих как экономические  субъекты рынка. Эти предприятия  не входят в состав монополистических  объединений и занимают по отношению  к ним в хозяйственном отношении  подчиненное или зависимое положение.

Можно выявить недостатки малого бизнеса:

- по сравнению с крупными предприятиями МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

- МП зависимы от крупных компаний.

- слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

- малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

-     МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

- несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики [2].

- малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Традиционно выделяют три  основных вида предпринимательской  деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Каждый из них подразделяется на некоторые подвиды, исходя из их функционального назначения деловой направленности - производство товаров, предоставление услуг и т.д. 

Производственное предпринимательство. Здесь осуществляется производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др. 

Этот вид предпринимательской  деятельности считается наиболее сложным  и затратным, поскольку для его  осуществления необходимы основные и оборотные средства, наемные работники. Могут понадобиться работы или услуги сторонних организаций. Напомним, что основные производственные фонды (средства производства) включая здания, сооружения, машины и оборудование, станки, передаточные устройства, транспортные средства, измерительные приспособления, измерительные и регулирующие приборы и устройства, производственный инвентарь, лабораторное оборудование, вычислительную технику и т. д. Важнейший элемент - рабочие машины и оборудование. К ним относится все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов. 

Эта часть основных фондов условно называется активной частью, так как именно на станках, машинах  и оборудовании непосредственно  изготовляется продукция. Инструмент и приспособления относят к основным фондам по двум признакам: по стоимости  и по сроку службы. Поэтому любой  предприниматель, начиная дело, должен приобрести или арендовать необходимые  средства производства. 

Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, запасные части  для ремонта, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент. Сюда же относят покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущего периода. Сырье включает предметы, полученные в добывающих отраслях промышленности, (руда, нефть, уголь и т. п.) или в аграрном секторе (хлопок, шерсть, кожа и т. п.), не прошедшие промышленной переработки. 

Материалы - это предметы труда, прошедшие определенные этапы  переработки и поступающие для изготовления готовой конечной продукции. При этом часть материалов (основные) составляет основу будущего готового продукта (металл, дерево, ткань и пр.), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, фурнитура и пр.), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, фурнитура и пр., или способствуют технологии процесса производства (смазочные масла, обтирочные материалы и т. п.). Инструменты и инвентарь относятся к оборотным фондам также по двум признакам: по стоимости и сроку службы. Предметом особого внимания предпринимателя должны быть расходы будущего периода, т. е. повышенные расходы при освоении новой продукции, а также расходы, связанные с удорожанием исходных материалов, инфляционных ожиданий, динамикой рыночной конъюнктуры. К затратам оборотного капитала также относятся расходы, связанные с работниками (рабочей силой: наем, оплата труда и пр. Поэтому важен при подборе персонала уровень профессиональной подготовки, опыт работы, умение работать в слаженной команде, коллективе единомышленников. 

Наиболее полное представление  об эффективности конкретного производственного предпринимательского проекта дает бизнес-план. При его разработке у начинающего предпринимателя есть возможность определить направления деятельности своего предприятия в коротком и длительном периодах, производственные возможности, материальное и финансовое обеспечение, оценить кадровый состав[12].

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Это рисковое (венчурное) предпринимательство, связанное с затратами на научные исследования, конструкторские работы, опытное производство. Иначе подобные затраты называются инновациями. В экономической литературе обычно выделяют три основных вида инновационного предпринимательства:  
- инновация продукции, т. е. процесс обновления потенциала фирмы, увеличение получаемой прибыли, укрепление позиций на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимости и т. д.;  
- инновация технологии. Она связана с обновлением производственного потенциала - ростом производительности труда, экономии сырья, ресурсов;  
- социальные инновации, применение которых расширяет возможности поведение на рынке труда рабочей силы, мобилизует персонал на достижение поставленных целей.  
Процесс инновационного предпринимательства включает четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Считается, что наиболее приемлема форма малого предприятия (высокая гибкость, динамизм и пр.). 

Фермерство. Согласно Федеральному закону «О фермерском (крестьянском) хозяйстве» в основу фермерского хозяйства положен принцип родства или свойства. Закон требует, чтобы членами хозяйства были только супруги, их родители, дети, братья и сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов. При необходимости разрешено принимать в хозяйство граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, но таких работников не может быть больше пяти. Фермерское хозяйство - форма индивидуального предпринимательства. Деятельность фермера осуществляется без образования юридического лица. Предпринимателем признается с момента государственной регистрации. Имущество хозяйства принадлежит всем его членам на правах совместной собственности, если договором не установлен иной порядок. При долевой собственности на имущество доли членов хозяйства устанавливаются соглашением между ними. Владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, а также доходами, в порядке, достигнутом соглашением между членами хозяйства.  
Различают семейные хозяйства и семейно-групповые (обычно более крупные). Наиболее эффективны, а, следовательно, прибыльны узкоспециализированные хозяйства. Мировой опыт так же показывает, что успешны крупные хозяйства, применяющие передовые технологии и организацию труда. Земля обычно арендуется и находится в долгосрочном пользовании. 

Информация о работе Роль малого предпринимательства и проблемы его развития в РФ