Развитие малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.
Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике.
И лишь в нашей стране малое предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….............3
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в экономике……....4
1.1. Сущность малого предпринимательства ….……………………...…4
1.2. Виды малого предпринимательства ……………………………....10
Глава 2. Условия эффективного развития малого предпринимательства………………………………………………………….12
2.1. Обеспечение законодательной базы ……………………………..…12
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства……15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ……………………18
3.1. Современное состояние проблемы малого бизнеса …………….…18
3.2. Проблемы развития малого предпринимательства ………………..23
3.3. Перспективы развития малого бизнеса ……………………….……27
Заключение …………………………………………………………………..…29
Список использованной литературы …………………………………...…..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Алёны.docx

— 62.25 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧУВАШСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Развитие малого предпринимательства в РФ»

по дисциплине: «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

Чебоксары - 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………….............3

Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в экономике……....4

1.1. Сущность малого предпринимательства ….……………………...…4

1.2. Виды малого предпринимательства ……………………………....10

Глава 2. Условия эффективного развития малого предпринимательства………………………………………………………….12

2.1. Обеспечение законодательной базы ……………………………..…12

2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства……15

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ……………………18

3.1. Современное состояние проблемы малого бизнеса …………….…18

3.2. Проблемы развития малого предпринимательства ………………..23

3.3. Перспективы развития малого бизнеса ……………………….……27

Заключение …………………………………………………………………..…29

Список использованной литературы …………………………………...…..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировой опыт подтверждает: малое предпринимательство - очень  важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться  государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта.

Малое предпринимательство  во многом способствует поддержанию  конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору  общественному устройству, организованному  на началах рынка, а также формирует  новый социальный слой предпринимательства.

Сегодня малое предпринимательство  в России, несмотря на провозглашенный  ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения  курс на рыночную экономику, развивается  замедленно и противоречиво.

На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство  нуждается в серьезной государственной  поддержке. Содействие малому бизнесу  должны оказывать как государственные  органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства…). Для  этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную  политику в отношении малого бизнеса.

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное  регулирование малого бизнеса, а  на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.

Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является для  России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько  важную роль играет малый бизнес в  их экономике.

И лишь в нашей стране малое предпринимательство  остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.

Глава 1. Место  и роль малого предпринимательства  в экономике

1.1. Сущность малого  предпринимательства

Малое предпринимательство – это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, критериях (показателях), конституирующих  сущность этого понятия.

Понятие “малое” - это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности.

Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают  число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек, но имеются примеры, где число работников допускается до 200 человек, и где их должно быть не более 15 человек. Это зависит от сферы деятельности предприятия.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. №88-ФЗ под  субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, а доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. При этом численность работников предприятия не должна превышать:

  • для промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле, бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и видах деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реального  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

В случаях превышения малым  предприятием вышеназванной численности  работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Под субъектами предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его  выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации  работы, льготами со стороны государства.

Малое предприятие является юридическим  лицом. Это означает, что имеется  его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельности индивидуально  учитывается и контролируется.

Юридическое лицо - учреждение, предприятие, фирма, отвечающие определенным законодательным признакам (наличием устава, печати, счета в банке, государственная регистрация, названия). В качестве юридического лица может выступать не только группа граждан, но и отдельный гражданин.

Однако интересы малого предприятия  представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник. Они  подписывают договора, закупают сырье, продают продукцию, совершают сделки, но при этом каждый из них действует  только лишь как представитель предприятия  и поэтому ответственность за действия конкретного работника  несет предприятие. Таким образом, малое предприятие участвует  в хозяйственной деятельности как  единый коллектив.

Малому предприятию принадлежит  имущество (оборудование, автомобили, мебель, здание). Оно может приобретать  и продавать свое имущество, управлять  его использованием. Ни владелец, ни руководитель, ни работник малого предприятия  не являются владельцами имущества. От своего персонального имени они  не могут продавать или использовать имущество малого предприятия.

Взаимодействие отдельного человека и малого предприятия определяется конкретным договором, поручением, должностной  инструкцией.

Малое предприятие может  заниматься любой деятельностью, разрешенной  законами страны, но имеются виды услуг  и продукции, которые реализуются  в основном малыми предприятиями. Это  сервисное обслуживание населения, общественное питание, ремонт бытовой  техники, рекламные услуги, прокат автомобилей, фотография, печатные услуги, обучение и т. д.

Каждая сфера малого предпринимательства  имеет отличия в организации  деятельности, экономических принципах, правилах построения финансовых потоков, характере партнерских отношений.

С точки зрения особенностей работы малые предприятия можно  разделить на две группы: традиционные и инновационные.

Традиционные малые предприятия  отличаются стабильностью объемов  и сферы деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых  человек не может обойтись, выпускают  продукцию широкого потребления. Примерами  таких предприятий являются небольшие  специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т.п. У владельцев этих фирм нет  планов по стремительному развитию, они  ориентируются на небольшие суммы  прибыли и сохранение традиций в  деятельности.

Инновационные малые предприятия  возникают на основе конкретных научных  открытий. Они часто оказываются  первым шагом для будущего нового вида производства, новых продуктов. Наиболее характерным примером такого типа предприятий было первое предприятие  по сборке персональных ЭВМ. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует. Если новые виды товаров  не будут покупаться, то предприятие  разорится, и все вложенные в  него капиталы пропадут. Но если новое  дело получит успех, то прибыль будет  быстро расти, владелец очень быстро из мелкого бизнесмена превратится  в крупного промышленного руководителя.

Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые и средние предприятия  располагают значительными конкурентными  преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные  материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается  в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства  лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению  практических знаний. Малые и средние  предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В то же время субъектам  малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди  которых следует выделить самые  существенные: более высокий уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий  хозяйствования; трудности в привлечении  дополнительных финансовых средств  и получение кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи  в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

На неудачах малого бизнеса  сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже  накопившие опыт ведения дел в  маленьких фирмах, как правило, более  удачливы. Если в управлении фирмы  участвует не один человек, а предпринимательская  команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение  более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РФ