Развитие малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.
Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике.
И лишь в нашей стране малое предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….............3
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в экономике……....4
1.1. Сущность малого предпринимательства ….……………………...…4
1.2. Виды малого предпринимательства ……………………………....10
Глава 2. Условия эффективного развития малого предпринимательства………………………………………………………….12
2.1. Обеспечение законодательной базы ……………………………..…12
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства……15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ……………………18
3.1. Современное состояние проблемы малого бизнеса …………….…18
3.2. Проблемы развития малого предпринимательства ………………..23
3.3. Перспективы развития малого бизнеса ……………………….……27
Заключение …………………………………………………………………..…29
Список использованной литературы …………………………………...…..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Алёны.docx

— 62.25 Кб (Скачать)

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к  ним составляют основу стратегии  малого бизнеса.

Для экономики в целом  деятельность малых компаний оказывается  важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся обстановке. Для России, находящей  на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и  неудачи, малое предпринимательство  развивается и набирает темпы  роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

 

 

 

 

 

1.2. Виды малого  предпринимательства

Малое предпринимательство  может быть:

— производственным;

— коммерческим;

— финансовым;

— консультативным.

Производственное малое  предпринимательство имеет следующие  видовые формы:

1. Коммунанты — малые предприятия, которые специализируются на производстве отдельных узлов и компонентов, а также на их сборке.

2. Патиенты — малые предприятия, которые специализируются на выпуске готовой конечной продукции, с использованием местных источниковсырья и материалов. Чаще всего выпускают продукты питания, обувь, одежду.

3. Эксплеренты — малые предприятия, которые специализируются на научных и конструкторских разработках, на коммерческом продвижении инновационного товарного продукта на рынке, производстве и реализации пробных партий инновационных изделий.

По характеру своего развития организации малого бизнеса разделяются  на:

— жизнеобеспечивающие малые  бизнес-организации — рентабельные организации малого бизнеса, которые обеспечивают владельцу достойный уровень жизни;

— нежизнеобеспечивающие малые бизнес-организации — организации малого бизнеса, которые по различным причинам недостаточно прибыльны и не обеспечивают своим владельцам необходимый уровень жизни.

— быстрорастущие малые  бизнес-организации — организации малого бизнеса, с высокими темпами роста и высокой рентабельностью.

Ориентированы на внедрение  новых технологий, расширение рынков сбыта и выход за пределы малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Условия эффективного развития малого предпринимательства

2.1. Обеспечение  законодательной базы

 

 

 Во многих регионах первые законы о поддержке малого предпринимательства  были приняты в период 1995-1999 гг. Принятие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации" повлекло изменение  законодательства субъектов Российской Федерации в данной области, большая  часть указанных законов была отменена, приняты законы «О развитии малого и среднего предпринимательства» (Карачаево-Черкесская республика, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика  Тыва, Владимирская и Волгоградская области, гг. Москва и Санкт-Петербург, и др.).

В некоторых регионах ранее  принятые законы сохраняют силу (Архангельская  обл.). Вместе с тем есть и регионы, где законы такого рода отсутствуют, в этих случаях вопросы поддержки  предпринимательства регулируются подзаконными актами, обычно ссылающимися непосредственно на указанный Федеральный  закон (Республика Калмыкия). В ряде регионов ранее принятые акты утратили силу, но новые пока не приняты (Республика Хакасия).

Одно из важных положений  указанных законов –  обязанность по ведению реестров субъектов малого и среднего предпринимательства. На федеральном уровне эти вопросы регулируются нормами постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 358 "Об утверждении положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами". Во многих регионах приняты акты, посвященные соответствующим реестрам. Во Владимирской области утвержден регламент исполнения функций по ведению реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, а также единого торгового реестра владимирской области и реестра рынков Владимирской области.

В ряде регионов также приняты  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства, при  этом часть этих программ утверждена законом субъекта Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай, Ленинградская и Московская области), в других – актами исполнительных органов власти (Республика Хакасия, Республика Калмыкия,  г. Санкт-Петербург).

В некоторых регионах действуют  программы социального и экономического развития региона (Республика Татарстан, Чувашская Республика). Они представляют собой документы весьма значительные по объему (200-300 стр.) и в  них вопросам информатизации и информационного обеспечения проводимых мероприятий как в экономической сфере,  так и в иных сферах (социальной, сфере образований, культуры и др.) уделяется очень большое внимание.

В отдельных регионах были утверждены административные регламенты, посвященные реализации исполнительными  органами субъекта Российской Федерации  функций, связанных с информационным взаимодействием субъектов предпринимательства и органов власти. Некоторые регламенты непосредственно посвящены исполнению функций по информационной и консультационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (Республика Хакасия, Нижегородская и Тульская  обл.). В некоторых регионах они были не только приняты, но успели утратить силу. Так, например, приказами Министерства промышленности и инвестиций Камчатского края от 30.07.2008 N 69-П и № 72-П были утверждены административные регламенты исполнения функции по оказанию информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и предоставления государственной услуги по оказанию консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства соответственно. Они были признаны утратившими силу приказами указанного министерства от 17.10.2008 N 98-П и № 99-П.

Ниже приведены примеры  норм каждого типа, относящихся к  информационному обеспечению предпринимательской  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Государственная  поддержка малого предпринимательства

 

В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор  не созданы условия, действительно  способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и  их эффективному развитию. Речь идет, прежде всего, о том, что для субъектов  малого бизнеса практически не сформирована нормативно-правовая база, которая  учитывала бы его интересы. Одна из причин такого положения заключается  в низком уровне самоорганизации  малых предприятий для защиты собственных интересов. Между тем  крупные предприниматели имеют  возможность лоббировать принятие правовых актов или решений правительства.

Большие трудности связаны  с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного  налогового обеспечения, что увеличивает  риски не возврата кредитов. Банковский капитал слабо ориентирован на малый  бизнес, хотя последний можно назвать  самым дисциплинированным заемщиков. Средства, выделяемые из бюджетов разного  уровня на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко направляют на поддержку «своих» предприятий. К тому же сохраняются неразвитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, ограниченность внутреннего спроса.

На устранение излишних административных барьеров направлены федеральные законы: «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных  видов деятельности», «О государственной  регистрации юридических лиц».

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» призван обеспечить регламентацию деятельности органов  исполнительной власти в части проведения проверок. Цель – устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В данном законе в значительной мере пересмотрены прежние подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена имущественная ответственность органов контроля (надзора). Об актуальности такого закона для бизнеса говорит тот факт, что в стране существует около 80 государственных служб, формально имеющих отношение к малому бизнесу. Каждая из них вправе запретить как малому предприятию, так и отдельному предпринимателю заниматься своим делом.

Принятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов  деятельности» позволяет обеспечить осуществление единой государственной  политики для стабильной работы предпринимательских  структур. Закон существенно сокращает  количество лицензируемых видов  деятельности и направлен на упрощение  порядка лицензирование барьеров.

Федеральный закон «О государственной  регистрации юридических лиц» значительно  упрощает условие регистрации и  ограничивает срок регистрации пятью  днями. По сути, в нем прописан новый  подход к созданию и регистрации  хозяйственных субъектов. С принятием  его, оснований для отказа в государственной  регистрации или для искусственного затягивания сроков становится намного  меньше.

Сейчас государство пытается контролировать широкий и плохо  упорядоченный набор количественных и качественных параметров выпускаемой  продукции, производственных процессов, технологий и пр. в России действует  около 27 тыс. государственных стандартов, почти тысяча строительных норм и  правил, тысячи инструкций, отраслевых стандартов, технических условий, положений, правил и других ведомственных нормативных  правовых актов, ограничивающих предпринимательскую  деятельность и приводящих к злоупотреблениям контролирующих организаций. Необходимо законодательно устанавливать только небольшое количество стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителей, а несколько десятков тысяч действующих отменить. Принятие законопроекта, безусловно, заметно снизит уровень зарегулированности бизнеса.

Государство определило пять направлений, по которым потекут  бюджетные средства, ориентированные  на развитие малого бизнеса:

§ бизнес-инкубаторы;

§ поддержка экспорта субъектов малого предпринимательства;

§ микрофинансирование;

§ развитие венчурных фондов;

§ компенсации гарантий и поручительств по кредитам.

Под бизнес-инкубаторами подразумевается комплекс малых предприятий, которые будут функционировать в помещениях, предоставляемых местными властями по льготным арендным ставкам.

«Маленькие» экспортеры, как  обещают в Минэкономразвития, смогут благодаря выделенным средствам  получать компенсацию затрат на участие  в международных выставках и  сертификацию.

Микрофинансирование должно предусматривать развитие новых финансово-кредитных институтов без банковского статуса – кредитных кооперативов. Власть намеревается субсидировать процентные ставки по кредитам, которые будут привлекать эти кооперативы. Имеется в виду, что эти организации смогут предоставлять небольшие кредиты малому бизнесу – до 10 тыс. долл. Для полноценных банков это слишком невыгодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ

3.1 Современное  состояние проблемы малого бизнеса

    Как показало  время, малое  предпринимательство   постепенно  начинает занимать  определенное  место в хозяйстве страны.

     Незначительный  спад  числа  малых  предприятий   на   территории   РФ, наблюдаемый  в  2008-2009  гг.,   в  1  г.  В 2009практически  прекратился.  По состоянию  на  1  января  2008 г.  в России  действовало 1868  тыс.  малых предприятий (по сравнению с их количеством  на  1  января  2009  г.  прирост составил лишь 20,1тыс. малых предприятий).

  Отраслевая  структура  малого  бизнеса  постепенно  меняется  в  сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного  питания  и  уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей  коммерческой деятельностью  по  обеспечению  функционирования  рынка,  наукой  и  научным обслуживанием.

   О  динамике  изменения  количества  малых   предприятий  и  их  отраслевой структуры за  последние  годы  свидетельствуют  данные  Госкомстата  России, приведенные в таблице 1.

 

                                                 Таблица 1

(тыс.ед. на конец года  в % к общему числу МП)

Распределение числа малых  предприятий РФ по отраслям экономики  в 2008-2011

 

Предприятия

1.01.08 г.

1.01.09 г. 

1.01.10 г. 

1.01.11 г.

 

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Всего     

877,3

100

828

100

861,1

100

868

100

В том числе: 

               

Промышленные 

128,5

14,65

129,3

15,62

135,2

15,7

136,1

15,7

Строительные 

145,5

16,58

137

16,54

136,1

15,8

137,5

15,8

Торговли и общепита

374,6

42,7

353,1

42,65

386,3

44,5

386,1

44,5

Коммерческие 

42,4

4,83

35

4,23

34,4

4

35,2

4

Науки и научного обслуживания

48,8

5,56

46

5,55

38,74

4,5

38,8

4,5

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РФ