Развитие малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.
Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике.
И лишь в нашей стране малое предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….............3
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в экономике……....4
1.1. Сущность малого предпринимательства ….……………………...…4
1.2. Виды малого предпринимательства ……………………………....10
Глава 2. Условия эффективного развития малого предпринимательства………………………………………………………….12
2.1. Обеспечение законодательной базы ……………………………..…12
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства……15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ……………………18
3.1. Современное состояние проблемы малого бизнеса …………….…18
3.2. Проблемы развития малого предпринимательства ………………..23
3.3. Перспективы развития малого бизнеса ……………………….……27
Заключение …………………………………………………………………..…29
Список использованной литературы …………………………………...…..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Алёны.docx

— 62.25 Кб (Скачать)

И последнее, что хотелось бы подчеркнуть особо. Все вышеназванные  проблемы могут быть эффективно решены при одном условии — наличии  действенной инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства. Это мировая  практика, многократно проверенная  жизнью. В таких странах, как США, Канада, Италия, Великобритания, Япония практикуется значительное бюджетное  финансирование инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства. Именно через  инфраструктуру поддержки в этих странах предприниматели получают любые консультации по открытию, ведению  и планированию бизнеса, юридическим  вопросам, маркетинговой стратегии, защите своих законных интересов. Прежде всего, через инфраструктуру поддержки  осуществляется реализация специальных  программ подготовки, переподготовки и подбора кадров для малого предпринимательства. Все эти страны в целях кредитования сектора малого предпринимательства  имеют специальные инфраструктурные элементы — государственные или  полугосударственные организации, кредитующие или предоставляющие  малым предприятиям государственные  гарантии. У нас это с успехом  могут делать федеральный и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.

В России во многих регионах в целом существует инфраструктура поддержки малого предпринимательства; при этом слабая управляемость и  отсутствие согласованности деятельности всех ее элементов не позволяют говорить о том, что это действительно  реальная и целенаправленная помощь частному бизнесу. Приняв как аксиому  необходимость развития такой инфраструктуры, государству следует в самые  кратчайшие сроки определить пути повышения  качества и эффективности ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

              3.3. Перспективы развития малого бизнеса

 

    Практика  государственного   содействия   немонополистическому   сектору экономики развитых стран показывает, что  правительственный  выбор  основных направлений этого  содействия  происходит  на  основе  исследований  данного круга  проблем.  Поэтому  важнейшая   задача   органов   власти   определить приоритетные  направления  развития  малого  бизнеса.  В  России   к   таким направлениям отнесены:

  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров,  товаров  народного потребления;
  • Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство  объектов  жилищного,  производственного   и   социального назначения.

   Соответственно, одним  из важных инструментов государственного  содействия развитию  мелкого  бизнеса  является  прямая  финансовая   помощь,   которая осуществляется   посредством   льготного    субсидирования    малых    фирм, предоставления гарантий при получении ими  займов  из  других  источников  и льготного налогообложения.

   Важным инструментом  государственного  содействия  малым   предприятиям  в большинстве промышленно  развитых  стран  является  система  государственных заказов.  Данная  форма  отношений  позволяет  обеспечить   малому   бизнесу гарантированный  рынок  сбыта,   ускорить   процесс   накопления   капитала, расширить   производственные   мощности,   укрепить   конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными  органами и  частными  предприятиями  специальные   службы   по   оказанию   различных консультационных услуг малым компаниям.

   Особая система   государственной  поддержки   существует  для  предприятий, занимающихся  научно-исследовательскими  работами.  Главное  место  в   этой системе   занимают   финансовая   помощь   и   информационное    обеспечение исследовательских работ.

  Сейчас, при корректировании  многими политическими партиями  и  движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому  бизнесу.

Так из всех программ можно  выделить главные общие идеи:

 Приоритетное развитие  малого предпринимательства –  не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.

 Массовое широкомасштабное  развитие  малого  предпринимательства   позволит предоставить работу    миллионам    граждан,    высвобождающихся    из государственных и приватизированных предприятий. По  оценкам  И.Хакамады: около 50 млн. человек.

Реализация мероприятий  по обеспечению  производственной  и  инновационной поддержки малых  предприятий  позволит  создать  значительное  количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и  новых  рабочих  мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

Малое предприятие, играющее все большую роль  в  региональных  социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого  региона, формирует значительную долю доходной базы  бюджета  и  является  решающим  фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских  рынков и новых рабочих мест.

   Если не вдаваться  в подробности,  то  сегодня   выделяют  четыре  основных направления  для  решения  проблем  малого  бизнеса.   Первое   –   поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что  малый  бизнес  не платит налоги и находится в серой экономике.  Второе  – реформирование  и упрощение  налогообложения.  При  сегодняшней  системе,   когда   отнимается львиная    доля      дохода,    предприятия    вынуждены    уклоняться    от налогов.

В-третьих,  сделать  прозрачными  и  внести  ясность  в  акты  купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная  Россия  будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции  населения,  которое уже не доверяет ни банкам,  ни  государству,  в  малый  бизнес.  А  это,  по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40  млрд.  долл.,  хранящимся под подушками и матрасами.

  Россия должна жить  по принципу, что государство обслуживает потребности  и запросы общества, а не наоборот.

 

 

 

 

Заключение

Согласно закону Российской Федерации под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных  объединений, благотворительных и  иных фондов не превышает 25 %, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися  субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. При этом численность  работников предприятия не должна превышать:

  • для промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле, бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и видах деятельности – 50 человек.

Развитие малого предпринимательства  несет в себе множество важных преимуществ:

  • формирование среднего класса;
  • рост доли экономически активного населения;
  • создание новых рабочих мест;
  • трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний;
  • ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых и природных ресурсов;
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

В России несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Необходима активная и всесторонняя поддержка со стороны государства.

К основным направлениям государственной  поддержки, позволяющим реализовывать  потенциальный эффект от развития малого бизнеса, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства  к финансовым ресурсам; системное  развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, информационной, консультативной и  организационно-методической помощи.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

Использованная  литература

 

1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М., 2006, стр.80

2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А.  Экономика предприятия.  -  М.,  "Банки и биржи", 2005 , стр. 742

3.  Дороженко  С.В.   Малое   предпринимательство:   Развитие   в   условиях старопромышленного района. – Екатеринбург, 2007стр. 25

4. Иванова М. Малый инновационный   бизнес  в  странах  с   развитой  рыночной экономикой. // Российский экономический журнал, 2010, № 12

5. Краева Н.М., Минеев В.Н.  Социально-экономические особенности   российского предпринимательства. // Общество и экономика, 2001, № 9-10

6.   Малое   предпринимательство   (нормативные   документы,    комментарий, информационные материалы по финансово-кредитной поддержке). – М.,  2004,стр.87

7. Малый бизнес: методика  и результаты анализа.//Вопросы  статистики,8/2004

8.  Матвеев  В.В.  Особенности   предпринимательства  в  сфере   коммерции,  - Ижевск, 2009, стр.320

9. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики:  надежды и реальность.// Вопросы экономики, 2006, № 7

10.  Ровенский  Ю.А.  Эволюция  малого   предпринимательства   в   России.// Социально-политический журнал, 2006, № 2

11.   Романюк   В.   Малый   бизнес   и   большая   промышленность    должны взаимодействовать.// Бизнес для всех, 2008 № 6

12. Чепуренко А.  Проблема  финансирования  в российском  малом бизнесе.// Вопросы экономики, 7/2006

 

 

      

 

 


Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РФ