Проблемы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие предпринимательства.

Содержание

Введение ……..……………………………………………….....................................3
1. Сущность, функции и роль предпринимательства……………...………………..5
2. История развития предпринимательства………..................................................10
3. Проблемы развития предпринимательства в России…………………………...12
Заключение ………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

хоз право.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Изучая  сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в развитии цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

      В течении 1980-х годов престиж  малого бизнеса в мире начал  повышаться в немалой степени  благодаря его способности изобретать  новые товары и создавать новые  рабочие места. Вследствие этого  в последние годы все чаще  стали обращать внимание на  его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

       В российской истории развития малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

      Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

      Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

      Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

      Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

      Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

   Заложенные  основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. 
 

   3. Проблемы развития предпринимательства в России

      Многие характерные особенности  становления малого предпринимательства  в России напрямую связаны  с основными проблемами, мешающими  развитию нормальных рыночных  отношений и частного предпринимательства  в целом:

  1. Неблагоприятное состояние ресурсных рынков.

   Малый бизнес функционирует в условиях дефицита основных ресурсов, предопределенного, в частности, следующими причинами:

   - скудностью и труднодоступностью (особенно для начинающих предпринимателей) информации о наличии и условиях предоставления ресурсов;

   - нарушение принципа открытого  предоставления ресурсов на конкурсной  основе;

   - заведомым усложнением процедуры  доступа к ресурсам, которое влечет  за собой существенные потери  во времени и средств;

   - нежеланием органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (и прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, предоставление недвижимости и оборудования преимущественно на правах краткосрочной аренды.

   1.1. Рынок недвижимости. Едва ли не самой значимой для малого бизнеса является ситуация на рынке недвижимости, нехватка производственных площадей. Крупные предприятия не торопятся включать в рыночный оборот неиспользуемые производственные помещения.

   Рынок недвижимости в значительной степени  монополизирован. Владельцы собственности (муниципальные органы) чаще всего строят свои отношения с мелкими предпринимателями на основе договоров краткосрочной аренды и, как правило, диктуют неблагоприятные для предпринимателей условия.

   Проведение  открытых торгов практикуется редко, а  число выставляемых на продажу объектов несопоставимо мало с числом тех, что выделяются целевым назначением. Процедура подбора инвесторов плохо регламентирована. Все это ограничивает конкуренцию и создает предпосылки для «теневых» сделок между органами власти и отдельными предпринимателями.

   1.2. Рынок средств производства. Дефицит специализированного отечественного и импортного оборудования, который особенно ощущался на начальном этапе развития малого бизнеса (в конце 1980-х – начале 1990-х гг.), когда производители ориентировались главным образом на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий, был преодолен по мере развития рыночных преобразований и активизации внешней торговли.

   Ныне  не ощущается недостатка в предложениях поставить самое современное  отечественное и зарубежное оборудование – недостаток ощущается в средствах на его приобретение. Как уже говорилось выше, большинству малых предприятий хронически недостает денег на развитие, а средства производства между тем отнюдь не дешевеют.

   1.3. Рынок сырья и вспомогательных материалов. Рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, постоянно опережает рост цен на продукцию малого бизнеса, что постоянно ухудшает и без того шаткое экономическое положение.

   1.4. Рынок финансов. Проблема кредитования одна из самых острых проблем развития малых предприятий. В кредитах им чаще всего отказывают, ссылаясь на частые изменения процента рефинансирования, повышенный риск, а также высокую потребность в займах, а если и предоставляют ссуду, то под слишком высокий процент.

   1.5. Рынок труда. На этом рынке отмечаются серьезные региональные и отраслевые диспропорции. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная их дешевизна определяется недостаточной  квалифицированностью. Особенно скверно отражается на развитии малого предпринимательства нехватка грамотных маркетологов и экономистов.    

   1.6. Рынок информации развивается хаотично и не радует потребителя высоким качеством (актуальностью) и разумными ценами на данные. Мелкие предприниматели черпают сведения из неформальных источников (личные связи, знакомства) и сработанных баз данных, которые составлены по материалам печати и рекламы.

   1.7. Рынок сбыта колоссально сузился вследствие обнищания широких масс россиян и неплатежеспособности большинства предприятий. Исследования показывают, что пауперизация России набирает темпы: 30% населения (50 млн. чел.) располагают доходом, который ниже прожиточного минимума.

   Обнищание россиян в совокупности с безудержным  вторжением на отечественный потребительский рынок иностранных производителей, не сдерживаемых сколько-нибудь последовательной протекционистской политикой государства, и значительным ростом издержек вызвало массовое «затоваривание».

   2. Административные барьеры

   Административные  барьеры связаны со злоупотреблением представителей исполнительной власти, с превышением ими своих полномочий при регулировании от имени государства деятельности хозяйствующих субъектов

   2.1. Регистрация – первая составляющая госрегулирования. Органы власти различных уровней усложняют процедуру и завышают стоимость регистрации малых предприятий. Правовые ограничения времени и стоимости регистрации определены законодательным актом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Госрегистрация должна осуществляться в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган; взимаемая с юридических лиц пошлина составляет 2000 руб., с индивидуальных предпринимателей – 400 руб. Многочисленные исследования показали, что издержки по регистрации оказались значительно выше, нежели контрольные цифры, установленные федеральным законом: в среднем регистрация занимает 13,5 дней и стоит 8200 руб.5

   2.2. Вторая составляющая госрегулированияинспекции – регламентируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Этим актом прямо вменяется то, что «каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года»6, причем в отношении субъектов малого предпринимательства с 1 октября 2003 г. Действует норма, устанавливающая мораторий на такие мероприятия в течение трех лет с момента госрегистрации. Продолжительность плановой инспекции не должна превышать месяца.

   Между тем результаты исследований показали, что среднегодовое количество инспекций  всех контролирующих органов (к ним  относятся: милиция, налоговая, пожарная, административно-техническая и экологическая инспекции; санэпидем-, госэнерго- и гостехнадзор; сертификационные, лицензионные и регистрационные органы; служба охраны труда) на одно малое предприятие – 12,2, причем доля фирм, в которых проводится более трех инспекций в год, в среднем по России составляет 61%.

   По  «взяткоёмкости» проверок лидируют милиция, налоговые инспекции, пожарные службы и санэпиднадзор. Размер выплат за каждую проверку чаще всего невелик, но общая месячная их сумма сопоставима с выплатами малого предприятия за аренду помещения. Суммы «штрафных» платежей (прямых взяток и иных «вынужденных» выплат), взимаемых с предпринимателей как при выявлении в ходе неофициальных проверок каких-либо нарушений, так и при их отсутствии, разумеется, не основываются на официальной шкале. Так, малое предприятие торговой сферы в России ежегодно в среднем выплачивает «штрафы»: милиции – 8000 руб., налоговой инспекции – 7000 руб., пожарной инспекции – 8000 руб., санэпидемнадзору – 9000 руб., в совокупности – 32000 руб.

   2.3. Правовые ограничения на третью составляющую госрегулирования – лицензирование – накладываются Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, причем установлено, что срок действия лицензии – не менее пяти лет. Глава 25.3 второй части Налогового кодекса РФ регламентирует размеры соответствующих госпошлин. Так за рассмотрение уполномоченными органами заявления о предоставлении лицензии взимается сбор в размере 300 руб., а стоимость собственно ее предоставления – 1000 руб., суммарная стоимость – 1300 руб. Однако результаты исследований показывают, что в реальности в подавляющем большинстве случаев срок действия лицензии составляет от года до трех лет, а ее стоимость находится в «коридоре» 3000-5000 руб.

   2.4. Последняя составляющая госрегулирования – сертификация. Она регламентируется Федеральным законом «О техническом регулировании», в котором, к сожалению, отсутствует четкая характеристика сроков, видов деятельности и размеров оплаты при проведении сертификации продуктов, работ и услуг. Однако в любом случае нельзя признать нормальным то, что из общего числа малых предприятий всего 8% получили сертификаты, причем 67% из них для этого воспользовались услугами посредников. Среднее время получения сертификата с двухлетним сроком действия – 26 дней, а средняя его стоимость – 7000 руб.

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства