Инфраструктура предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, доклад

Описание работы

Инфраструктура предпринимательства — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения в единое целое. Такими формами (элементами инфраструктуры бизнеса) в современной рыночной экономике являются:
• кредитная система и коммерческие банки;

Содержание

1. Инфраструктура предпринимательства: сущность, значение, содержание
2. Производственная инфраструктура
3. Рыночная инфраструктура
4. Финансовая инфраструктура
5. Информационная инфраструктура

Работа содержит 1 файл

14 Инфраструктура предпринимательства.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Лекция №14

Тема: Инфраструктура предпринимательства

 

1. Инфраструктура предпринимательства: сущность, значение, содержание

2. Производственная инфраструктура

3. Рыночная инфраструктура

4. Финансовая инфраструктура

5. Информационная  инфраструктура

 

1. Инфраструктура предпринимательства: сущность, значение, содержание

 

Инфраструктура предпринимательства — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения в единое целое. Такими формами (элементами инфраструктуры бизнеса) в современной рыночной экономике являются:

• кредитная система и коммерческие банки;

• организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;

• аукционы, ярмарки и другие формы организованного небиржевого посредничества;

• биржи труда;

• информационные технологии и средства деловой коммуникации;

• налоговая система и налоговая инспекция;

• страховые компании;

• рекламные и информационные агентства, средства массовой информации;

• торговые палаты, другие объединения деловых людей;

• таможенная система;

• профсоюзы работающих по найму;

• коммерческо-выставочные комплексы;

• система подготовки кадров;

• консультационные (консалтинговые) компании;

• аудиторские компании

• общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности.

Деловой мир состоит  не только из тех, кто делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой либо государственный  бизнес. Взаимные отношения между  предпринимателями, наемными работниками, потребителями обусловливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих эти отношения и тем самым помогающих названным субъектам реализовать свои деловые интересы. Поэтому важным вопросом в бизнесе является партнерство. Партнерство может осуществляться в сфере производства, товарообмена, торговли, финансовых отношений. Выбор партнеров — чрезвычайно важный вопрос, от решения которого зависит в значительной степени успех или неудача в бизнесе.

С кем иметь дело, кого избрать в партнеры, с кем налаживать необходимые связи? Опыт предпринимательства свидетельствует о том, что следует избегать связей с неизвестными людьми и не брать малоизвестных людей в партнеры.

Инфраструктура бизнеса - система институтов и их взаимосвязей с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Основными элементами инфраструктуры бизнеса являются следующие:

производственная инфраструктура - транспортные средства, дороги, линии  электропередач, связи и.т.д.;

рыночная инфраструктура - услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые  и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда т.д.);

финансовая инфраструктура - оказание финансовых услуг: банки, кредитные, инвестиционные учреждения, страховые компании;

информационная инфраструктура - система учреждений оказывающих  услуги по сбору и предоставлению специализированной информации консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы; маркетинговые исследования юридические и т.д.).

 

2. Производственная инфраструктура

 

Производственная инфраструктура является одним из условий успешной деятельности бизнеса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Это в большей степени  касается бизнеса, основной деятельностью  которого является производство. Организация производственной инфраструктуры определяется ее ролью в производственном процессе и влиянием на конечные результаты работы предприятия.

Инструментальное хозяйство  на предприятии создается для  выполнения работ по обеспечению  производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.

Основной задачей функционирования ремонтного хозяйства предприятия  является обеспечение бесперебойной  эксплуатации оборудования.

Основная задача организации  и функционирования транспортного хозяйства на предприятии — своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Основной задачей службы материально-технического снабжения  является своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материалами, комплектующими и сопутствующими изделиями, разнообразными средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки.

Сущность складского обслуживания сводится к приемке, хранению, учету, подготовке к отпуску и передаче материалов цехам-потребителям.

Организация сбыта продукции  является завершающей стадией производственного  цикла. В условиях рыночной экономики  это один из важнейших этапов работы всего предприятия.

 

3. Рыночная инфраструктура

 

Рыночная экономика - это система экономических отношений  по поводу купли-продажи товаров  и услуг, осуществляемой с помощью  денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции  и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, и т.п.

Важную роль в рыночной экономике  играют биржи. Они могут быть товарные и фондовые. Товарные биржи реализуют биржевые товары - однородную, стандартизированную продукцию типа зерна, нефти и т.д.

Товарные биржи как и фондовые играют большую роль в экономике. Они служат ее рыночными стабилизаторами, выравнивая спрос и предложение, благодаря непрерывному потоку купли-продажи.

Товарная биржа – это организация  оптового рынка, на котором торговля осуществляется по установленным биржей правилам в форме гласных публичных  торгов, которые проводятся в определенном месте в определенное время. Фондовая биржа - учреждение, которое профессионально организует и обслуживает куплю-продажу ценных бумаг. Структура рынка ценных бумаг включает в себя:

  • Первичный рынок – это рынок, который обслуживает эмиссию ценных бумаг и их первичное размещение.
  • Вторичный рынок – это рынок, где производится купля и продажа ранее выпущенных ценных бумаг.
  • По организационным формам различают: биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.
  • Внебиржевой рынок – это сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах.
  • Члены биржи – это физические и юридические лица, участвующие в её уставном капитале.

Основные задачи биржи: организация купли, продажи в  процессе биржевого торга продукции, создание, формирование цен и их котировка (курс), представление участникам торгов соответствующей информации по продукции.

Обращение акций на рынке  ценных бумаг предполагает их многократный переход из рук в руки. Первичное размещение, т.е. продажа эмитентом своих акций их первым владельцам по номинальной цене. Что касается дальнейшей свободной купли-продажи акций и зависит от многих факторов: отход успехов и перспектив данного АО, гарантированности и размеров его дивидендов, от банковского счета по вкладам ( покупатели акции всегда сравнивают уровень доходов по акции и по вкладам в банки) и т. д.

Колебания курсов акций ведущих компаний заметно влияют на экономическую конъюнктуру в данной стране и в мире в целом. Поэтому во многих странах ежедневно вычисляются и публикуются специальные индексы, обобщенно отражающие изменение курсов акций крупнейших фирм, а значит и уровень деловой активности.

Наиболее известным из таких показателей является индекс Доу-Джонса.

 

4. Финансовая инфраструктура

 

Бизнес, особенно крупный, невозможно организовать на собственные средства, поэтому у любого предпринимателя возникает необходимость обратиться к заемным средствам. И здесь на помощь приходят различные кредитные организации.

Основной кредитующей  организацией выступает банк. Банк - кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.

Кредитование бизнеса  чаще всего осуществляется под залог  ценных бумаг, товаров, а также земли  и другой недвижимости (ипотечный  кредит); кредиты без залога даются лишь надежным заемщикам. Банк в дальнейшем может продолжать сотрудничать с кредитуемым предприятием, например в области лизинга – долгосрочной аренде или сдаче производственных сооружений, машин и другого оборудования в аренду, иногда с последующем выкупом имущества.

Помимо банков существуют и другие кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные кооперативы и т.п.

Их огромные капиталы тоже могут использоваться для кредитования и инвестирования производства. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру.

В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке.

 

5. Информационная  инфраструктура

 

Для предпринимательского успеха весьма важную роль, а иногда и основную роль играет необходимая в данный момент коммерческая информация. В коммерции, предпринимательстве информация – это совокупность сведений, дающих возможность деловому человеку ориентироваться в сфере его собственного производства.

Что производить, как  производить с какими качественными характеристиками и потребительскими свойствами, где и как реализовать товар, где имеется особая (по сравнению с другими рынками) потребность в таком товаре, как (да и вообще – следует ли) рекламировать товар – по всем этим проблемам предприниматель принимает решения, только исходя из имеющейся в его распоряжении информации.

Мировая экономическая  система уже вступила в эпоху  формирования информационного общества, которое характеризуется не только качественно новым производственным аппаратом, основанным на компьютеризированных орудиях труда и информационных технологиях, но и иными трудовыми и социальными отношениями.

Под информационными  технологиями подразумевается использование  компьютерной, вычислительной техники  и систем средств связи для  создания, сбора, хранения, обработки информации во всех сферах общественной жизни.

По мере того как информационные технологии обеспечивают создание информационного  общества, возникает мощная индустрия, называемая информационным бизнесом, предназначенная удовлетворять  его потребности.

В информационных технологиях  существует пять доминирующих направлений, "информационных тенденций", развитие которых стимулируется растущими  потребностями общества:

• развитие информационного продукта;

• способность к взаимодействию;

• ликвидация промежуточных звеньев;

• глобализация и конвергенция. Каждая тенденция представляет собой подвижное сочетание сверхмощных рыночных, технологических возможностей и факторов воздействия окружающей среды.

Более того, они взаимно  дополняют и усиливают друг друга. Взаимосвязь информационных тенденций усиливает каждую из них.

Стремление к совершенному информационному продукту влечет развитие способности к взаимодействию, обеспечивающей возможность ликвидации промежуточных  звеньев.

Последняя ведет к  глобализации, которая, в свою очередь, — к конвергенции. И замыкающая круг конвергенция стимулирует распространение знаний в области информационных технологий, что способствует повышению спроса на информационный продукт.

Современные автоматизированные информационные системы, необходимые сегодня для успешного ведения бизнеса, можно разделить на следующие классы:

1. Информационная поддержка  бизнеса:

• информационные справочные системы;

• экспертные системы;

• различные базы данных.

2. Финансово-экономические  информационные системы:

• бухгалтерский учет и аудит;

• банковские автоматизированные информационные системы;

• автоматизированные системы фондового рынка.

3. Управленческие автоматизированные информационные системы:

• системы безбумажного документооборота;

Информация о работе Инфраструктура предпринимательства