Инфраструктура предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

В отличие от экономически развитых стран, где предпринимательство формировалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки совершенствовались в ходе проведения длительных социально-экономических реформ, история развития предпринимательства в Республике Казахстан насчитывает немногим более десяти лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

Проблемы становление предпринимательства в РК…………....4
Структуры поддержки предпринимательства…………………..13
Заключение ………………………………………………………………22

Библиографический список……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

черновик.docx

— 46.16 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3

  1. Проблемы становление  предпринимательства в РК…………....4
  2. Структуры поддержки предпринимательства…………………..13

Заключение ………………………………………………………………22

Приложение ……………………………………………………………...23

Библиографический список……………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В отличие от экономически развитых стран, где предпринимательство формировалось  естественным путем, а формы и  методы его государственной поддержки  совершенствовались в ходе проведения длительных социально-экономических  реформ, история развития предпринимательства  в Республике Казахстан насчитывает  немногим более десяти лет. За этот период приняты и реализованы  четыре государственные программы  поддержки и развития предпринимательства.

    И хотя в Казахстане влияние этого  сектора на социальное и экономическое  развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах  Западной Европы, Америки и Юго-Восточной  Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего  продукта, малое предпринимательство  в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни.

    В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства  определены основные направления поддержки  малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды и системы  общественных институтов, которые будут  стимулировать частный сектор к  созданию производств с высокой  добавленной стоимостью.

    Правительство Республики Казахстан и в дальнейшем предусматривает проведение активной работы по совершенствованию форм и  методов государственной поддержки  малого бизнеса. Предполагается обеспечить развитие сферы малого предпринимательства  путем оценки влияния решений, принимаемых  исполнительными органами для устранения барьеров, препятствующих эффективности  бизнеса, и вовлечения в этот процесс  предпринимателей и их общественных организаций. 

  1. Проблемы  становления предпринимательства  в Республике Казахстан
 

    Становление и развитие предпринимательства  в Казахстане происходило в сложных  и не всегда благоприятных социально-экономических  условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса  и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

    Объективные трудности связаны с общим  кризисным состоянием экономики  и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего  импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.

    Трудности субъективного характера связаны  с тем, что в обществе до сих  пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения. Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренилась  в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний  рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки  сбыта и кошельки покупателей. Отсутствуют  навыки завоевания своей ниши в насыщенном бездефицитном рынке за счет выпуска  более качественной продукции и  предоставления более совершенной  услуги. Нет быстрой реакции на динамичное изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости. Предприниматели недостаточно знакомы  с методами современного менеджмента  и маркетинга. Не все еще четко  осознали неизбежную необходимость  смены парадигмы мышления. Престиж  личности предпринимателя в обществе невысок, и она нередко ассоциируется  с сомнительными операциями в  сфере торговли, которые имели  место в эпоху постоянного  социалистического дефицита и в  период первоначального накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.

    Менталитет  работников постсоветского и западного  предприятий сильно различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей  части отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным отношениям требует коренной перестройки  т социальных ориентиров, и мышления, и самого отношения к работе. Даже квалифицированный работник часто  нуждается в смене ментальности(поскольку  он, как правило, не умеет пользоваться компьютерной техникой). Всего этого  трудно достичь сразу. Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному  неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается  побудительным мотивом для повышения  производительности.

    Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен использовать необходимые приемы и механизмы  для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента  накапливается и передается от поколения  к поколению. Чтобы стать хорошим  менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться  и следить за профессиональным и  карьерным ростом своих работников. В рыночной системе такая система  является неотъемлемым атрибутом успешного  бизнеса. Обществу постсоветского периода  предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса.

    Но  при всех недостатках и упущениях  первых лет становления предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни общества и  завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой волны.

    Происходящие  в промышленности структурные изменения  и реформирование крупных государственных  предприятий привели к значительному  свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных  предприятий и производств. Занятость  населения в государственном  секторе понизилась, и часть высвободившихся  трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.

    Более 38 % малых предприятий были созданы  в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция  к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном  секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства.

    Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства  оказало общее кризисное состояние  экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных  предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного  спроса и др.

    Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные  статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал  индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в  цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и  иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом  секторе экономики. 

    Ниже  представлена таблица количества активных субъектов малого предпринимательства  за 2010 год.

  Всего в том числе 
предприятия малого пред-принима-тельства индивидуаль-ные  предпри-ниматели крестьянские (фермерские) хозяйства
2010
Республика  Казахстан 659 214 60 601 428 420 170 193
Акмолинская 26 455 2 050 20 654 3 751
Актюбинская 22 627 2 659 16 307 3 661
Алматинская 107 547 3 912 55 174 48 461
Атырауская 18 044 2 146 14 377 1 521
Западно-Казахстанская 18 841 1 893 13 398 3 550
Жамбылская 36 578 1 552 19 682 15 344
Карагандинская 43 382 4 563 32 950 5 869
Костанайская 35 885 2 366 28 494 5 025
Кызылординская 14 421 1 631 11 613 1 177
Мангистауская 16 321 3 864 11 711 746
Южно-Казахстанская 122 670 3 423 59 978 59 269
Павлодарская 23 997 2 418 18 723 2 856
Северо-Казахстанская 20 659 1 609 15 898 3 152
Восточно-Казахстанская 68 560 4 882 47 876 15 802
г. Астана 25 457 5 645 19 810 2
г. Алматы 57 770 15 988 41 775 7

    единиц 

    Таблица 1. Количество  активных субъектов  малого предпринимательства

    __________

    По  данным Агентства Республики Казахстан  по статистике www.stat.kz

    В последнее время предпринимательство  Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий  и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура  нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят  эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности  от посягательств.

    Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку  предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная  стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как  «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала  обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация  и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера.

    Ученым  советом Института экономики  Министерства образования и науки  Республики Казахстан была произведена  систематизация проблем развития предпринимательства  и предложен механизм совершенствования  политики государственной поддержки  на данном этапе реформ. Рекомендации сведены в таблице:

Существующие  трудности и барьеры на пути предпринимательства. Предлагаемые  способы преодоления трудностей и барьеров.
1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных  и производственных помещений, машин, оборудования , земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.
  • Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.
  • Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.
  • Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).
  • Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу.
  • Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).
  • Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов предпринимательства.
  • Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
  • Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.
  • Развитие микрокредитования предпринимательства
  • Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.
2. Институциональные:  отсутствие или недостаточное  развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура.
  • Внедрение института предпринимательства в Казахстане.
  • Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане
  • Разработка Кадастра недвижимости Казахстана
  • Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм
  • Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.
  • Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.
  • Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб.
  • Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.
3. Образовательные:  недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации  и управления бизнесом в рыночных  условиях.
  • Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.
  • Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.
  • Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.
  • Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.
4. государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.
  • Дальнейшее углубление реформы государственной службы.
  • Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.
  • Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.
  • Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и  среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
  • Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
  • Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы.
  • Создание структур по защите собственности и бизнеса.
5. Информационные: слабый уровень отражения проблем  предпринимательства и распространения  положительного опыта с СМИ,  слабая информированность предпринимателей  и общества, экономическая, правовая  и налоговая культура.
  • Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.
  • Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.
  • Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.
  • Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам предпринимательства*.

Информация о работе Инфраструктура предпринимательства