Исследование проблем предпринимательства, как важнейшего вида экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы на тему «Исследование проблем предпринимательства, как важнейшего вида экономической деятельности.» –исследовать проблемы предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить теоретические основы понятия "предпринимательства";
рассмотреть проблемы предпринимательства;
определить преимущества и недостатки экономической деятельности в предпринимательстве ;
исследовать проблемы предпринимательства в экономической деятельности;
выработать рекомендации.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность предпринимательства………………….
5
1.1.Этапы развития предпринимательства………………………………..

1.2. Система формирования предпринимательской деятельности……….
7
ГЛАВА 2. Исследование проблем в предпринимательской деятельности.
9
2.1. Проблемы в формирование предпринимательства…………………….

2.2. Государственная поддержка и её значение предпринимательской деятельности
12
2.3. Рекомендации по исследованию проблем в предпринимательской деятельности
18
ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е……………………………………………………….
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 68.29 Кб (Скачать)

   Демографы утверждают, что через 20лет население земного шара увеличиться вдвое. В этом случае роль сельскохозяйственного продукта, особенно зёрна, будет неоценима. Богатство любой страны будет напрямую зависеть от доли продукции сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте. Каждое новое рабочее место в сельском хозяйстве создаёт дополнительно 6-7 новых рабочих мест в других отраслях. Именно сельское хозяйство может стать неиссякаемым источником дальнейшего развития всей экономики. 
   Для дальнейшего развития экономики и обеспечения высоких темпов роста необходимо, чтобы каждое предприятие могло без проблем получить кредит. Сегодня большая часть банков занимается в основном расчётными операциями, а не кредитами, поэтому нужен цивилизованный механизм кредитной и инвестиционной политики государства.

Российская экономика  в настоящее время находиться в фазе реформирования, и хочется  надеяться, что она наконец-то вступит  в фазу устойчивого подъёма.

 

 

 

 

   

 

  ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  2.1. ПРОБЛЕМЫ В ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

  

 

 

Россия в конце 20 века совершила новый  поворот и  перешла на иные социально-экономические  и политические  отношения.  Особенностью их стало введение  рынка, по большей  части основанного на малом и  среднем бизнесе. Известный закон  о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим  новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона в стране стали образовываться малые предприятия  или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось  уже тысячи. Несмотря на всевозможные препоны, в том числе связанные  во многом с негативным отношением общественного мнения и части  властных структур, тем не менее, они  проявили поразительную живучесть.

   Но наряду с этим, в это и последующее время, проявилась масса проблем, имеющих отношение к   развитию малого предпринимательства. В первую очередь они были связаны с отсутствием соответствующего законодательства и экономической поддержки государства. Имеющиеся законы во многом уже не могли быть использованы, новых  создано не было. Законодательная база не поспевала за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые в это время другими проблемами, не обращали внимания на бурное развитие малого бизнеса и связанные с ним проблемы. По большей части они ограничивались общими декларациями.

     Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие малого предпринимательства, и временами даже возникала опасность свертывания его.  Во всяком случаи перспективы развития предпринимательства оставались весьма туманными.

     Однако, создание общественных организаций типа профсоюзов и фондов поддержки, а так же специальных государственных  структур, позволило не только не угаснуть малому бизнесу, но сохранить свои активные позиции в национальной экономике. Сегодня можно уже говорить о необратимом процессе в развитии малого предпринимательства.

     В настоящее время система государственной поддержки малых предприятий стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований предпринимательства, что нашло отражение в Гражданском кодексе РФ,  программных документах по углублению экономических реформ. В  последние годы произошли изменения также в информационной поддержке российского предпринимательства, формировании его инфраструктуры. Практически действуют региональные фонды и центры поддержки предпринимательства.

     В связи с этим возникли новые проблемы, которые требуют тщательного научного исследования. В первую очередь,  они связаны с разработкой  соответствующей социально-экономической нормативной  базы. При все  том, что за последние годы создано немало нормативных документов, в том числе имеющих законодательный статус, тем не менее, требуется специальная общая нормативная система, включающая в себя свод законов по малому предпринимательству.

     Средний и малый бизнес сегодня требуют всесторонней социальной защиты предпринимательства и предпринимателей, в том числе и от криминальных структур, изменения системы социального страхования и прочие. Большое значение имеет формирование общественного мнения. За последние годы, как показывают социологические исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно относиться к малому и среднему бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого и среднего бизнеса. В свою очередь это создает и нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение. Все это определяет актуальность избранной темы для данного диссертационного исследования.

     В последние годы проблеме предпринимательства большое внимание уделяли и социологи-экономисты.  Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие и выход страны из экономического кризиса. Многие работы внесли довольно существенный вклад в развитие данной проблематики.

     Однако, по большей части данные работы носят аналитический и нередко отвлеченный характер.  И очень мало работ, основанных на результатах конкретных социологических исследований. Последнее объясняется тем, что социологические исследования очень трудоемки и требуют больших средств. Однако, именно они позволяют в полном объеме  исследовать прежде всего социальные аспекты данной проблемы. Другими словами, социологическое исследование социальных последствий предпринимательства представляет собой тот необходимый срез, который позволит в полном объеме и всесторонне осветить и понять происходящие процессы в среде малого предпринимательства.

     Совсем недавно довольно большая часть  слоев населения и властных структур относились к кооперации и в целом к новой форме собственности весьма негативно. Согласно социологическим исследованиям примерно 70% опрошенных относились к кооперативам весьма плохо, считая их спекулянтами, жуликами и пр. Весьма нелестными эпитетами наделяло их и советское правительство и вело с ними после принятия закона не менее успешную войну. В частности, происходило ограничение сферы кооперативного занятия, нередко им запрещали вести свою коммерцию в целых отраслях и производствах, усложняли систему оформления. Достаточно сказать, что создавались при Исполкомах  специальные комиссии, которые рассматривали ходатайства и давали разрешение на ведение коммерции, исходя из своих представлений, кому можно, а кому нельзя этим заниматься и т.д. Кооперативы оказались выключенными из всей системы производства и ограничивали сферу распределения произведенного ими продукта и пр.

      И, тем не менее, предпринимательская сфера развивалась довольно бурно. Достаточно сказать, что каждый год прирост произведенной продукции и услуг увеличивался примерно на один процент от общего национального валового продукта, как это исчисляли раньше. Сегодня все коммерческие структуры дают прирост по неполным данным примерно 4-6% валового национального дохода. Возросло и количество тех, кто уже занимается предпринимательством. Так, по данным различных социологических исследований, более 20% участвует  в предпринимательстве. По неофициальным данным в коммерческих структурах различных форм собственности и деятельности насчитывается около 5 млн., работающих в которых насчитывается примерно 20 млн. человек.

       К основным негативным тенденциям можно отнести: низкий рост малых предприятий, занимающихся непосредственным производством товаров. В общей численности коммерческих структур их насчитывается примерно 30%, в основном это строительные организации. Весьма неоднородны и коммерческие структуры так называемого посреднического толка, хотя в целом это положительная тенденция. В условиях, когда разрушены почти все горизонтальные связи между предприятиями, часть из них берут на себя именно посреднические коммерческие структуры, которые проталкивают товар  в сферу торговли. Вместе с тем, большая доля посреднических структур занимается явной спекуляцией. В основном такие коммерческие структуры перепродают произведенные на государственных предприятиях товары. Пользуясь возможностью разрешенной правительством перепродавать продукцию, произведенную на государственных предприятиях в коммерческие структуры, госпредприятия создают при  себе малые коммерческие образования. Последние,  как правило, весьма недорого продают продукцию, произведенную дешевой рабочей силой, а коммерческие структуры через ряд посредников перепродают эту продукцию, нередко даже не вывозя ее со склада производящего завода, другим коммерческим структурам или заводам госсектора, при этом в десятки раз завышая цены. Естественно прибыль делится среди доверенных лиц, в том числе и среди администрации госпредприятия.

   Это наиболее опасная тенденция в малом бизнесе, которая стимулирует сохранение госпредприятий, рост спекулятивных коммерческих структур, которые наживаются на дешевой рабочей силе, делают деньги, как говорится, из воздуха. На самом деле идет  скрытая  и довольно жесткая эксплуатация рабочих предприятия. Кроме того, происходит  ограничение процесса приватизации, деятельности производящих коммерческих структур, поскольку они выступают конкурентами госпредприятия и т.д. Необходимо подчеркнуть, что  только производящие коммерческие структуры выступают против возврата к старой системе управления, производства и управления.

      2.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления. Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества. С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.). С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.). В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

     Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

• законодательная и  нормативная база, определяющая специфические  условия деятельности субъектов  предпринимательства, регулирующая формы  и методы его поддержки и процедуры  принятия решения;

• правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

• обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

• система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке  предпринимательства (органы государственной  власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые  при участии государственного и  частного капитала - фонды, кредитные  и страховые учреждения, технологические  парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

• государственные программы, программы  социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных  нужд, формы занятости, миграционные потоки и т.д.;

• ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том  числе бюджетные ассигнования), необходимое  для реализации мер поддержки  бизнеса, наряду с созданием условий  и механизмов для привлечения  частных отечественных и иностранных  инвестиций, а также радикальным  усовершенствованием налоговой  системы.

   Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой. Последняя является "головной организацией" и по реализации государственной промышленной политики. Следует отметить, что теоретики не либерализма отказывают государственным служащим в ее проведении. Д.Сакс, советник Президента РФ в начале 90-х годов, так обосновывает этот тезис:

-Чиновник хуже разбирается в устройстве рынка, чем предприниматель;

-Чиновники России плохо осведомлены о состоянии мировых рынков;

-Промышленная политика нередко создает обильную почву для коррупции.

   Однако не каждому государственному служащему требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, то ее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главное же в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных органов иным чем прежде путем. Она выполняет прежде всего следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения. Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы, контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спрос на информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многих случаях обладает низким качеством. Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса. В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, на наш взгляд, сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органы исполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающие в результате этого затруднения, параллелизм и дублирование при выполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений, распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями, а также на организации международных контактов и подготовке проектов. Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие  с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

Информация о работе Исследование проблем предпринимательства, как важнейшего вида экономической деятельности