Эффективность развития технопарков в предпринимательстве

Автор: Яна Фраер, 01 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эффективности развития технопарков в Республике Казахстан. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность современных инновационных структур,

2. Проанализировать деятельность технопарков и парков высоких технологий в современной экономике,

3. Проанализировать перспективы развития технопарков в Казахстане;

4. Выявить проблемы в деятельности современных инновационных структур и предложить пути решения этих проблем.

При написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов: Ахметжанов И.А., Каримов Н.М., Байнев В.Ф, Козырев А.Б, Лукьяненко П.П. и др.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика современных инновационных структур 5
1.1 Виды инновационных структур. Их общие черты и различия 5
1.2 Понятие, сущность и цели создания технопарков и парков высоких технологий 8
1.3 Причины создания технопарков и парков высоких технологий 10
1.4 Деятельность технопарков и парков высоких технологий 11
2 Эффективность и перспективы развития технопарков в Республике Казахстан 14
2.1 Государственная поддержка технопарков 14
2.2 Национальные парки Республики Казахстан 18
2.3 Региональные парки Республики Казахстан 21
2.4 Существующие проблемы в деятельности технопарков и Парка высоких технологий Республики Казахстан и пути их решения 25
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

Эффективность развития технопарков в предпринимательстве.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     9) Инновационные консорциумы. Цель: объединить три вида участников: компании, государственные исследовательские институты, институты технологических услуг на определенный период времени (несколько лет) для организации исследований. Участие частных компаний подразумевает, что исследование обоснованно потребностями бизнес сектора. Долгосрочная цель: создать исследовательскую базу для дальнейшего привлечения малого и среднего бизнеса во внедрение данных исследований. В проектах подобного рода должны активно принимать участие, как субъекты технологических парков, так и институты развития, предоставляющие поддержку и развитие проектов на национальном уровне.

     Изложенные  программы, затрагивающие различные  аспекты инновационного предпринимательства применимы и должны сопровождать создание технологических парков в Казахстане. Во многих случаях именно программы инициируемые государством мобилизуют скопление и концентрацию необходимых ресурсов в определенных географических местах. Что послужит сначала, импульсом для целенаправленного развития как специализированных, так и региональных технологических парков. А на последующих стадиях развития позволит технологическим паркам распространять накопленный опыт и экспертизу по всей стране.

     Именно  комплексность программ государственного значения обеспечит непрерывное  и эффективное развитие инновационной  инфраструктуры страны.

 

     2.2 Национальные технопарки 

     Создание  национальных технопарков предлагается осуществлять на территории отраслевых специальных экономических зон (СЭЗ). Структура СЭЗ, на наш взгляд, оптимально подходит для размещения на их территории национальных технопарков по приоритетным для страны направлениям. Это обусловлено следующим:

     - во-первых, согласно действующему законодательству в республике, на территории СЭЗ действуют значительные налоговые льготы по корпоративному подоходному налогу и другим, кроме того, предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин по ввозимым видам оборудования. Более подробно данная информация представлена выше в разделе анализ налогового законодательства РК.

     - во-вторых, СЭЗ представляет собой  определенную географическую территорию, которая находится в особых  рамках регулирования. Это позволит  создать на территории СЭЗ  особые административные и социальные условия, благоприятные для развития пользователей технопарков (Приложение Д).

     Основными пользователями особых условий СЭЗ  должны стать транснациональные  компании (ТНК) - источники экономической  активности, с налаженными и отработанными маркетинговыми и управленческими технологиями. Источники экономической активности в виде ТНК создадут благоприятную среду для создания предприятий национального малого и среднего бизнеса. Усилия государства должны быть направлены на стимулирование роста национальных предприятий в СЭЗ и абсорбирования ими технологий применяемых ТНК. Такая тактика находится в полном соответствии с приоритетами Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана и может быть обозначена как тактика интенсивного роста. Иными словами, государство стимулирует создание точек экономической активности путем создания СЭЗ и в этих зонах способствует взращиванию национального бизнеса, обратным данному методу было бы ожидание эволюционного (постепенного) роста национального бизнеса.

     Приняв  за идеологию государственных мер  по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития тактику интенсивного роста, нами предлагается следующий подход к созданию национальных технопарков.

     Первое, национальные технопарки должны иметь выраженную отраслевую, секторальную специализацию. Создание специализированных технопарков позволит, во-первых, сэкономить затраты по инфраструктуре, так как предприятия, работающие в одной отрасли используют одни и те же объекты инфраструктуры, во-вторых при создании неспециализированных СЭЗ возникшие разрозненные источники экономической активности могут оказаться недостаточными для масштабного взращивания национального малого и среднего бизнеса в приоритетной для государства отрасли и в третьих, неспециализированные технопарки не способствуют возникновению синергии между компаниями, работающими на территории СЭЗ.

     Второе, необходимо определить приоритетные отрасли, по которым будут созданы национальные технопарки. Нами предлагаются следующие  критерии для их определения:

     1. Мультипликативный эффект – системообразующие отрасли, развитие которых в перспективе даст мультипликативный экономический эффект, то есть импульс к развитию множества других подотраслей, либо взаимосвязанных отраслей, создаст основы для развития производства перерабатывающей промышленности;

     2.   Перспективность – отрасли, развитие которых является критически важным для обеспечения будущей конкурентоспособности в Казахстане;

     3. Экспортный потенциал – развиваемые в технопарках отрасли потенциально должны стать источником диверсификации казахстанской экономики и в особенности структуры казахстанского экспорта.

     Важно отметить, что первые два критерия являются независимыми друг от друга, а третий критерий является комплементарным, то есть он дополняет первые два. Так, при отборе следует определять, является ли отрасль системообразующей и/или перспективной, и обладает ли она экспортным потенциалом.

     Одним из примеров, системообразующей и  экспортоориентированной отрасли  является нефтехимическая отрасль, которая по всем трем критериям является стратегической. Так как, во-первых, нефтяная отрасль более всего ориентирована на экспорт, а во-вторых, развитие нефтехимической отрасли даст импульс для развития многих других отраслей, связанных напрямую или косвенно с нефтехимией. В частности, стимулирует развитие таких производств как: производство резины, прочих изделий из полимеров, стекла и многого другого.

     Основываясь на изложенном предлагается развивать  два вида национальных технопарков  в Казахстане:

     - национальные технопарки в системообразующих  отраслях (НТСО);

     - национальные технопарки в будущем перспективных отраслях (НТПО);

     Два типа технопарков предполагают различные  подходы к организации их деятельности и такой выбор не случаен. Так, первый тип технопарков (НТСО) основан на использовании конкурентных преимуществ Казахстана:

     - наличие сырьевой базы, для развития  перерабатывающих отраслей (нефтехимия, металлургия);

     - транспортный потенциал Казахстана.

     Второй  тип технопарков (НТСО) направлен  на создание и развитие в Казахстане абсолютно новых направлений науки и организации на их базе производств.

     Этим  и обоснованы отличия в модели развития двух типов технопарков, вместе с тем, организационно правовая структура  создания технопарков для двух типов останется идентичной, и представлена на рисунке 2.1.

        

     Рисунок 2.1 - Организационный механизм создания национальных технопарков 

     Создание  национальных технопарков станет объединением усилий 4-х участников данного процесса:

     -  Правительство Республики Казахстан;

     - государственные институты развития;

     - частные инвесторы (только как с целью отчета направленности на прибыль);

     - местные исполнительные органы.

     Правительство, в лице уполномоченного государственного органа, совместно с государственными институтами и частным партнером обеспечивает инвестиции в инфраструктуру национальных технопарков, то есть строительство дорог, проведение коммуникаций, строительство зданий и коммунальной инфраструктуры. Участие частного партнера не является обязательным, а скорее желательным.

     Участие местных исполнительных органов  заключается в выделении земельных  отводов под организацию технопарков  и возможно производственных помещений.

     Управляющая компания создается в форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью и осуществляет управление строительным процессом, выработкой концепции деятельности технопарка, привлечением и размещением компаний и другими вопросами организации деятельности технопарков.

     Функции государственного управления возлагаются на администрацию технопарка, которая осуществляет налоговое, таможенное и иное администрирование.

     Такая система организации технопарков  широко распространена в мире и является оптимальной для Казахстана.  
 

     2.3 Региональные технопарки 

     В плане развития инновационной инфраструктуры в Казахстане примечательно, что  помимо развития инновационной инфраструктуры в национальном масштабе, где предполагается применение дополнительных мер стимулирования например, отдельное, помимо общего, налоговое стимулирование (согласно Налоговому Кодексу РК предусмотрены значительные дополнительные налоговые льготы в специальных экономических зонах), также должны быть разработаны принципы и критерии создания индустриально-инновационной инфраструктуры в региональном масштабе.

     Так, целью развития регионального развития индустриальной инфраструктуры должно стать не только инновационность, но и поддержка и стимулирование существующей технологической, индустриальной базы. Основными принципами создания и развития индустриальной инфраструктуры на региональном уровне:

     Создание  технопарков на региональном уровне должно способствовать развитию малого и среднего предпринимательства  на базе кооперации с промышленными  отраслями в данном регионе, повышению  технологической оснащенности малого и среднего бизнеса.

     Совместность  – то есть, создание в регионах технопарков  должно стать объединением усилий местных  властей, университетов и промышленности регионов.

     В целом, при организации технопарков  в регионах, на наш взгляд следует придерживаться технопарков типа бизнес парков, бизнес-инкубаторов, технологических бизнес-инкубаторов.

     При определении регионов создания технопарков  в основу будут закладываться  следующие критерии:

  1. уровень промышленного развития регионов;
  2. наличие крупных научных и образовательных центров;
  3. наличие инициативы регионов.

     Региональные  технопарки станут местом концентрации усилий различных участников инновационного процесса, направленных на коммерциализацию инноваций и развитие малого и  среднего бизнеса.

     В технопарках регионального уровня должна быть обеспечена тесная связь  с государственными институтами  развития, в частности с АО «Национальный  инновационный фонд» и АО «Инвестиционный  фонд Казахстана». Кроме того, между  субъектами индустриально-инновационной инфраструктуры должна быть налажена устойчивая схема обмена данных, информаций необходимых для развития [13].

     Таким образом, изначальным звеном развития региональной индустриально-инновационной  инфраструктуры должно стать создание бизнес-парка, где должны выполняться следующие задачи:

  1. Осуществление консультирования размещенных на территории бизнес-парков малых и средних предприятий по вопросам организации их деятельности и эффективного управления;
  2. Организации семинаров и обучения персонала компаний-клиентов;
  3. Проведение маркетинговой, инжиниринговой, финансовой экспертизы и конкурсного отбора бизнес проектов;
  4. Создание и поддержание обширной базы данных по инновационной, технологической, организационной информации, предложений «лучшего образца, идей (best practices)» уже применяемой в производственных процессах;
  5. Оказание предпринимателям помощи в организации патентно-лицензионных работ;
  6. Проведение мероприятий по сотрудничеству и обмена опыта с зарубежными партнерами и/или инвесторами.

Информация о работе Эффективность развития технопарков в предпринимательстве