Этика и идеология предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:27, реферат

Описание работы

Перечисленные условия развития предпринимательства трансформируются в три научно-прикладные психологические проблемы предпринимательства: политико-психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя.

Содержание

Введение 3
Предприниматель и государство 4
Этика и идеология предпринимательства 5
«Образ» предпринимателя 9
Вывод 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 30.68 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                                                                                                                3

  1. Предприниматель и государство                                                              4
  2. Этика и идеология предпринимательства                                                5
  3. «Образ»  предпринимателя                                                                        9

Вывод                                                                                                                     13

Список  используемой литературы                                                                      14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Наиболее характерная черта рыночных отношений – предпринимательство. В соответствии с законодательством оно определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода. Основными предпосылками развития предпринимательства являются:

- политика государства в отношении частного бизнеса;

- культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы;

- склонности и способности людей к предпринимательству.

Перечисленные условия развития предпринимательства  трансформируются в три научно-прикладные психологические проблемы предпринимательства: политико-психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предприниматель и государство.

Вопрос об отношениях государства и предпринимательства  можно рассматривать с позиций  системного подхода. Действуя в условиях неопределенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные  комбинации, позволяющие удовлетворить  общественные потребности, предприниматель  берет на себя функцию риска и  прогресса в экономике. Функция  контроля с тем, чтобы сохранить  надежность и стабильность экономики, возлагается на государство. Именно так распределяются функции между  этими необходимыми взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма.

Нарушение оптимального соотношения и функционирования компонентов единой системы приводит к экономическим кризисам. От государства  ожидается такая форма регулирования, которая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для  проявления экономической инициативы и творчества, с другой – устанавливала  бы в интересах общества и потребителя  барьеры против произвола.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этика и идеология предпринимательства

Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции.

Существует деловой  этикет, который формируется под  влиянием традиций и определенных сложившихся  исторических условий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее.

Этические проблемы в бизнесе имеют отношение  к конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших  руководителей, часто демонстрирующих  неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может  также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено  для фирмы. К неэтичным действиям  людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств  и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел  руководители предприятий относят :

1. Конкурентную  борьбу, которая оттесняет на  обочину этические соображения; 

2. Усиливающееся  стремление указывать уровень  прибыльности каждые три месяца, т. е. в квартальных отчетах; 

3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

4. Общее снижение  значения этики в обществе, что  исподволь извиняет неэтичное  поведение на рабочем месте; 

5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;

Основное влияние  на принятие неэтичных решений служащими  оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику  поведения своих подчиненных.

Hужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных.

Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если:

-он будет  первым приветствовать собеседника,  независимо от его положения  (подчиненный или партнер);

-он будет  обращаться к сослуживцам по  имени и отчеству;

-он будет  в деловой обстановке обращаться  к подчиненным на "Вы"; -он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;

-он будет  относиться ко всем сотрудникам  ровно и выдержанно вне зависимости  от личных симпатий и антипатий; 

-он установит  четкий порядок, при котором  максимально уменьшится вероятность  того, что ему кто-то помешает  в работе;

-установит порядок,  когда любой сотрудник в достаточно  короткий срок сможет встретиться  с ним и обсудить любой вопрос;

-он не будет  вести бесед, которые создают  впечатление избранности и секретности; 

-он обладает  искусством собеседника, то есть  умеет выслушать человека;

-он умеет  эффективно пользоваться "бессловесной  информацией", то есть понимать  информацию от стиля, манер,  одежды, жестов, мимики собеседника; 

-он умеет  осторожно использовать слово  "я";

-он будет  высказываться кратко и по  существу;

-он будет  избегать назидательности; 

-он будет  всегда безупречно одет;

-он всегда  выполняет обещания в срок.

Все названное  выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел предпринимателем. Стандарты этичного поведения различаются в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет "верхних" границ. Многонациональные организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.

Многонациональные организации должны следовать следующим  рекомендациям:

1. Разработка  этических нормативов, применимых  во всем мире.

2. Учет этических  вопросов при разработке стратегии. 

3. Уход с сомнительного  рынка при возникновении крупных  неразрешаемых этических проблем.

4. Составление  периодических отчетов о "воздействии  на этику". Я думаю, что условиями  формирования цивилизованной предпринимательской  этики являются:

-Свобода - как политическая, так и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т. д. ;

-Стабильность - сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;

- Пропаганда - создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;

- Право - не только нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии бизнеса. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что на первых порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральные ценности участников рыночных отношений, роль правового регулирования особенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;

- Ассоциирование - создание профессиональных объединений предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром при оценке уровня нравственности входящих в них членов и применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие В предыдущих разделах работы была рассмотрена проблема деловой этики вообще. Это нормы поведения, но нормы, касающиеся предпринимателя. Теперь можно эти постулаты профессиональной этики предпринимателя рассмотреть как основу этического кодекса предпринимателя. 
 
 
 

«Образ»  предпринимателя.

В отличие от населения США и Японии, которое  видит в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего источники дохода для множества  рук, в Европе образ предпринимателя  в целом не позитивен. Это связано и с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности; и с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в наших условиях идеологизированной длительное время экономики, а в настоящее время переживающей переходную фазу развития общества); и с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в силу экономической необходимости; а также с завистью по поводу его доходов и прибылей.

В исследованиях  образа предпринимателя получила известность  «дистанцированная гипотеза» Шмельдерса, в которой проводится различие между образом предпринимателя «на расстоянии» и «вблизи». В первом случае речь идет о более или менее неосознанном массово-психологическом стереотипе предпринимателя, во втором – имеется в виду индивидуализированный образ, построенный с опорой на собственный опыт. «Дистанцированная гипотеза» Шмельдерса означает, что мнение «вблизи» дифференцированнее и позитивнее, чем стереотипизированный образ предпринимателя «на расстоянии».

Если образ  предпринимателя в зеркале социологического анализа скорее негативен, то «автопортрет», или образ предпринимателя в  собственных глазах, получился со знаком плюс. Это свидетельствует  о ярко выраженной профессиональной удовлетворенности предпринимателей. Существуют два подхода к проблеме поиска субъективных психологических предпосылок успешной предпринимательской деятельности: первый относит предпринимателей к особой категории людей, наделенных определенными психологическими качествами, согласно другому – предпринимательской активностью обладают все, но в разной степени. Поскольку круг состоявшихся предпринимателей невелик, то господствует первый подход.

Информация о работе Этика и идеология предпринимательства