Этика и идеология предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:27, реферат

Описание работы

Перечисленные условия развития предпринимательства трансформируются в три научно-прикладные психологические проблемы предпринимательства: политико-психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя.

Содержание

Введение 3
Предприниматель и государство 4
Этика и идеология предпринимательства 5
«Образ» предпринимателя 9
Вывод 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 30.68 Кб (Скачать)

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относят следующие:

- в интеллектуальном блоке – компетентность, комбинационный дар, развитое воображение, реальную фантазию, развитую интуицию, креативность, перспективное мышление;

- в коммуникативном блоке – талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время способность идти против течения;

-в мотивационно-волевом блоке – склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Учитывая, что предприниматель, образно говоря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неиссякаемая энергия и оптимизм.

Полный перечень приведенных характеристик относится  к портрету идеального, а не типичного  предпринимателя. Какие необходимые  сочетания качеств должны обязательно  присутствовать в портрете типичного  предпринимателя для обеспечения  его успешной деятельности? Литературные данные и выполненные нами исследования доказывают лишь обязательное наличие  компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего – фигура действующая, активная, ищущая. Компоненты мотивационно-волевого блока остаются необходимыми в психологическом портрете предпринимателя независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое), его уровня (крупный, средний, малый бизнес) или других специфических черт.

На базе качеств  мотивационно-волевого блока построена и одна из моделей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя. Так, по мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и непредпринимателей. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности. Тогда правомерно говорить и о пара-предпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной, либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции объяснима и фигура интрапренера – человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.

Согласно двумерной  модели К. Ронена осями-качествами, на которые проецируется предприимчивость, являются целеустремленность деятельности и поиск новизны. К ним автор добавил параметр «принятие риска». С помощью этой модели по ведущим психологическим качествам легко обозначить основные различия между предпринимателем и менеджером. При высокой целеустремленности у тех и других менеджеры в большей степени опасаются новизны и риска, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та деятельностная активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание компании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той и в другой предпринимательской активности.

Есть ли специфические  особенности в портрете российского  предпринимателя?

Определение предпринимательства, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросс-культурные исследования показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Рост предпринимательской  активности характеризует пробуждение  экономики и в особенности  ее главного творческого начала –  хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпринимательства  в народнохозяйственном и общественно-политическом контексте – одна из актуальных задач экономической психологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

Перечисленные условия развития предпринимательства  трансформируются в три научно-прикладные психологические проблемы предпринимательства: политико-психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя.

Нарушение оптимального соотношения и функционирования компонентов единой системы приводит к экономическим кризисам. От государства  ожидается такая форма регулирования, которая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для  проявления экономической инициативы и творчества, с другой – устанавливала  бы в интересах общества и потребителя  барьеры против произвола.

Стандарты этичного поведения различаются в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет "верхних" границ. Многонациональные  организации характеризуются высоким  уровнем этической ответственности  и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.

Рост предпринимательской  активности характеризует пробуждение  экономики и в особенности  ее главного творческого начала –  хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпринимательства  в народнохозяйственном и общественно-политическом контексте – одна из актуальных задач экономической психологии.  
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Емельянов Ю. Н.Энциклопедия начинающего предпринимателя. – М., 2008.
  2. Крылов А.А. Психология. – М., 2005.
  3. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104488

Информация о работе Этика и идеология предпринимательства