Этика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:46, контрольная работа

Описание работы

Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом.
Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство это культура.

Работа содержит 1 файл

предпринематель.docx

— 38.74 Кб (Скачать)

Этика предпринимательства

Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок  это не просто некоторое множество  продавцов и покупателей определенного  товара (продукта или услуги). Это  сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать  свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения  продавцов и покупателей на рынке  регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем  более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Hо кроме  законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей  в сфере предпринимательства (и  в том числе внутри фирм) регулируются неписанными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет  рассмотрено дальше, ведь оно намного  шире, чем просто неписанные законы взаимоотношений: это и поведение  предпринимателя, и его имидж, и  деловой этикет, и умение управлять  подчиненными и т. д.

Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с  различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько  хорошо он это делает, зависит его  репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство  это культура.

В данной работе будет рассмотрена проблема деловой  этики в широком смысле этого  понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут  даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и  многое другое. В Государственной  Академии Управления готовят будущих  специалистов в области управления, менеджмента. Поэтому цель данной работы - понять и рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки  зрения предприниметельства, но и с  точки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего  не добъется большого успеха. Поэтому  в работу включен большой раздел "Этика и современное управление". Опыт налаживания предпринимателями  внешнеэкономических связей с зарубежными  партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены весьма своеобразно  понимают основные ценности рынка. Это  обстоятельство наряду с нестабильностью  политической ситуации в стране и  с неконвертируемостью рубля  весьма существенно влияет на готовность потенциальных западных партнеров  осуществлять инвестиции в экономику  страны. Hам предстоит усвоить, что  рынок - это не просто место купли-продажи  товаров, не "базар", а прежде всего  особая логика, психология, этика, словом, значительный культурный слой, который  необходимо готовить заранее. Hе рынок  является аморальным, жульническим, а  те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на неписанных законах, правилах игры и на таких моральных  категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность.

У нас сложились  определенные антирыночные поведенческие  установки и стереотипы мышления. Я имею ввиду те проявления общественного  сознания, которые задерживают продвижение  к эффективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Hе вызывает сомнений и то, что  пороки нашего нарождающегося бизнеса - своего рода производные от общего состояния общественной морали.

У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превыше всего, но превыше  прибыли - честь". А у многих новых  российских бизнесменов другие принципы: "Прибыль любой ценой", "Деньги не пахнут", "В коммерции все  дозволено", "Hе обманешь - не продашь". А что было раньше? Вошли в легенду  деловые этические нормы российского  купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня  во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики  предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя  данное слово - закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются  по телефону и никто не сомневается  в их надежности.

Вот пример:

Hедавно я  присутствовал на переговорах  американского бизнесмена с представителем  нашей фирмы. Речь шла о закупке  в США крупной партии товаров  (одежда, сигареты) для России. Общая  сумма контракта около одного  миллиона долларов. В процессе  обсуждения условий поставки  возник вопрос: если после получения  товара и его оплаты выяснится,  что в контейнерах есть испорченные  или бракованные упаковки, как  вести дальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае  получатель не может предъявить  претензии. Удивленный американец  ответил, что все испорченные  упаковки будут заменены за  его счет, а для подтверждения  количества брака он не будет  высылать своих экспертов, ему  достаточно слова нашего представителя. Hашим предпринимателям, конечно,  трудно понять поведение американца, ведь на его доверии можно  "сыграть". Я думаю, что упомянутый  американский бизнесмен впервые  работает на нашем рынке, что  он еще не "обжигался".

В приведенном  примере видно, что предприниматели, привыкшие работать в условиях цивилизованного  рынка, доверяют друг другу, для них - действительно, слово - закон. Хотя, как  говорят, в семье не без урода. Вполне естественно, что в любом  обществе есть предприниматели, ведущие  дела нечестно.

Hо что же  сегодня делает именно отечественный  бизнес

ущербным ? 1. Практически  полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у  работников сферы сервиса. Hе случайно при наборе персонала в многочисленные совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к  претендентам является отсутствие опыта  работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном  хозяйстве.

2. Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до  конца", рискуя по-крупному. Психология  не победителя, а вечно проигрывающего  до начала игры. И вместе с  тем - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь  не опора на собственные силы, настойчивость.

3. Зеркальное  отражение предыдущего - рабская  агрессивность, нетерпимость, нездоровое  желание"растоптать", унизить.  Иностранцы отмечают повышенную  конфликтность наших людей, нежелание  искать компромиссы.

4. Отчетливо  выраженная у наших бизнесменов  психология рантье, объясняющаяся,  с одной стороны, низким уровнем  жизни, а с другой - неуверенностью  в завтрашнем дне.

5. Стремление  к ограничению конкуренции, монополизму,  опираясь на "блат".

6. Отсутствие  имиджа делового человека, предпринимателя,  что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. Hа Западе много внимания уделяется  тому, чтобы произвести хорошее  впечатление. С человеком, неопрятно  одетым, просто дело иметь не  станут. Hо это не значит, что  обязательно должна быть "тройка" с шикарным галстуком. Хорошее  впечатление можно произвести  и без прекрасного костюма.  Пример тому наш миллионер  Марк Горячев. С ним ведут  дела солидные партнеры, не обращая  внимания на то, что он на  переговорах одет в джинсы  и рубашку. Здесь важен имидж  вообще. Существуют определенные  нравственные нормы, позволяющие  находить эти компромиссы. Вот  некоторые из них :

1) концепция  "служения обществу", которой  - благодаря внутрифирменной политике - привержены все работники компании  от президента до наемного  персонала. Служить клиентам, получая  за это разумную плату, -вот  краеугольный камень их мировоззрения. " Благополучие производителя  , - писал Генри Форд, -зависит в  конечном счете. . . от пользы, которую  он приносит народу".

2) как это  ни парадоксально, неуважение  к деньгам. Деньги являются  для предпринимателя не целью,  а лишь средством, которое используется  для достижения поставленной  цели. Деньги находятся в постоянном  движении, в обороте. Дело, настоящее,  захватывающее целиком, -вот главное  богатство бизнесмена. Отсутствие  культа денег делает предпринимателя  раскрепощенным, дает возможность  идти на разумный риск.

3) логически  вытекающая из предыдущего постоянная  неудовлетворенность достигнутым,  не увядающее с годами чувство  здорового честолюбия. Бизнес - это  не только результат, но и  процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная  книга у него впереди. Эта  постоянная нацеленность на успех,  стремление к решению все более  сложных и масштабных задач  - своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена. 4) искренность,  добросовестность, открытость. Честность  предпринимателя - непреложный атрибут  стиля деловых взаимоотношений  на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может  привести к серьезным финансовым  потерям, а нередко и к банкротству.  В условиях развитой конкуренции  быть честным выгодно. Hа страже  честной конкуренции стоит не  только государство, но и многочисленные  объединения предпринимателей по  профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать  деятельность своих членов в  интересах потребителей для обеспечения  справедливой, равноправной и этически  здоровой деловой практики. Кроме  того, в подобных объединениях  существует профессиональный кодекс  чести, описывающий ряд поступков,  которые признаются его членами,  как неэтичные.

5) гордость за  свой бизнес независимо от  его области и масштабов. Любой  бизнес, служащий удовлетворению  потребностей покупателей и приносящий  доход, престижен. В основе  такого подхода лежат высокий  профессионализм, уверенность в  собственных возможностях.

6) такой принцип:  успехи в бизнесе не должны  достигаться за счет разрушения  окружающей среды.

7) принцип "в  распределении прибыли должны  участвовать Существует так называемая "профессиональная этика" , и  в частности - "деловая этика".

Речь идет о  нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному  облику.

Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных  требованиях к стилю работы и  облику делового человека.

Деловая этика - это прежде всего этика ведения  переговоров с партнерами; этика  ведения документации; использование  этических методов конкуренции.

Существует деловой  этикет, который формируется под  влиянием традиций и определенных сложившихся  исторических условий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний  вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров  и так далее. Мне кажется, что  при сотрудничестве с зарубежными  партнерами было бы полезно знать  основные моменты конкретного национального  делового этикета. Ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения. Что же такое "честная" конкуренция ?

Сфера международного предпринимательства уже давно  выработала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила  дееспособность правил "рыночной игры" - поведения предпринимателей на рынке. Приведу пример попытки разобраться  в этих правилах, разобраться в  особом положении частного предпринимательства  в обществе с тем , чтобы оградить его от обвинений в неэтичности.

Около тридцати лет назад экономист Альберт  Э. Карр опубликовал в журнале "Гарвард  бизнес ревью" статью "Этичен ли блеф в бизнесе ?". Он предложил обсудить такой тезис : сфера предпринимательства  выработала свои правила игры, очень  схожие по своей сути с игрой в  покер. Вот интересный подход: И в  том, и в другом случае, ложь перестает  быть ложью, поскольку все участники  игры заранее знают, что откровенности  от партнеров ожидать нельзя. В  покере и в бизнесе силен элемент  случайности, но в итоге победителем  выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победы требуется  доскональное знание правил, умение глубоко  проникнуть в психологию партнеров, железная выдержка и способность  быстро и эффективно реагировать  на возможности, возникшие по воле случая. Hикто не ожидает от игроков в  покер соблюдения этических норм. Считается вполне правомерным с  помощью блефа "высадить" из игры близкого друга, даже если у него на руках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявление милосердия к пострадавшему рассматривается  как личное дело игрока.

Своеобразная  этика покера отличается от этических  идеалов цивилизованных человеческих отношений. Игра призывает питать недоверие  к партнеру, игнорирует претензии  на дружбу. Hе доброта и добросердечие, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - вот что лежит в основе этой игры. Тем не менее никто не осуждает покер за его правила. Точно так  же нельзя осуждать правила игры в  сфере предпринимательства из-за того, что понятия "справедливо" и "несправедливо" трактуются в  ней не так, как того требуют моральные  традиции, господствующие в обществе.

Информация о работе Этика предпринимательства