“Эволюция” российского предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение этапов “эволюции” российского предпринимательского права, начиная с древнейших времен и до современности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить общую характеристику предпринимательского права в России;
2) Изучить историю возникновения предпринимательского права и его состояние на современном этапе развития России.
3) Определение проблемы становления и развития предпринимательского права в России.

Содержание

Введение....................................................................................................................
1. История становления и развития предпринимательского права в России…
1.1. Происхождение предпринимательского права............................
1.2. Русское предпринимательство в конце XIX — начале XX вв....................
1.3. Развитие предпринимательского права в советский период...............................
1.4. Предпринимательское право России в современных условиях.........................
2. Общая характеристика предпринимательского права Российской Федерации......................................................................................................
2.1. Предмет и метод предпринимательского права.....................................
2.2. Источники предпринимательского права...............................................
2.3. Принципы предпринимательского права........................................................................
3. Проблемы становления и развития предпринимательского права в России…………..
Заключение...............................................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

 

1.4. Предпринимательское право России в современных условиях.

 

 

Современная концепция  предпринимательского права как  отрасли права, отрасли законодательства, науки и учебной дисциплины исходит  из того, что рынок в классическом понимании и государственно-регулируемый и социально-ориентированный рынок в современных условиях (а именно в этом состоит задача формирования рыночной экономики) — это не одно и то же. Сторонники концепции утверждают, что помимо частной существует и будет существовать предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Однако дело не только в наличии особой формы предпринимательской деятельности — государственного предпринимательства, требующего особого правового регулирования, выходящего за традиционные рамки частного права. В современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при котором регулирование предпринимательской деятельности методами частного права (традиционно, следовательно, в рамках гражданского права) попросту невозможно. Представления о том, что такого рода отношения можно урегулировать в рамках традиционного частного (гражданского) права, в законодательной практике приведут неизбежно к одному из двух последствий: к включению в гражданский кодекс чуждых ему элементов государственного, публично правового характера либо к идее регулирования государственного предпринимательства на внерыночной основе. Отсюда можно сделать вывод о том, что поскольку гражданское право, равно как и торговое именно в качестве частного, органически не приемлет институт рыночно-государственной экономики, государственно-регулируемого и социально-ориентированного рынка, то, следовательно, объективно возникает потребность возникновении Предпринимательского права. Предпринимательское право сегодня является неотъемлемой частью системы российского права как права рыночной экономики. Однако понимание предпринимательского права как самостоятельной комплексной интегрированной отрасли российского права, а тем более с тенденцией его перерастания в основную отрасль права не всегда разделялось всеми правоведами. Специфика предпринимательского права а также предпринимательского законодательства находит выражение в сочетании, взаимодействии частноправовых и публично-правовых интересов, частноправовых и публично-правовых средств. Следует отметить, что сегодня трудно отнести ту или иную отрасль права только к частному или только к публичному праву. Происходит сближение частноправовых и публично-правовых сфер регулирования, что выражается, в частности, в значительном повышении роли суда в разрешении возникающих в сфере предпринимательства споров при применении публично-правовых средств.

Таким образом, наиболее обоснованной и адекватно отражающей реалии сегодняшнего этапа развития системы российского права представляется точка зрения, согласно которой предпринимательское право - самостоятельная интегрированная отрасль российского права, имеющая тенденцию перерастания в основную отрасль.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика предпринимательского права Российской Федерации.

 

2.1. Предмет и метод  предпринимательского права

 

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения  в сфере предпринимательской  деятельности, а также тесно связанные  с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения и некоммерческие отношения, образуя в своей совокупности хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Определение предпринимательской  деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это: во-первых - самостоятельная деятельность, во-вторых -деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном  законом порядке. Регистрация не признак - это установленная законом обязанность.

Ко   второй   группе   отношений,   входящих   в   предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т.д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению    монополистической    деятельности,    правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д.

Предпринимательское право  может быть определено, как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные  отношения. Анализ данного определения  показывает три формы проявления отрасли права: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Нормы предпринимательского  права  устанавливают  правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль законодательства - хозяйственное законодательство. Основные виды хозяйственных норм: регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер. Нормы предпринимательского права, не реализованные в жизни, превращаются в декларацию, поэтому формой существования предпринимательского права являются правоотношения, которые не являются фотокопией содержания нормы права, так как при реализации испытывают воздействие различных факторов. Таким образом правоотношение не является третьим элементом отрасли права, без которых предпринимательское право остается бумажным правом. Правоотношение позволяет ликвидировать монополизм норм права, свойственный нормативной теории права и уделить основное внимание   практике  применения   нормы   права.    На основе анализа форм правления  отрасли  права  можно  дать следующее      определение      предпринимательского      права. Предпринимательское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечении интересов государства и общества.

Под методом правового  регулирования, применяемым в отрасли  права, понимается набор способов и  приемов регулирования отношений  между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами:

1) характером положения участников правоотношения;

2) особенностью содержания правоотношений;

3) особенностью состава юридических фактов;

4) спецификой ответственности.

Не вдаваясь в дискуссию, о том должен ли в отрасли права  быть только один метод регулирования  или их может быть несколько, отметим, что в сложенных отраслях, к  которым относится и предпринимательское право, обычно используются несколько методов регулирования.

Укажем,  что регулируя хозяйственно-правовые отношения, используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа управление-предприниматель).         

Важнейшим методом правового  регулирования, используемым в хозяйственном   (предпринимательском)   праве,   служит  метод автономных решений  – метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение он делает по согласованию с другим его  участником. В процессе государственного регулирования предпринимательской    деятельности   применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.  

Для  регулирования  предпринимательских  отношений  может использоваться метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того используется метод запретов. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий  хозяйствующими   субъектами,   причиняющих   вред окружающей среде.

 

2.2. Источники предпринимательского права

 

 

Под источниками права  понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения. Среди источников предпринимательского права можно выделить следующие:

1. Конституцию Российской  Федерации, в которой закреплены  основные принципы осуществления предпринимательской деятельности (единства экономического пространства, равенства форм собственности, свободы экономической деятельности и т. п.), а также ряд запретов (например, на осуществление монополистической деятельности).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации - базовый акт, регулирующий частноправовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности.

3. Федеральные законы. Условно можно выделить федеральные  законы: а) устанавливающие правовое  положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности (например, Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» или «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»); б) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности; в) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности; г) регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

4. Подзаконные нормативные  правовые акты, среди которых  можно выделить: а) Указы Президента  Российской Федерации; б) постановления Правительства Российской Федерации; в) нормативные правовые акты министерств и ведомств (например, постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 3 июля 2002 г. № 25/пс «Об утверждении Стандартов эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии»).

5. Нормативные акты  СССР, которые действуют в части,  не противоречащей современному  российскому законодательству.

6. Нормативные правовые  акты субъектов Российской Федерации. 

7. Локальные правовые акты (например, положение о совете директоров акционерного общества, приказ об учетной политике организации).

8. Обычаи правового  оборота. 

9. Общепризнанные нормы  и принципы международного права  и международные договоры Российской  Федерации, которые согласно Конституции (ст. 15) являются составной частью российской правовой системы. Акты высших органов судебной власти (например, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ) не являются источниками предпринимательского права, однако они издаются для единообразного толкования судами положений нормативных правовых актов и в связи с этим имеют важное значение как для судов, так и для субъектов предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

    1. Принципы предпринимательского права.

 

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными Конституцией РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Принципы предпринимательского права основополагающие начала, которые пронизывают правовые нормы предпринимательского права.

Основные принципы:

1) свобода предпринимательской  деятельности. Данный принцип закреплен  в ст. 8 Конституции РФ. «Каждый  имеет право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной  не запрещенной законом экономической деятельности», но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;

2) юридическое равенство  различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности;

3) свобода конкуренции  и ограничение монополистической  деятельности. Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

4) получение прибыли  как цель предпринимательской  деятельности - основной стимул, главный  побудительный мотив предпринимательства.  Прибыль - разница между полученным доходом и произведенными расходами;

5) государственное регулирование  предпринимательской деятельности - соблюдение баланса частных  интересов предпринимателей и  публичных интересов государства  и общества в целом;

6) законность в предпринимательской деятельности - основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а также государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство;

Информация о работе “Эволюция” российского предпринимательского права