Конкуренция как экономическая и правовая категории. Право предпринимателя на свободную конкуренцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в исследовании сущности конкуренции как категории рыночной экономики.
Задачами работы является изучить разновидности, формы, экономические законы и условия возникновения конкуренции, а также последствия конкурентной борьбы в современных условиях.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной лите

Содержание

Введение 3
1. Сущность и основные формы конкуренции 4
1.1. Понятие и основные функции конкуренции 4
1.2. Характеристика основных форм конкуренции 8
2. Анализ проявления конкуренции в развитии экономики 17
2.1. Конкуренция в российской экономике 17
2.2. Анализ использования ценовых и неценовых методов конкуренции 23
3. Основные направления защиты конкуренции в современных условиях 31
3.1. Регулирование конкуренции как деятельность государства 31
3.2. Преодоление монополизма и создание условий для рыночной экономики 35
Заключение 37
Список литературы 39


Введение

Современная рыночная экономика

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПРАВО.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение              3

1. Сущность и основные формы конкуренции              4

1.1. Понятие и основные функции конкуренции              4

1.2. Характеристика основных форм конкуренции              8

2. Анализ проявления конкуренции в развитии экономики              17

2.1. Конкуренция в российской экономике              17

2.2. Анализ использования ценовых и неценовых методов конкуренции              23

3. Основные направления защиты конкуренции в современных условиях              31

3.1. Регулирование конкуренции как деятельность государства              31

3.2. Преодоление монополизма и создание условий для рыночной экономики              35

Заключение              37

Список литературы              39

 

 


Введение

 

Современная рыночная экономика сложнейший организм, который состоит из различных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм и объединяются общим понятием – рынок.

Главным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, выступает конкуренции (competition). Конкуренция это самое важное звено всей системы современного хозяйства. Преодоление монополизма и создание конкурентной среды выступает одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Актуальностью работы является то, что современная экономика в каждой стране и на уровне мирового хазяйства представляет собой сложный организм, состоящий из разнообразных экономических структур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм и объединяются понятием рынок.

Цель исследования состоит в исследовании сущности конкуренции как категории рыночной экономики.

Задачами работы является изучить разновидности, формы, экономические законы и условия возникновения конкуренции, а также последствия конкурентной борьбы в современных условиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во время написания работы были использованы учебники, монографии, учебные пособия, материалы периодических зданий и др.

 


1. Сущность и основные формы конкуренции

 

1.1. Понятие и основные функции конкуренции

 

Конкуренция между товаропроизводителями тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Также можно описать конкуренцию и между потребителями, как их взаимоотношения между собой по поводу установления цен и формирования объема спроса на рынке.

Слово конкуренция ("сoncurrentia") в переводе с латинского языка обозначает "соревнование, соперничество".[1] Как экономическая категория конкуренция представляет собой борьбу товаропроизводителей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг на рынке, а также за присвоение себе больших прибылей. Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, тем самым побуждает производителя повышать производительность труда, внедрять достижения науки и техники, совершенствовать организацию труда, технологию и т.д.

Конкуренция является одним из факторов упорядочения цен, стимулом инновационных процессов, т.е. внедрения в производство новых технологий и изобретений. Она также способствует рациональному использованию ресурсов, вытеснению из производства неэффективных предприятий, предотвращает диктат монополистов по отношению к потребителю.

Конкурентная борьба благоприятствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. При этом ресурсы распределяются по видам производства и отраслям так, чтобы продукция, которая получяется при их использовании, приносила прибыль. Таким образом, конкуренция является регулирующей силой в условиях рынка.[2]

Конкуренция выполняет в современной экономике еще одну важную функцию – она заставляет предпринимателей учитывать интересы потребителей, а значит, и общества в целом. При конкуренции рыночная среда из большого количества товаров отбирает только те, которые необходимы потребителям. Именно их удается продать.

Конкуренция является конкретным механизмом, с помощью которого рыночная экономика решает свои важные вопросы: что, как и для кого производить

Конкуренция играет огромную роль в современных рыночных отношениях. В первую очередь, она стимулирует развитие экономики в целом, самих работников, а также деятельность самостоятельных единиц.

Через конкуренцию производители как бы осуществляют контроль друг за другом. Их соперничество за потребителя приводит к уменьшению издержек производства, снижению цен, развитию научно-технического прогресса, улучшению качества продукции.

Конкуренция является борьбой, соперничеством предпринимателей, целью которой является достижение наиболее высоких результатов в своих интересах. Конкуренция также выступает экономическим законом, который выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами развития экономики.[3]

При наличии конкуренции на определенном рынке производители постоянно стремятся снижать свои затраты производства для того, чтобы увеличить прибыль. Как результат повышается производительность, уменьшаются издержки и компания имеет возможность уменьшать цены. Конкуренция также приводит производителей к тому, что они улучшают качество товаров и постоянно увеличивают разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, товаропроизводители постоянно борятся с конкурентами за потребителей на рынке сбыта путем улучшения и расширения ассортимента товаров и услуг високого качества, предлагаемых по низким ценам. В итоге в выиграше остается потребитель.

Рассмотрим далее основные условия возникновения конкуренции. К ним относятся:[4]

1. Полная экономическая (хозяйственная) самостоятельность каждого товаропроизводителя;

2. Полная зависимость каждого производителя от сложившейся конъюнктуры рынка;

3. Противостояние другим товаропроизводителям в соперничестве за покупательский спрос.

В рыночной экономике конкуренция выполняет следующие функции: функция регулирования; функция мотивации; функция распределения; функция контроля.[5] Рассмотрим их более детально.

Функция регулирования. Для того, чтобы выиграть соперничество, предприниматель должен предложить на рынке товары, которые хочет купить потребитель. Отсюда и ресурсы производства под влиянием цены на товар направляются в те сферы деятельности, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для любого производителя конкуренция обозначает риск и шанс одновременно: предприниматели, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или изготавливают ее с наименьшими производственными затратами, получают выгоду в виде прибыли (позитивные санкции). Это также стимулирует научно-технический прогресс. Предприятия же, которые не реагируют на желания клиентов или нарушения конкурентных правил своими соперниками на рынке, в итоге получат наказание в виде убытков или вообще  могут быть вытеснены с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция, как соперничество, не только создает стимулы к повышению производительности, но и позволяет распределить доходы среди предпринимателей и домохозяйств соответственно их эффективному вкладу. Это соответствует господствующему принципу вознаграждения по результатам в конкурентной борьбе.

Функция контроля. Конкурентная борьба контролирует и ограничивает экономическую силу каждого предприятия. Например, если монополист может сам назначать цену, то при конкуренции покупателю предоставляется возможность выбора среди нескольких продавцов. Цена будет тем справедливее, чем совершеннее на рынке конкуренция.

Политика государства в области конкуренции направлена на то, чтобы она могла выполнить свои функции. Управляющий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" как цель в политике конкуренции предполагает, что:

Технический прогресс можно быстро внедрить (инновация под давлением конкуренции);

Предприятия в состоянии гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, например, к потребностям потребителей (адаптация под давлением конкуренции).[6]

Масштаб интенсивности конкуренции можно определить тем, насколько быстро преимущества в прибыли теряются под. воздействием успешного воспроизведения инноваций конкурентами. В первую очередь это все зависит от того, как быстро конкуренты отреагировали на рывок вперед предприятия-пионера и насколько при этом динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального существования соперничества появляются тогда, когда в экономики существует "широкая" олигополия с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализациею продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.[7]

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или в имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, регламентируют правила конкурентной борьбы. По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное" без сговора соперничество производителей благодаря, как правило, ценовому давлению на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является важнейшим моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

 

1.2. Характеристика основных форм конкуренции

 

Все виды и формы конкуренции, так или иначе, можно свести к двум кардинальным направлениям: совершенной и несовершенной. В соответствии с ним различают и рынки: конкурентные и неконкурентные. На конкурентном рынке экономическую (рыночную) конъюнктуру формирует вся совокупность фирм, технологий, широчайшее разнообразие товаров и услуг и т.д., а следовательно, и само поведение фирмы. Цена товара или услуги на таком рынке определяется только соотношением спроса (D) и предложения (S). Чем больше рынок отвечает этим двум требованиям, тем более конкурентным он является, и наоборот. Любая фирма, находящаяся в такой системе (конкурентной среде), учитывает следующие три обстоятельства (правила):[8]

1. Закон стоимости при совершенной конкуренции дает субъектам ринка «точку отсчета» общественно необходимых затрат труда, что, так или иначе определяют величину и структуру затрат фирмы и подсказывают ей, что индивидуальные расходы не могут превышать общественно необходимые. Иначе фирма вскоре прекратит существование.

2. Фирма имеет хорошие перспективы развития, если при достигнутом уровне производства ее общий доход (TR) устойчиво превышает переменные издержки (VC). Если же TR будет равен, или, еще хуже, будет меньше VC, то фирма должна прекратить существование, так как в этом случае практически будет выполняться правило 1. Следовательно, движение фирмы к состоянию TR = VC является сигналом тревоги, что предоставлен ей конкуренцией.

Это правило действует еще убедительнее, если общий доход TR соотносится не с переменными издержками VC, а с общимиТС. В таком случае можно говорить об оптимальном производстве в краткосрочном периоде. Здесь должно выполняться условие Рг = TR ТС, где Рг прибыль.

3. Фирма не должна расширять производство, если предельный (дополнительный) доход MR равен предельным издержкам МС. Другими словами, фирма может продолжать расширять производство тех пор, пока, как минимум, не будет выполняться условие MR = МС. В этом случае фирма максимально использует все имеющиеся у него ресурсы, а произведенный продукт приносит максимально возможный доход.

Данные три правила носят универсальный характер и действительны для любой структуры и модели рынка.

Модели рынков несовершенной конкуренции различаются очень существенно. Критерием их различия есть основные характерные черты рынка, присущие в той или иной степени всем моделям. Характерные черты основных моделей рынка это:[9]

1) количество фирм в отрасли и их размеры;

2) или производят данные фирмы однотипные или разнородные товары. Другими словами, насколько сходны или различаются товары фирм, находящихся в одной отрасли;

3) степень легкости входа фирмы в отрасль или выхода фирмы из нее;

4) насколько доступна фирмам информация о рынке.

Исходя из приведенных характерных черт рынков, кратко остановимся на любой из трех, еще не рассмотренных моделей, которые входят в целом в рынок несовершенной конкуренции. Основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной степени влиять на цену, следовательно, здесь не могут выполняться условия совершенной конкуренции.

Модель монополистической конкуренции. Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм, выпускающих однотипные, но все же не одинаковые товары. Подразумевается, что их продукция не однородна. Число фирм не превышает 3-4 десятков, хотя в экономической литературе чаще используется термин «много».[10]

Естественно, в этом случае отдельная фирма делает относительно небольшую часть общей продукции, а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм в отрасли таково, что практически делает невозможным сговор фирм-монополистов, в то же время каждая фирма настолько независима, что может не обращать в особенности внимания на реакцию других конкурирующих фирм на принятые ею решения.

Товары фирм-конкурентов очень дифференцированы, однотипные, но все же товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы.

Различия эти, что очень важно, не только внешние. Например, множество фирм производят зубную пасту. В этом смысле они все делают тот же товар. Но каждый из нас знает, какие существенные различия между российской «Лесной» и болгарским «Поморином», между «Блендамед» и «Колгейт» и т.д. Следовательно, товары все-таки не те же, а однотипные. Если читатель желает чистить зубы «Колгейт», то другие фирмы не являются конкурентами фирме, что выпускает данную зубную пасту.[11]

Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входа конкурента.

Кроме того, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется потратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится для него дополнительным барьером.

Доступ к рыночной информации несколько усложненный, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается пока относительно свободно.

Модель олигополии. В отрасли находится несколько фирм, которые являются соперниками; конкуренция между ними приобретает ожесточенный характер, они несут огромные потери, но потом фирмы приходят к мысли, что им выгоднее сговориться и вести одинаковую политику цен, продаж и т.д. Стало быть, при олигополии каждая фирма может достаточно значительно повлиять на цену, но все же их возможности в этом ограничены взаимной зависимостью.[12]

Цены на олигопольном рынке в течение определенного промежутка времени не чувствительны к изменениям рыночной конъюнктуры, точнее, они достаточно жесткие. Это потому, что в определенной степени только общее решение фирм - олигополистов способно изменить цены одна какая-нибудь фирма вряд ли рискнет пойти на такой шаг, чтобы не вызвать непредсказуемой реакции со стороны других фирм.

Вход в отрасль очень тяжелый, потому что члены олигополии выступают против входящего в отрасль единым фронтом, преодолеть который редко кому удается. Однако, иногда это случается («Крайслер» в отрасль автомобилестроения США).[13]

Олигополистический рынок практически недоступен, так как цена устанавливается не трудовой теорией стоимости и не по теории предельной полезности. Фирмы пытаются удержать ту цену в «твердых» рамках, предпочитая манипулированию объемам производства.

Наличие в отрасли других, возможно, многих а значит, мелких производителей позволяет членам олигополии достигать заметных результатов. Во-первых, они могут легче обходить антитрестовськое законодательство, так как формально в отрасли все же не 3-4 фирмы, а гораздо больше. Во-вторых, наличие других, значительно более мелких фирм, позволяет более крупным фирмам подымать высокие цены, так как, по их мнению (и это действительно так), снижение цен разорит мелкие фирмы. Это настолько выгодно олигополии, что часто она не дает разоряться мелким фирмам, помогает финансами, новыми технологиями и т.д. Работай, работай, действуй, только не уходи из отрасли. Высокие цены на продукцию впоследствии все эти затраты окупают.

Чистая монополия. Весь рынок товаров одной отрасли занят одним товаропроизводителем монополистом то есть на рынке существует только один продавец данного вида товара.[14]

У такого товара нет близких полноценных заменителей, и в этом смысле продукция уникальна. Очевидно, что цена на этот товар очень твердая, меняется редко и незначительно. К тому же цена устанавливается изначально на усмотрение самой фирмы. Естественно, что монополия полностью закрывает отрасль для входа в нее других фирм. Монополия настолько мощная, что на данном рынке отсутствует какая-либо конкуренция. Поскольку монополия и отрасль тождественны, то кривая спроса на продукцию монополии совпадает с кривой спроса всей отрасли. Таким образом, поскольку кривая спроса является убывающей, согласно закону спроса, то объем продаж удается увеличить только за счет снижения цены.

Различают несколько типов монополий:[15]

1. Естественная монополия. Им владеют частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не восстановительные элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)

2. Искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединение, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

В результате концентрации производства могут возникнуть различные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и так далее.[16]

1. Картель – простая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, наоборот, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

2. Синдикаты – (от гр. syndikos – действующий совместно) – организационная форма монополистического объединения, при которой компании, вошедшие в него, теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, равно как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможности давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

3. Трест – форма монополистического объединения, при которой предприятия, вошедшие в него, теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн – (от англ.concern – участие, интерес) – организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т.п.

5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6. Холдинг – (от англ.holding) – акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатый), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящих собственный.

7. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент (от лат.litteral patent – грамота, patens – открытие) – документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненный ущерб. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки – это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

Конкуренция заставляет экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т.д. через установление соответствующих цен. Она сигнализирует об изменениях в потреблении и вызывает должную, адекватную реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его.[17]

Выделяются три типа конкурентного поведения: креативное, приспособленческое и обеспечивающее.[18]

При первом виде конкуренции креативной конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им преимущество над соперниками (новые товары, новые технологии, новую организацию производства и управления им, новые формы распределения, рекламы и сбыта).Этот тип конкуренции наиболее творческий как никакой другой тип, выражает всю суть конкуренции. Именно он лежит в основе созданной (чистой) конкуренции.

Приспособленческая конкуренция заключается в строгом наблюдении за инновациями и предупреждении своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений своих соперников, но в более короткие сроки. Главное в идее, в толчке. Часто одно только слово, или схема расчета подсказывают конкуренту, более подготовленное, лучшее решение проблемы.

Обеспечивающая конкуреция выражается в стремлении предпринимателей сохранить на длительную перспективу достигнутые высокие позиции на рынке, например, за счет повышения качества продукции, изменения ее ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания и т.д.


2. Анализ проявления конкуренции в развитии экономики

 

2.1. Конкуренция в российской экономике

 

Конституцией Российской Федерации гарантированы поддержка и защита конкуренции. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. Ресурсы в условиях конкуренции используются наиболее эффективно, а с рынка вытесняются неэффективные производители.

Чрезвычайно высоко благоприятная конкурентная среда оценивается предпринимательским сообществом. «Поддержание благоприятной конкурентной среды», со слов российских предпринимателей, выступает вторым по значению заданием государства в экономике, которое по своей важности уступает только такой обязанности власти – «формировать законодательные условия деятельности бизнеса, обеспечивать их безусловное и справедливое применение».

Российской Федерации удалось в начале 2000-х годов достичь финансовой стабилизации. Произошел резкий спад инфляции и перестали снижаться темпы обменного курса национальной валюты. Важным есть то, что это осуществлялось в условиях значительного повышения доходов населения, экономического роста, дефицита бюджета и отсутствия наращивания внешних займов.[19] Достижение макроэкономических финансовых целей выводят на первый план в экономической государственной политике задачи по обеспечению инновационного развития страны и структурной перестройке экономики. Основное внимание в среднесрочном периоде должно уделяться конкурентной политике как качественной характеристике функционирования предприятий и отраслей.

Президентом Российской Федерации были сформулированы стратегические задачи такой политики в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

«развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

«развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Антимонопольный орган для достижения этих целей в рамках своей компетенции решает задачи контроля за экономической концентрацией; контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля в сфере размещения государственных заказов; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

В России в течение 1990-х годов для развития конкуренции было сделано многое:[20]

– проведена приватизация;

– осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;

принято конкурентное законодательство;

снижено административное давление.

К формированию условий, в которых возникает с высокой вероятностью конкурентная борьба среди субъектов рынка, привела высокая степень открытости для импортных товаров и услуг. При этом в 2004-2007 годах происходит значительное усиление конкуренции с импортом, хотя по-прежнему для российских производителей отечественные компании являлись основным источником конкуренции.

Происходит сближение показателей концентрации производства в экономике России со сравнимыми показателями в развитых зарубежных странах: снижается в рассматриваемый период концентрация в высококонцентрированных отраслях промышленности, в то время как растет в низкоконцентрированных.

Множество предпринимателей считает положительным вектор изменений, которые с 2007 года происходили в конкурентной среде (22% «–» и 42% «+»).[21]

Конкуренция выступает также важным инновационным фактором. Предприятия, которые испытывают конкуренцию (особенно давно существующие на рынке), как показывают эмпирические исследования, активно инвестируют в технологии и НИОКР. Конкуренция  повышает производительность труда и выпуск (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья).

В этот же период проявляются и негативные тенденции:

1) В российской экономике ряд отраслей характеризуются высокой концентрацией (например, производство синтетического каучука, первичного алюминия, отдельных видов продукции черной металлургии) по сравнению с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран.

2) На рынках легкой промышленности и машиностроения, несмотря на определенный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья, большое количество предприятий считают, что на них не влияет зарубежное конкурентное давление.

3) Неуклонно сокращается количество предприятий лесного и охотного хозяйства, сельского хозяйства, по производству машин и оборудования, обрабатывающих производств (за исключением полиграфической и издательской деятельности, целлюлозно-бумажного производства), то есть с годами в этих сферах уменьшаются возможности для развития конкурентных отношений.

4) Гипертрофированный рост крупнейших русских компаний представляет особую опасность. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.[22]

В любой экономике, нужно отметить, есть значительные антиконкурентные тенденции: во-первых, крупные компании всегда будут стремиться занять и использовать доминирующее положение на товарном рынке в своем стремлении к увеличению прибыли; во-вторых вместо развития добросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты оказываются больше заинтересованы в создании конкурентам с помощью государства барьеров для входа на рынок и получении преимуществ. ФАС России в 2007 году было возбуждено 1331 дело по признаку злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и 2250 дел по признаку совершения со стороны органов власти антиконкурентных действий.

Федеральная антимонопольная служба России считает, что со стороны государства незамедлительного реагирования требуют угрозы конкуренции, которые связаны с деятельностью естественных монополий, формированием государственных корпораций, действиями органов власти и рисками возникновения картелей.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта.[23]

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны.

В связи с изложенным Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие как:

небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей);

сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат;

превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей;

низкая наукоемкость продукции.

Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

Безусловно, необходимо дальнейшее развитие антимонопольного законодательства в части регламентации процедуры применения «программы смягчения»; разработки групповых исключений в соответствии со ст. 13 закона «О защите конкуренции»; повышения санкций с 15% до 30% выручки компании на соответствующем рынке. Однако, декартелизация рынков невозможна без постановки задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики перед всеми ведомствами, включения их в целевые программы. Необходимо проведение государственной экономической и промышленной политики, направленной на развитие конкуренции в экономике:[24]

снижение барьеров входа на рынки (в первую очередь административных и инфраструктурных);

открытие рынков для международной конкуренции (при условии параллельного повышения конкурентоспособности отечественной промышленности);

развитие транспортной инфраструктуры для ликвидации барьеров для межрегиональной торговли и расширения границ рынков.

К сожалению, сохраняется очевидное пренебрежение со стороны органов власти к антимонопольному законодательству, как регулятору рыночных отношений, что выражается: во-первых, в значительном количестве дел ФАС России против органов власти; во-вторых, в значительном объеме повторных нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, которые в 2007 г. составили 22 % в общем количестве выявленных нарушений.

 

2.2. Анализ использования ценовых и неценовых методов конкуренции

 

Конкуренция многогранна и разнообразна. Описанные выше типы ее конкретно на рынке реализуются, в свою очередь, в двух аспектах: ценовых и неценовых методах конкуренции.

Ценовая конкуренция разворачивается между производителями товаров и услуг в виде борьбы за снижение издержек производства: за счет новых технологий, повышения производительности труда, лучшей организации и управления производством и, как результат, снижение цен на товары и услуги без ущерба для их ассортимента и качества. Ценовую конкуренцию в зависимости от «рыцарских способов и форм ведения ее» иногда называют чистой, или свободной, так как конкурируют, собственно говоря, не сами предприниматели, а их товары то есть таланты и способности деловых людей, творческие возможности, воплощенные в производство конкретного товара. Кто бы ни победил в такой конкуренции в выигрыше всегда, в любом случае, оказывается потребитель, рядовой покупатель.[25]

Очевидно, что при ценовой конкуренции производители влияют на спрос ценой, двигаясь по кривой спроса. Цену можно достаточно легко изменять, опираясь на хорошее владение факторами спроса, структурой затрат, просто информацией о рынке. Фирма может увеличить производство и величину продаж, а следовательно, спрос, изменив цену Р1 на Р2. Спрос на продукцию при этом изменится с Q1 до Q2.

Неценовая конкуренция более жесткая и разнообразна по форме. Она выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств (часто тех, которые не имеют потребительского значения), совершенствовании послепродажных услуг и т.д. Очевидно, при неценовой конкуренции производители делают упор на отличительные признаки и особенности своей продукции.[26]

В настоящее время преобладают формы и методы неценовой конкуренции, главным стержнем которой является ориентация на потребительские ожиданния. Все зависит от того, идет ли речь о большой высокостойкой компании, или о строго специализированной средней фирме, экспериментальном или серийное производстве, или о мелкой универсальной фирме, главным оружием которой является эффект гибкости и адаптивности; а также от того, какую конкретно, именно сегодня, проблему решает та или иная фирма. Скажем, для современных больших производителей (при монополии) характерно использование таких методов и форм неценовой конкуренции, как: технико-технологическое превосходство, качество и надежность продукции, многообразие форм и способов сбыта продукции, характер предоставляемых услуг и гарантий (особенно послепродажных), благоприятные условия оплаты товара, создание новых товаров, удовлетворяющих ту же потребность, хорошо организованая реклама и т.д., вплоть до промышленного и экономического шпионажа.[27]

Особое значение приобретает такая форма неценовой конкуренции, как дифференциация продукта. Результатом такой конкуренции является возможность потребителя выбирать из большого числа одноименных товаров конкретных типов, стиля, качества и т.д. Естественно, такая конкуренция очень эффективно форсирует инновации и улучшает качество продукции.

Недобросовестная конкуренция. Как мы уже убедились, конкурентная борьба по видам, формам, методам ее ведения, а также исключительному многообразию самих конкурентов, неисчерпаема. Всех их не перечислить. Однако очень важно, с точки зрения современной действительности, рассмотреть методы и формы недобросовестной конкуренции и, что самое главное, определить собственное ее содержание.[28]

В соответствии со ст.10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещены:[29]

1. Все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или торговой деятельности конкурента.

2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать фирму, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента.

3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара.

Независимо от толкования понятий «конкуренция»,«честные обычаи торговли» и т.д., приведенный перечень показывает, что недобросовестными является также и действия, связанные с неправильным или противоправным использованием объектов промышленной и результатов интеллектуальной собственности.

Например:

1. Самовольное использование чужого товарного знака, копирование формы, упаковки и внешнего оформления товаров других фирм. Используется в двух случаях:

а) для реализации своего товара как продукции фирмы, имеющей больший авторитет и доверие у покупателей;

б) когда специально выпускается продукция низкого качества с целью опорочить авторитетного конкурента.

2. Распространение ложных или искаженных сведений с целью нанесение ущерба репутации конкурирующей фирмы.

3. Дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара. Например, некорректное сравнение товаров в рекламе типа: «Наша продукция не то, что у ...» и т.д.

4. Осуществления различного рода неэкономического воздействия на конкурента с целью подавления его, шантаж, гангстеризм и экономический шпионаж.

5. Лишение сырья, трудовых ресурсов, кредита, вывоза и сбыта готовой продукции.

6. Объявление бойкота и давление на конкурентов с помощью  коррумпированного государственного аппарата.

7. Приобретение земли, на которой расположены предприятия- конкуренты.

8. Приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия, тайная скупка патентов на новую технику и технологию.

9. Разглашение конфиденциальной информации о конкуренте.

10. Введение в заблуждение потребителей относительно качества товара, способа его изготовления, послепродажного сервиса.

11. Прямой обман потребителей и заказчиков и т.д. [30]

Если внимательно вчитаться в эти 11 пунктов, то можно признать, что, к сожалению, долгожданная конкуренция на рынке пока используется именно в этих формах. Иначе чем объяснить, например, что 70% населения ходят в спортивных костюмах фирмы «Adidas», и почти 100% в обуви «Adidas» и «Reebok»?

И все же нельзя забывать, что конкуренция активно способствует творческой свободе и предприимчивому образу мыслей и действий человека в одной из решающих сфер его общественного бытия в сфере экономического созидания.

Исторически конкуренция развивалась от внутриотраслевой формы к межотраслевой, которая соответствует более высокой ступени развития капитализма, когда капиталистические производственные отношения охватили уже всю национальную экономику и образовались единые национальные рынки.[31] Важно отметить также, что, появившись, межотраслевая конкуренция не отменяет внутриотраслевой, а сосуществует с ней. Каждая из двух форм конкуренции выполняет свою функцию и только вместе они реализуют все основные функции конкуренции в целом в рыночной системе.

Внутриотраслевая конкуренция это борьба между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции, за деньги потребителя тех же товаров. Именно эта форма конкуренции является как бы исходным моментом во всем механизме рыночной системы и опирается на основные ее постулаты: свобода частной собственности, свободы предпринимательства, свободный вход в отрасль и свободный выход из нее и т.д.[32] Согласно этому в каждой отрасли есть множество предприятий, отличающихся своими размерами, технико-технологической оснащенностью, системой организации производства и в целом уровнем производительности труда. Естественно, при таких условиях индивидуальные стоимости тех же товаров различны в различных предприятиях. Но товары продаются не по индивидуальной, а по общественной стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда. Эта общественная стоимость и представляет собой рыночную, колебаниям вокруг нее и формируется рыночная цена, следовательно, основной функцией внутриотраслевой конкуренции является определение общей цены товара.

Межотраслевая конкуренция наилучшим образом представляет суть капитала в целом как самовозрастающей стоимости. В то же время она вытекает из такой черты чистого капитализма, как мотивация предпринимательской легальности личным эгоистическим интересам. Всякий предприниматель стремится получить максимум прибыли. Поэтому предприниматели, действующие в тех отраслях, где норма прибыли меньше, отзывают свои капиталы оттуда и вкладывают в те отрасли, где норма прибыли выше.[33] Финансовое переливание капиталов и труда из одних (менее прибыльных) отраслей в другие (более доходные) неизбежно вызывает изменения отношений между спросом и предложением, как в первых отраслях, так и во вторых, отклоняя цену от равновесной.

Уход капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли сокращает там производство, так как уменьшает предложение. Цены товаров, произведенных в этих областях, поднимаются выше их стоимости, и норма прибыли, естественно, повышается. В отраслях же, куда притекают капиталы, норма прибыли снижается, так как предложение товаров там увеличивается, а цена, соответственно, снижается. Этот процесс переливания капиталов продолжаться до тех пор, пока норма прибыли не сравняется во всех областях, превратившись в среднюю норму прибыли.[34]

В результате действия закона стоимости внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, заставляет переходить на самые эффективные технологии. Благодаря механизму межотраслевой конкуренции создается тождество (единство) частных и общестных интересов через формирование средней прибыли. Стремление увеличивать свои доходы реализуется предпринимателями только при удовлетворении общественных интересов.

Говоря о других видах конкуренции, нельзя утверждать, что они действительно другие. Просто конкуренция экономическая категория столь же содержательна и разнообразна, как и сама рыночная конъюнктура. Поэтому те же виды конкуренции могут анализироваться с разных сторон. Итак, открывается еще одна грань, еще одна особенность конкурентной борьбы. Например, все богатое содержание конкуренции можно свести к трем ее формам:[35]

1. Конкуренция между производителями (продавцами). Каждый производитель борется за то, чтобы потребитель купил именно его товар. Как правило, выигрывает тот продавец, который при прочих равных условиях продает по низкой цене.

2. Конкуренция между покупателями. Все покупатели хотят извлечь максимальную полезность при минимальных затратах, то есть хотят купить продукты по самой низкой цене. Как правило, выигрывает тот, кто дает более высокую цену.

3. Конкуренция между производителями и потребителями. Она происходит наиболее отчаянно, потому что интересы тех и других расходятся в диаметрально противоположных направлениях. Именно эта форма конкуренции подпадает под известное определение: «война всех против всех».

Конкуренция может возникать и между различными товарами (фирма), удовлетворяющие ту же потребность. Например, досуг можно скрасить или чтением книг, или занятием спортом, или прослушиванием музыки. Естественно, здесь работают потребительские интересы, однако это не отменяет того положения, что книги, спортинвентарь, пластинки и другие товары являются конкурентными. Такая конкуренция называется функциональной.[36]

Видовая, или предметная, конкуренция возникает между аналогичными товарами одной фирмы или разных фирм. Например, в производстве прохладительных напитков, спортивной одежды, между автомобилями одного класса разных фирм или одной фирмы, но с разной отделкой и набором услуг.

Выше уже рассматривалась ценовая конкуренция достаточно подробно, однако вот еще один ее аспект конкуренция ценовая, но скрытая. Она реализуется, когда продукция высшего качества с большим набором потребительских услуг продается по той же цене, что и продукция конкурирующей фирмы, но явно ниже качеством. Например, пылесос может быть более экономичным, с большим сроком гарантии, большим комплексом послепродажных услуг и других достоинств, а продаваться по цене пылесоса классом ниже.[37]

Рассчитывать на успех в конкурентной борьбе нельзя без знания всего разнообразия форм конкуренции: тайных и явных, скрытых и открытых, законных и незаконных, без знания потенциала своих конкурентов, того, как они отреагируют на ваше поведение на рынке или на смену рыночной конъюнктуры. Самое главное в конкурентной борьбе заключается в том, чтобы конкретно знать, как, каким образом и когда отреагировать на то или иное поведение конкурентов.

 


3. Основные направления защиты конкуренции в современных условиях

 

3.1. Регулирование конкуренции как деятельность государства

 

Анализ конституционных и законодательных норм и принципов дает возможность сделать вывод, что законодательство Российской Федерации рассматривает поддержку и защиту конкуренции как двустороннее правовое явление. С одной стороны, это особая деятельность государства, направленная на обеспечение конкуренции в экономике, а с другой экономико-правовая гарантия реализации конституционного принципа права на предпринимательскую деятельность не запрещенную законом.[38]

С этой точки зрения поддержка конкуренции проявляется в обязательной деятельности государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для возникновения развития и существования добросовестной экономической конкуренции, а также недопущение злоупотреблений монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестной конкуренции. Такая деятельность государства и уполномоченных им органов дают право предпринимателям осуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях добросовестной конкуренции. Право предпринимателей на наличие добросовестной конкуренции дает им возможность свободно конкурировать и требовать осуществления правомерных действий от своих конкурентов и других участников рынка.[39]

Специфической особенностью этого права является то, что не все предприниматели заинтересованы в его существовании. Так, законодательство о защите экономической конкуренции выделяет субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке. Главенствуя на нем, они имеют реальную возможность ограничивать доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Предприятия, которые доминируют на рынке и имеют значительную его долю и, как правило, не заинтересованы и вряд ли будут стремиться к конкурентной борьбе. Поэтому государство посредством законодательства ставит таких субъектов в определенные рамки.

Напротив, предприниматели, стремящиеся за счет добросовестной конкуренции получить дополнительные экономические преимущества, заинтересованны сохранить надлежащий правовой режим и обеспечить наличие добросовестной экономической конкуренции в предпринимательской деятельности.

В ходе этой деятельности предприниматель становится участником горизонтальных и вертикальных правоотношений, субъектами которых являются государство в лице своих уполномоченных органов (должностных лиц) и другие предприниматели.

Горизонтальные отношения возникают между субъектами хозяйствования, действующими на конкретном товарном рынке. Никто из них не имеет права осуществлять недобросовестную конкуренцию или совершать другие действия, которые могут быть признаны ослаблением соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции. В противном случае предприниматель, права и охраняемые законом интересы которого нарушены, может защитить их в судебном или административном порядке.[40]

Вертикальные отношения возникают между субъектами хозяйствования и органами власти. В их основу положена обязанность государства осуществлять защиту конкуренции. Они имеют властный характер и необходимы для обеспечения государственного регулирования рыночных отношений. Участвуя в вертикальных отношениях, органы, на которые возложена обязанность осуществлять защиту и поддержку конкуренции, должны действовать в пределах своей компетенции и на основе разрешительного правового режима (запрещено все, кроме разрешенного законом).

Поддержка конкуренции как специальная деятельность государства направлена на то чтобы гарантировать:[41]

1) наличие добросовестной конкуренции;

2) недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке, ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции.

Не только запрет на уровне законодательства позволяют разграничить добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Сейчас четко обозначилась тенденция позитивного регулирования конкурентных отношений посредством правил и стандартов добросовестной конкуренции. Правами по разработке, применению и контролю за соблюдением этих правил наделяются добровольные объединения профессиональных субъектов, действующих в той или иной сфере предпринимательства.

Государственная поддержка конкуренции это гарантия прав и свобод предпринимателей. Она дает возможность предпринимателям свободно осуществлять свою экономическую деятельность. Поэтому для обеспечения прав и свобод предпринимателей, а также выполнение обязанности государства по поддержке конкуренции применяются законодательные и организационные гарантии.

В основу законодательных гарантий прав и свобод предпринимателей положены принципы единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, работ, услуг, свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции. Именно в законодательстве о защите экономической конкуренции как целостной системе нормативных правовых актов закреплено конкретные нормы, направленные на защиту экономической конкуренции; определен круг государственных органов, на которые возложена обязанность осуществлять защиту конкуренции на всей территории России; предусмотрена ответственность за совершение действий, направленных на искажение, ограничение или устранение конкуренции с рынка.[42]

К организационным гарантиям в сфере поддержки конкуренции можно отнести деятельность органов судебной и исполнительной власти.

Роль судов в защите экономической конкуренции в последнее время возросла. Защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности происходит в рамках системы хозяйственных судов в России. Свои задачи они выполняют прежде всего в процессе решения экономических споров между предпринимателями, а также путем судебного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления.[43]

Антимонопольные органы являются структурами исполнительной власти. Они непосредственно реализуют государственную политику по содействию развитию и защите конкуренции на товарных рынках России и регламентации деятельности монопольных образований. Согласно законодательству в административном порядке они защищают права и охраняемые законом интересы лиц, хозяйничают на рынке.

Полномочия, которые регулируют антимонопольные органы как органы государственной исполнительной власти, являются средствами выполнения конституционной обязанности государства по поддержке и защиту конкуренции и вытекающие из нее. Поэтому права Антимонопольного органов и их практическая реализация должны четко соответствовать конституционным нормам и принципам, а также публичным интересам в экономике.

 

 

 

3.2. Преодоление монополизма и создание условий для рыночной экономики

 

Преодоление последствий монополизма это сложное и хлопотное дело. Одним из важнейших направлений ликвидации монополии является решительная деконцентрация производства, а ее конкретной формой разукрупнение большинства объединений и крупных предприятий во всех отраслях экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, на транспорте и т.д.). Деконцентрацию крупных государственных предприятий следует осуществлять путем отделения (отсечения) от них бывших самостоятельных предприятий, филиалов, отдельных цехов и производственных структур, которые снова должны обрести статус самостоятельного предприятия.[44]

Особое значение для преодоления государственного монополизма, для ликвидации организационно-отраслевых (ведомственных) монополий имеет приватизация большой доли государственной собственности. Это, безусловно, и коренной вопрос с точки зрения формирования в стране принципиально новой хозяйственной системы.

На пути к конкурентной рыночной экономики необходимо сформировать многомиллионный отряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. В результате возникнет важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм. Они будут способствовать быстрому развитию рынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.

Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество товаров и услуг, а также делать их более дешевыми.[45]

Демонополизация производства, разгосударствление и приватизация все это, наряду с другими мерами, позволит создать в России все условия для нормальной рыночной конкуренции. Возникнут (чего сегодня еще нет) конкурентное предложение и конкурентный спрос. Конкурентное предложение означает, что данный продукт производится и предлагается на рынке неограниченным количеством предприятий. Согласно этому, спрос на этот продукт должна выражать неограниченное количество покупателей. С точки зрения современных потребностей, каждый товар должен производиться и предлагаться для сбыта, как минимум, 8-10 товаропроизводителями.

В условиях современного рыночного хозяйства государства осуществляют антимонопольное регулирование на основе антимонопольного законодательства. Первый антимонопольный закон был принят в Канаде в 1889 г., подобный закон в 1890 г. был принят и в США так называемый Акт Шермана. К началу 90-х годов антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах.[46] Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран.

Вместе с тем антимонопольное законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний. Во-вторых, запрещает соглашения и сговора фирм по ценам и условиям торговли. В-третьих, оно пресекает недобросовестную конкуренцию.

Итак, антимонопольное законодательство поставило определенные преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государство выступает гарантом сохранения конкуренции в ее цивилизованных формах.

 


Заключение

 

Итак, при написании работы мы выяснили, что конкуренция представляет собой борьбу между любыми рыночными, экономическими субъектами за рынки сбыта товаров с целью получения более высокой прибыли, доходов или другой выгоды.

На многих конкурентных рынках в системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются товарами и услугами. Конкуренция при этом выступает механизмом, который решает все экономические проблемы любого общества. Рыночный характер экономических отношений свобода выбора как для покупателя, так и для продавца.

Рыночный механизм работает через соотношение спроса и предложения, которое предполагает необходимую гибкость цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая часть любой рыночной среды, необходимое условие развития в современных условиях предпринимательской деятельности.

Конкуренция зарождается вместе с товарным производством, но лишь при капитализме она превращается в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние на экономику конкуренции состоит в следующем:

1. Она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя рационально использовать ресурсы, применять лучшие технологии. Благодаря конкуренции отсеиваются экономически неэффективные производства, некачественные товары, устаревшая техника;

2. Она также чувствительна к изменению спроса, что приводит к удешевлению результатов производства, притормаживает рост цен, а в ряде случаев ведет и к их снижению;

3. В определенной мере выравнивает уровень заработной платы и норму прибыли на капитал практически во всех отраслях экономики.

К отрицательным сторонам конкурентной борьбы можно отнести:

1. Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для инфляции, безработицы и банкротства;

2. Ведет к несправедливому распределению и дифференциации доходов;

3. Может привести к перепроизводству товаров и недогрузке мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не выполняла той роли, которая ей отводится в рыночной экономике. При плановой экономике концентрация производства в монополиях считалась более эффективным способом ведения хозяйства, а конкуренция выступала источником кризиса перепроизводства и беспорядка.

Именно поэтому экономика страны превратилась за многие десятки лет не только в систему высокомонополизированных предприятий, но буквально в большое количество гигантских промышленных натуральных хозяйств, которые самостоятельно обеспечивали себя всем необходимым: от обслуживающего и вспомогательного производства до социальной сферы.

Все это привело с годами к чрезмерно высокому уровню затрат, низкой эффективности производства, и, в большинстве отраслей к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Таким образом, конкуренция является одним из главных атрибутов современной экономики. Чем жестче конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.

 

 


Список литературы

 

1.                  Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. 101 с.

2.                  Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. – №149-ФЗ. 64 с.

3.                  Алпатов А.Г. Экономическая теория. СПб.: Дело, 2010. – 312 с.

4.                  Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №4. – С. 32-36.

5.                  Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2009. – 406 с.

6.                  Гвичия Г.М. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. – 246 с.

7.                  Гундарев А.В. Экономика. М.: Юрайт-Издат, 2008. – 340 с.

8.                  Конкуренция и предпринимательство. / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 211 с.

9.                  Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т.1. М.: Республика, 2002. 562 с.

10.             Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2008. – 286 с.

11.             Мещеряков М.Н. Основы экономики. М.: Дело, 2008. – 256 с.

12.             Микроэкономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. 44 с.

13.             Попов С.А. Основы экономической теории. М.: 2009. – 365 с.

14.             Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Ред. и предисловие В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 2003. – 148 с.

15.             Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2008. – 312 с.

16.             Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2007. 391 с.

17.             Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике. // Вопросы экономики. №2. 2002. с.23-26.

18.             Экономическая теория. // Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону: 2010. – 216 с.

19.             Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. – 346 с.

 

 

 

 

 

2

 


[1] Попов С.А. Основы экономической теории. М.: 2009. – 365 с.

[2] Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2008. – 312 с.

[3] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2007. 391 с.

[4] Экономическая теория. // Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону: 2010. – 216 с.

[5] Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2008. – 286 с.

[6] Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. – 346 с.

[7] Экономическая теория. // Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону: 2010. – 216 с.

[8] Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике Вопросы экономики №2. 2002. - с.23-26.

[9] Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т.1. – М.: Республика, 2002. – 562 с.

[10] Гундарев А.В. Экономика. М.: Юрайт-Издат, 2008. – 340 с.

[11] Гвичия Г.М. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. – 246 с.

[12] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2009. – 406 с.

[13] Конкуренция и предпринимательство. / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 211 с.

[14] Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2008. – 286 с.

[15] Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2008. – 312 с.

[16] Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Ред. и предисловие В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 2003. – 148 с.

[17] Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №4. – С. 32-36.

[18] Алпатов А.Г. Экономическая теория. СПб.: Дело, 2010. – 312 с.

[19] Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике. // Вопросы экономики. №2. 2002. с.23-26.

[20] Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. – 346 с.

[21] Гвичия Г.М. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. – 246 с.

[22] Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2008. – 312 с.

[23] Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике. // Вопросы экономики. №2. 2002. с.23-26.

[24] Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2008. – 286 с.

[25] Мещеряков М.Н. Основы экономики. М.: Дело, 2008. – 256 с.

[26] Конкуренция и предпринимательство. / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 211 с.

[27] Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2008. – 286 с.

[28] Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №4. – С. 32-36.

[29] Конкуренция и предпринимательство. / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 211 с.

[30] Микроэкономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. 44 с.

[31] Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №4. – С. 32-36.

[32] Мещеряков М.Н. Основы экономики. М.: Дело, 2008. – 256 с.

[33] Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2008. – 286 с.

[34] Попов С.А. Основы экономической теории. М.: 2009. – 365 с.

[35] Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2008. – 286 с.

[36] Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2008. – 312 с.

[37] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2007. 391 с.

[38] Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике. // Вопросы экономики. №2. 2002. с.23-26.

[39] Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2008. – 312 с.

[40] Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. – 346 с.

[41] Гвичия Г.М. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. – 246 с.

[42] Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике. // Вопросы экономики. №2. 2002. с.23-26.

[43] Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2008. – 286 с.

[44] Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике // Вопросы экономики. №2. 2002. с.23-26.

[45] Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Ред. и предисловие В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 2003. – 148 с.

[46] Конкуренция и предпринимательство. / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 211 с.

Информация о работе Конкуренция как экономическая и правовая категории. Право предпринимателя на свободную конкуренцию