Контрольная работа по «Предпринимательскому праву РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Санация как реорганизационная процедура
Вопрос 2. Компетенция антимонопольных органов

Работа содержит 1 файл

Росс пред.право.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

  9) размещает на сайте антимонопольного  органа в сети "Интернет" решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц. Следует отметить, что в связи с необходимостью повышения открытости деятельности антимонопольных органов в сфере предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о естественных монополиях, о государственных закупках приказом ФАС России от 21 февраля 2008 г. N 54 утверждено Положение об информационной политике Федеральной антимонопольной службы;

  10) устанавливает доминирующее положение  хозяйствующего субъекта при  рассмотрении дела о нарушении  антимонопольного законодательства  и при осуществлении государственного  контроля за экономической концентрацией.  Порядок реализации данного полномочия  определен положениями соответственно гл. 7 "Государственный контроль за экономической концентрацией" и 9 "Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства" комментируемого Закона;

  11) проводит проверку соблюдения  антимонопольного законодательства  коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством РФ порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" на территории России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

  12) осуществляет (до издания Федерального  закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ указывалось,  что в порядке, установленном  Правительством РФ) контроль за  деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары. Как предусмотрено в п. 15 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утв. постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 (в ред. постановления Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 476), контроль за установлением случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом рынке осуществляется федеральным антимонопольным органом. Там же установлено, что контроль за размерами ежемесячной платы за единицу мощности в целях выявления действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе манипулирования ценами на генерирующую мощность на оптовом рынке, осуществляется в соответствии с антимонопольным законодательством. Приказом ФАС России от 5 декабря 2007 г. N 415 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности);

  13) осуществляет иные предусмотренные  комментируемым Законом, другими  федеральными законами, указами  Президента РФ, постановлениями Правительства РФ полномочия. Соответственно перечень полномочий антимонопольного органа определен в ч. 1 комментируемой статьи как открытый. В данной статье непосредственно названы лишь те полномочия, которые предоставляются антимонопольным органам антимонопольным законодательством. ФАС России и ее территориальным органам полномочия предоставляются также законодательством о естественных монополиях, законодательством о рекламе, законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и т.д. Следует отметить, что постановлением КС России от 24 июня 2009 г. N 11-П признаны не противоречащими Конституции РФ положения ст. 23, 37 и 51 комментируемого Закона, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти законоположения не предполагают выдачу предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующим субъектом вследствие нарушения антимонопольного законодательства, без установления его вины и без указания суммы, которую обязан перечислить в бюджет каждый из хозяйствующих субъектов, участвовавших в таком правонарушении в составе группы лиц, при том что эти законоположения могут применяться, пока иное не установлено законом, только в течение общего срока исковой давности. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный КС России в указанном постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

  В части 2 статьи дополнительно определен перечень полномочий федерального антимонопольного органа, т.е. ФАС России. В соответствии с ч. 2 данной статьи федеральный антимонопольный орган наряду с указанными в ч. 1 статьи полномочиями осуществляет следующие полномочия:

  1) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных ст. 32 Закона. Данное положение дублирует норму ч. 7 указанной статьи, согласно которой федеральным антимонопольным органом утверждается форма представления сведений, предусмотренных ч. 5 этой статьи;

  2) утверждает по согласованию с  Банком России методику определения  необоснованно высокой и необоснованно  низкой цены услуги кредитной  организации и методику определения  обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями. К настоящему времени сведений об издании соответствующих документов ФАС России не имеется;

  3) утверждает порядок проведения  анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Банком России). Как говорилось в комментарии к ст. 5 Закона, в настоящее время действует приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", изданный в целях реализации Закона 1991 г. о конкуренции и применяемый в части, не противоречащей комментируемому Закону. К названному приказу отсылают действующие административные регламенты ФАС России. Следует также отметить, что в целях обеспечения проведения анализа товарных и финансовых рынков приказом ФАС России от 3 октября 2006 г. N 249 создана Комиссия ФАС России по проведению анализа товарных и финансовых рынков;

  4) издает нормативные правовые акты, предусмотренные Законом. Данное положение в соответствующей части дублирует норму ч. 2 ст. 2 Закона, согласно которой отношения, указанные в ст. 3 данного Закона, могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

  5) дает разъяснения по вопросам  применения им антимонопольного  законодательства. Приказом ФАС  России от 21 декабря 2007 г. N 442 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства;

  6) дает в установленном порядке  заключения о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин на конкуренцию на товарном рынке России. Порядок, о котором идет речь, установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Следует отметить, что рассматриваемый пункт в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ полностью изложен в новой редакции, учитывающей внесение в Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" изменений Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 280-ФЗ;

  7) вносит в лицензирующие органы  предложения об аннулировании,  отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий. Следует подчеркнуть, что речь идет лишь о внесении предложений об аннулировании или отзыве лицензий. Собственно аннулирование или отзыв лицензий уполномочены осуществлять только лицензирующие органы. Как говорилось в комментарии к ст. 20 Закона, отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", но только тех отдельных видов деятельности, перечень которых предусмотрен в п. 1 ст. 17 названного Закона;

  8) осуществляет сотрудничество с  международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров РФ, в работе межправительственных или межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество РФ, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции. Международная деятельность ФАС России направлена на: содействие интеграции экономики России в мировое экономическое пространство; реализацию международных обязательств Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ФАС России; участие в процессе формирования концепции общего европейского экономического пространства; защиту российских интересов посредством участия в профильных международных организациях; внедрение в российскую практику передового зарубежного опыта, повышение квалификации специалистов ФАС России; подготовку и реализацию проектов технического содействия со стороны международных организаций в интересах ФАС России;

  9) обобщает и анализирует практику  применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению. Так, например, ФАС России изданы Методические рекомендации по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

  10) ежегодно представляет в Правительство  РФ доклад о состоянии конкуренции  в России и размещает его  на сайте антимонопольного органа в сети "Интернет".

  В соответствии с Законом о конкуренции  государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти - федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

  Под предупреждением монополистической  деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

  Ограничение монополистической деятельности - процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

  Пресечение  монополистической деятельности - собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

  Федеральный антимонопольный орган входит в  структуру федеральных органов  исполнительной власти, формируемую  в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом «О Правительстве  Российской Федерации».

  Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку  финансируются из средств федерального бюджета.

  Законом не предусмотрены какие-либо ограничения  в отношении количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. 
 
 

  Список  литературы 

  1. ФЗ РФ "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ
  2. ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ   
  3. «Антикризисное управление: Учебник», под ред. Э.М. Короткова, ИНФРА-М,Москва, 2003 год.
  4. Антикризисное управление. Общие основы и особенности России : учеб. пособие для вузов / И.К. Ларионов, и др. - М.: Издат. дом "Дашков и К", 2007. - 247 с.

Информация о работе Контрольная работа по «Предпринимательскому праву РФ»