Курс лекций по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:01, курс лекций

Описание работы

Общие требования к предпринимательской деятельности.
Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов.
Особенности банкротства отдельных видов субъектов.

Работа содержит 1 файл

лекции по предпринимательству.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

 

Лекция 3. Общие требования к предпринимательской деятельности.

 

1. Виды требований, предъявляемых  к предпринимательской деятельности.

2. Требования-предпосылки  к предпринимательской деятельности.

3. Требования, предъявляемые  к процессу ПД.

4. Требования, предъявляемые к результатам ПД.

 

 

 

Обязательные нормативные  акты:

  1. КоАП РФ, ст. 14.1, 14.5, 14.25, 19.19.
  2. Налоговый кодекс, ст. 333.33. п. 71.
  3. Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 08.08.01. в ред. 02.07.2005.
  4. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.03 г.
  5. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.02. в ред. 09.05.2005.
  6. Постановление Госстандарта от 30.01.2004 г. «О национальных стандартах РФ».

К семинару решить задачу № 2 на стр. 37 Методических указаний.

 

1. Виды требований, предъявляемых  к предпринимательской деятельности.

Государство интенсивно регулирует предпринимательскую деятельность и осуществление практически любой предпринимательской деятельности предполагает соблюдение значительного количества требований. Государству при их установлении необходимо решить вопрос их необходимости, оптимальной системы и обоснованной структуры.

Право должно обеспечить внешнее оформление таких требований. Они должны содержаться в ясных формулировках нормативных актов. В отношении некоторых видов требований даются специальные указания о форме их предъявления. Кроме того, право должно гарантировать соблюдение установленных требований путем установления санкций за неисполнение, а также давать возможность оспорить незаконные требования.

Классификация требований к предпринимательской деятельности.

В зависимости  от сферы действия:

  • общие для всех или большинства видов предпринимательской деятельности;
  • специальные, предъявляемые только к определенному виду деятельности, например, строительные нормы и правила.

В зависимости  от субъектов, в чьих интересах устанавливаются:

  • общество и действующее от его имени государство;
  • наемные работники;
  • потребители;
  • контрагенты
  • конкуренты.

В зависимости  от этапа предпринимательской деятельности выделяют:

  • требования – предпосылки к предпринимательской деятельности;
  • требования, предъявляемые к процессу предпринимательской деятельности:
  • требования к результатам предпринимательской деятельности.

 

 

2. Требования-предпосылки  к началу предпринимательской  деятельности.

Требования-предпосылки  предшествуют осуществлению предпринимательской  деятельности. Их соблюдение делает деятельность предпринимателя законной.

Общие требования-предпосылки:

- государственная регистрация хозяйствующего  субъекта (см. предыдущую лекцию);

- получение лицензии на осуществление  предпринимательской деятельности.

Правое регулирование  лицензирования осуществляется ст. 49 ГК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001. Порядок лицензирования в отношении каждого конкретного вида деятельности устанавливается положениями о лицензировании в данной сфере, утверждаемыми Правительством.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий и предоставлением информации.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Документ, подтверждающий наличие лицензий – это оформляемый  в установленном порядке документ, в котором указано, что лицу предоставлено специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и  условий, выполнение которых лицензиатом  обязательно.

Соискателем лицензии и  лицензиатом могут быть юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель.

Основные принципы осуществления  лицензирования:

- обеспечение единства  экономического пространства;

- установление единого  перечня лицензируемых видов деятельности;

- установление единого  порядка лицензирования;

- установление лицензионных  требований и условий положениями  о лицензировании конкретных  видов деятельности;

- гласность и открытость  лицензирования;

- соблюдение законности  при осуществлении лицензирования.

Закон закрепляет единый перечень лицензируемых видов деятельности. Статья 1 перечисляет 17 видов деятельности, на которые закон не распространяется, но которые подлежат лицензированию в соответствии с другими законами, такие как банковская, образовательная, нотариальная, биржевая. Статья 17 закона содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, которые лицензируются в соответствии с указанным законом. Лицензирование в отношении иных видов деятельности, кроме перечисленных в статьях 1 и 17 может вводиться только путем внесения изменений в статью 17.

Законодатель устанавливает  критерии отнесения деятельности к  лицензируемой: если регулирование  такой деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, и если их осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.

Лицензирующие органы:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок получения  лицензии:

Для получения лицензии соискатель предоставляет в лицензирующий  орган следующие документы:

  • заявление;
  • копии учредительных документов (нотариально заверенная копия или с предъявлением оригинала);
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотрение заявления в размере 300 рублей;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, свидетельствующих о возможности соискателя лицензии выполнять лицензионные требования и условия.

Документы принимаются  по описи, копия которой остается у соискателя.

Требование документов, не предусмотренных Законом о  лицензировании, запрещено.

Лицензирующий орган  проводит проверку документов, а также  соответствие соискателя лицензионным требованиям и условиям.

Срок на рассмотрение заявления – не более 45 дней. По итогам лицензирующий орган принимает  решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении, о чем уведомляет лицензиата.

Лицензиат уплачивает государственную пошлину в размере 1 000 рублей за предоставление лицензии, после чего получает документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основания для  отказа в предоставлении лицензии:

- наличие в представленных  документах недостоверной или  искаженной информации;

- несоответствие соискателя  или принадлежащих ему объектов  лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ  в выдаче лицензии на основании величины объема планируемой к выпуску  продукции.

Лицензирующий орган  в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения уведомляет о выдаче лицензии налоговый орган, сведения о лицензии вносятся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Срок действия лицензии – не менее 5 лет. Продлевается по заявлению  лицензиата в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании могут быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Сведения о лицензии и лицензиате вносится в реестры  лицензий, которые являются открытыми  информационными ресурсами. Информация из них предоставляется в виде выписок за плату в размере 10 рублей.

Упрощенный порядок  лицензирования.

Условия:

- наличие у соискателя  договора страхования гражданской  ответственности;

- наличие у соискателя  сертификата соответствия осуществляемой  деятельности международным стандартам;

- только в отношении видов деятельности, указанных в п. 6 ст. 9.

Упрощения:

- срок на рассмотрение  документов – 15 дней;

- не проводится проверка  возможности выполнения соискателем  лицензионных требований и условий;

- не проводятся плановые  проверки;

После выдачи лицензии у лицензирующего органа появляется право контролировать соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий, проводить проверки, составлять протоколы, обязывать лицензиата устранить нарушения, выносить предупреждения.

 

Иные мероприятия:

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

- реорганизация в форме  преобразования;

- реорганизация в форме  слияния при наличии одинаковых  лицензий;

- изменение имени индивидуального  предпринимателя;

- изменение адресов.

Размер государственной пошлины за переоформление документа – 100 рублей.

Приостановление лицензии возможно на срок до 6 месяцев:

  • неоднократные нарушения;
  • грубые нарушения.

Лицензия теряет юридическую силу в случае:

  1. ликвидации юридического лица,
  2. прекращения деятельности в результате реорганизации,
  3. прекращение действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии.

Осуществляется лицензирующим  органом – в случае неуплаты лицензионного  сбора за предоставление лицензии в  течение 3 месяцев.

Осуществляется судом  в следующих случаях:

- нарушение лицензионных  требований и условий повлекло  нанесение ущерба охраняемым  интересам, а именно: правам, законным  интересам, здоровью граждан,  обороне,  безопасности государства  и пр.

- не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления лицензии.

Обращаясь в суд лицензирующий  орган должен уведомить об этом лицензиата, направив ему уведомление с мотивированным обоснованием.

 

- применение контрольно-кассовой  техники. 

Регулируется ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Сущность требования заключается в том, что государством установлена обязанность хозяйствующих  субъектов при расчетах друг с  другом и с гражданами наличными деньгами или с использованием платежных карт применять контрольно-кассовую технику (ККТ).

ККТ – контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, ЭВМ, программно-технические комплексы.

Фискальная  память – комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную регистрацию и энергонезависимое хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных расчетов в целях правильного исчисления налогов.

Фискальные  данные – фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

 

ККТ можно не использовать при наличных расчетах в следующих случаях:

Информация о работе Курс лекций по "Предпринимательству"