Малое предпринимательство и его место в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Актуальность темы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.
Целью данной работы является определение значения малого предпринимательства для развития рыночной экономики.
Объект исследования – малое предпринимательство; предмет исследования – роль и значение для развития экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Предпринимательство: сущность, субъекты, роль в рыночной экономике……………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства………………………………………………………………….............5
1.2. Субъекты малого предпринимательства…………………………………...8
Глава 2. Роль малого предпринимательства в экономике…………………………………………………………………………13
2.1. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран………………………………………………………………………………..13
2.2. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике России………14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

113101.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава 1.  Предпринимательство: сущность, субъекты, роль в рыночной экономике……………………………………………………………………………….5

1.1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства………………………………………………………………….............5

1.2.    Субъекты малого  предпринимательства…………………………………...8

Глава 2. Роль малого предпринимательства в экономике…………………………………………………………………………13

2.1. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран………………………………………………………………………………..13

2.2. Роль  малого предпринимательства в  рыночной экономике России………14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  использованной литературы…………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российская  экономика характеризуется пока еще низкой долей малого и среднего частного предпринимательства. Развитие же малого бизнеса имеет множество  важных преимуществ:

- увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса-главного гаранта политической  стабильности в демократическом  обществе;

- рост доли экономически активного  населения, что увеличивает доходы  граждан и сглаживает диспропорции  в благосостоянии различных социальных  групп;

- создание новых рабочих мест  с относительно низкими капитальными  затратами, особенно в сфере  обслуживания

- трудоустройство работников, высвобождаемых  в госсекторе, а также представителей  социально уязвимых групп населения;

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых  и природных ресурсов, которые  иначе остались бы невостребованными,  а также эффективное их использование  (например, малый бизнес мобилизует  небольшие сбережения граждан,  не склонных прибегать к услугам  банковской системы, но готовых  вкладывать деньги в собственное  предприятие)

Актуальность  темы определена ролью малых предприятий  в масштабах экономики страны в целом и значением их как  потребителя банковских услуг. Малое  предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Целью данной работы является определение значения малого предпринимательства для развития рыночной экономики.

Объект исследования –  малое предпринимательство; предмет  исследования – роль и значение для развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпринимательство: сущность, субъекты, роль в рыночной экономике.

 

          1.1 Сущность, понятие, функции малого  бизнеса в экономике государства.

 

     Современные  экономисты практически отождествляют  понятия: “предприниматель”, “малый  бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая  “большой бизнес”, как явление  экономической жизни, базирующееся  на иных принципах организации дела. [11, с 109]

     Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в  малых формах, опирающийся на  предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних  частных предпринимателей, прямо  не входящих ни в одно монополистическое  предприятие. [10, с 78-81]

     Малое предпринимательство  - с одной стороны специфический  сектор экономики, создающий материальные  блага при минимальном привлечении  материальных, энергетических, природных  ресурсов и максимальном использовании  человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

     Так предпринимательская деятельность как малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [5, с 148-152]

     Малым бизнесом  в Америке по определению Министерства  торговли США считается производственное  предприятие, в котором заняты  не более 100 рабочих и служащих  и оборот оптовой продажи не  превышает 200 тысяч долларов в  год. Если же это не производственное  предприятие, а торговое или  какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [6, с 11]

     Хотя «лицо»  любого развитого государства  составляют крупные предприятия  и корпорации, а наличие мощной  экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

     Сектор малого  бизнеса наиболее динамично осваивает  новые виды продукции и рыночные  «ниши», способствует приближению  производства товаров и услуг  к потребителю, развивается в  отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса. Важными особенностями  малого предпринимательства являются  широкое использование небольших  местных источников сырья, способность  к ускоренному освоению инвестиций  и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой этого сектора является  активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития  различных отраслей экономики.  Малые предприятия формируют  конкурентную среду, создают альтернативу  на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

     Присущие малому  бизнесу гибкость и высокая  приспособляемость к изменчивости  рыночной конъюнктуры способствуют  стабилизации макроэкономических  процессов в стране, достижению  оптимальной структуры экономики.

     Так малое  предпринимательство - сектор бизнеса,  во многом определяющий темпы  экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального продукта государства.

     Анализ доступных  публикаций показывает, что в  развитых рыночных экономиках, и  в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

     В целом  государства в странах с развитой  рыночной экономикой особое значение  придается поддержке малого предпринимательства.  Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), - везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. [3, с 7-8] Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

     Малый бизнес  играет в экономике любой страны  довольно большую роль. Он является  неотъемлемой частью социально-экономической  системы страны, обеспечивая стабильность  рыночных отношений, втягивая  большую часть граждан страны  в эту систему отношений путем  открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность  производства путем глубокой  специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается  на экономическом росте национальной  экономики.

     Мелкий бизнес  присутствует во всех сферах  и областях экономики. Сегодня  преимущества малого бизнеса  по сравнению с другими секторами  экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается  специфика малого предпринимательства  - пробуждаться в период общего  экономического спада, решая многие  экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий  демонстрирует хорошую адаптацию  к внешним условиям, своим развитием  укрепляя рыночные отношения.  В силу своей гибкости и  скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

     В настоящее  время в создании малых предприятий  большую заинтересованность проявляют  крупные компании. Они поручают  мелкому бизнесу вести отдельные  виды производства, устанавливать  тесные связи с рынком, проводить  различные научные разработки. 

 

1.2 Субъекты малого предпринимательства

 

В соответствии с законодательством  малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием  отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства  является средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами малого предпринимательства  могут быть граждане (физические) и  юридические лица.

Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства  как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных  обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных  товариществ и обществ.

Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской деятельностью  установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин  Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать  для себя гражданские обязанности  и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя  граждане (физические лица) могут заниматься предпринимательством как в качестве основной, так и дополнительной деятельности (в соответствии с законодательством).

Основными организационно-правовыми  формами субъектов малого предпринимательства  являются хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

Полным товариществом  признается товарищество, участники  которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором  занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут  ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Участниками полного товарищества могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица как коммерческие организации. Однако одно лицо может быть участником только одного полного товарищества.[4]

Управление полным товариществом осуществляется по общему согласию всех его участников; каждый участник полного товарищества имеет  один голос Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество. Полученные полным товариществом прибыль и убытки распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников; не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

Товариществом на вере (коммандитным) признается товарищество, в котором  наряду с участниками, осуществляющими  от имени товарищества предпринимательскую  деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными  товарищами), имеется один или несколько  участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных  с деятельностью товарищества, в  пределах сумм внесенных ими вкладов  и не принимают участия в осуществлении  товариществом предпринимательской  деятельности.

Информация о работе Малое предпринимательство и его место в рыночной экономике