Малое предпринимательство и его место в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Актуальность темы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.
Целью данной работы является определение значения малого предпринимательства для развития рыночной экономики.
Объект исследования – малое предпринимательство; предмет исследования – роль и значение для развития экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Предпринимательство: сущность, субъекты, роль в рыночной экономике……………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства………………………………………………………………….............5
1.2. Субъекты малого предпринимательства…………………………………...8
Глава 2. Роль малого предпринимательства в экономике…………………………………………………………………………13
2.1. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран………………………………………………………………………………..13
2.2. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике России………14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

113101.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

Участниками товарищества на вере могут быть в качестве полных товарищей индивидуальные предприниматели  или коммерческие организации, а  в качестве вкладчиков - граждане и  юридические лица.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники  общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность  по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих  обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению  к обществу. [5, с 154]

В соответствии с законодательством  акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в уставе АО и фирменном  наименовании. Акционеры открытого  акционерного общества могут отчуждать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции  и осуществлять их свободную продажу. Закрытым акционерным обществом  признается общество, акции которого распределяются только среди его  учредителей или иного, заранее  определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции  или иным образом предлагать их для  приобретения неограниченному числу  лиц.

Высшим органом управления акционерного общества является общее  собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее  собрание акционеров).

Наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства является индивидуальное предприятие. С введением в действие первой части ГК. РФ индивидуальные (семейные) частные предприятия (ИЧП) в России не создаются.

Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой формы  коммерческих организаций являются:

-полная самостоятельность,  свобода и оперативность действий, не требующая для принятия  решений получения согласия партнеров;

-максимум побудительных  мотивов. Все доходы поступают  к единому владельцу предприятия,  поэтому он заинтересован в  упорной работе, в тщательном  собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений,  увеличении объемов продаж;

-конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах  бизнеса производственные секреты  и специальная технология являются  главным капиталом фирмы, а  единоличное владение дает возможность  сохранить в тайне секрет предприятия.

Но наряду с достоинствами  этой организационной формы ей свойственны  и недостатки, к которым относятся:

-ограниченность привлечения  значительных финансовых средств;

-неограниченная (полная) имущественная  ответственность за долги в  случае банкротства;

-недоверие со стороны  государственных учреждений и  крупных предприятий;

-слабость управления. Обычно  владелец является управляющим  по всем вопросам: экономическим,  финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и др. Как правило, владельцам  не хватает профессиональных  знаний и опыта менеджмента;

-трудность в получении  кредита;

-высокий уровень банкротства  (в США ежегодно разоряются  около 50% из вновь созданных  фирм).[1, с 245 - 251]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль малого предпринимательства в экономике.

2.1. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.

 

Малое предпринимательство  играет исключительно важную роль в  экономической и социальной жизни  развитых стран.

Так, в США небольшие  фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах экономики  малые предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной  торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21%. [7, с 34 - 61]

На малые фирмы в  указанный период приходилась почти  половина всех занятых в частном  секторе: - 12 млн. чел. в сфере обслуживания; - 10,1 в розничной торговле; -4,4 в  оптовой; в обрабатывающей промышленности заняты - 8; в строительстве -4,3; на транспорте - 2; в добывающей промышленности - 0,5; в сельском хозяйстве - 0,8; 3,2 млн. чел. было занято финансовой деятельностью.

Процесс развертывания малых  предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

В Германии 2 млн. мелких и  средних фирм производят до 50% ВВП  и обеспечивают 66% занятости. Эти  фирмы не уступают крупным в организации  менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.[9, с 5]

В Италии малые и средние  компании, число которых превышает  средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность  обеспечить высокий уровень конкурентоспособности  экспортной продукции.

Во Франции малые и  средние фирмы чаще всего встречаются  в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении. [8, с 107 - 115]

Малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны.

 

2.2. Роль малого предпринимательства  в рыночной экономике России.

 

Роль малого бизнеса в  рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях нормального  функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с  ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке  народного хозяйства.

Малое предпринимательство  – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи.

Роль малого бизнеса в  России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной. Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, социальной, политической.

Социальная роль:

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения  обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и  услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическая роль:

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта  социальная группа давно стала основой  сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей  численности и являющегося выразителем  политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого  социально-экономического и политического  развития общества мелкие предприниматели  отличаются наибольшей приверженностью  принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет  наибольшую активность, и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных и средних собственников  для владельцев малых предприятий  их собственность зачастую является единственным средством к существованию  и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства  с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его  зависимость от национальной основы и составляет питательную среду  для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует  исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в  среде мелких собственников в  условиях экономического спада и  политической нестабильности могут  принимать крайние формы и  подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Экономическая роль:

Существенная роль малого предпринимательства в экономической  жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий  являются способность к ускоренному  освоению инвестиций и высокая оборачиваемость  оборотных средств. Еще одной  характерной чертой этого сектора  является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе  МП вследствие массовых банкротств или  переспециализации деятельности.[2, с 75 - 80]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая  эффективность. Малые предприятия  могут создаваться в любом  секторе экономики в ответ  на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами  для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано  оказывать существенную поддержку  развитию малого бизнеса.

Информация о работе Малое предпринимательство и его место в рыночной экономике