Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа

Описание работы

Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия)

Содержание

1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 2
2. Критерии определения субъектов малого предпринимательства. 4
3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. 5
4. Роль малого предпринимательства в экономике 7
5. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 10
6. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. 12
7. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства 15
8. Расчетная работа: “Формирование текущего бюджета” 20
9. Список используемых источников: 31

Работа содержит 1 файл

MAPKETuHr(KyPCOBuK).doc

— 383.50 Кб (Скачать)
  • сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • низкий уровень экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с куплей-продажей;
  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
  • резкое повышение цен на все факторы производства в результате финансово-экономического кризиса 1998 г., катастрофическое снижение покупательной способности населения.

Экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и  рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. В первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющих сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Так, обобщая  результаты социологических опросов  по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы следующие основные проблемы малого бизнеса в России:

  • налоги;
  • законодательство;
  • инфляция;
  • экономическая ситуация в целом;
  • поставки, дефицит;
  • трудности получения ссуды и высокая ставка за кредит;
  • неплатежеспособность партнеров, клиентов; <ф> несовершенство банковской системы;
  • политическая ситуация;
  • бюрократия;
  • недостаток производственных площадей, офисов;
  • действия правительства, властей;
  • коррупция, взятки;
  • недостаток материальной базы;
  • финансовая политика государства;
  • действия Центрального банка России;
  • сбыт, поиск клиентов, потребителей;
  • высокие цены на сырье и материалы;
  • монополия государства, государственных предприятий;
  • разрыв экономических связей;
  • недостаток культуры, опыта;
  • необязательность партнеров;
  • проблемы собственности;
  • кадровые проблемы;
  • недостаток собственных средств и др.

    Перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, и малого в частности, несмотря на активную роль последнего в экономике.

По данным проведенного Институтом стратегического  анализа

предприятий, свыше 80% его участников отметили, что  они нуждаются в государственной поддержке своей деятельности, а 70% — что им нужны надежные законодательные гарантии. Анализ подтверждает, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти; в предоставлении налоговых льгот — около 83%; в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов — 57% малых предприятий. 

  1. Направления и формы государственной  поддержки малого предпринимательства.

    Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки  малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части  бюджета выделяется 2-3 млрд. долл. У  нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась,   в  основном,   к  системе   налоговых  льгот  на  прибыль

    Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды,- в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

    Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фоццы,, например, через "Администрацию по дел;ш мелкого бизнеса" (США), "Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса" (Япония), "Кредит для средних и мелких фирм" (Франция).

В России также существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

По закону  “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”:

1. Государственная  поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим  направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

2. Федеральные  органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

  • разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;
  • проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
  • организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральный нужд;
  • подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;
  • оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
  • координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием,
 

3. Государственные  и муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

  • меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;  
    перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
  • меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
  • предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
  • меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
  • меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
  • меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Государственные программы поддержки малого предпринимательства  разрабатываются в порядке, установленном  действующим законодательством, и  должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Финансовое  обеспечение государственных и  муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона.

Объем обязательных ежегодно выделяемых средств  указывается в расходной части  федерального бюджета отдельной  строкой по представлению Правительства  Российской Федерации.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

5. Правительство Российской Федерации ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства. 

Страхование субъектов малого предпринимательства

   Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия компенсации  устанавливаются договором между  страховой организацией и соответствующим  фондом поддержки малого предпринимательства.

 

Поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере

 1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

Информация о работе Малое предпринимательство