Материально-техническая база предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Успешное развитие экономики предприятия, как и любой другой составной части экономики страны, находится в прямой связи с созданием и укреплением материально-технической базы.
Создать материально-техническую базу предприятия – значит, прежде всего, оснастить её отрасли необходимыми мощностями и основными фондами, осуществить для этого программу капитальных вложений и строительных работ.
Несмотря на трудности перехода к рыночной экономике, торговым предприятиям уделяют пристальное внимание вопросам создания и укрепления материально-технической базы торговли, заготовок, производства и других отраслей деятельности потребительской кооперации.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе экономики, управление материальными ресурсами предприятия играет большую роль в управлении предприятием в целом.
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, то есть тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Материально – техническая база предприятия.
1.1.Понятие материальных ресурсов и показатели их использования.
1.2. Анализ ценности сырья и материалов.
1.3. Определение оптимального количества заказов.
1.4. Выбор предприятий – поставщиков сырья и материалов.
1. 5. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению.
1.6. Экономическое использование ресурсов.
2. Материально – технические показатели торгового предприятия «Незабудка».
3 .Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик ОП.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………..3

1.Материально – техническая  база предприятия.

1.1.Понятие материальных ресурсов и  показатели их использования.

1.2. Анализ ценности сырья и материалов.

1.3. Определение оптимального количества заказов.

1.4. Выбор предприятий – поставщиков сырья и материалов.

1. 5. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению.

1.6. Экономическое использование ресурсов.

2. Материально – технические показатели торгового  предприятия  «Незабудка».

3 .Заключение.

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Успешное развитие экономики предприятия, как и любой другой составной части экономики страны, находится в прямой связи с созданием и укреплением материально-технической базы.

    Создать материально-техническую базу предприятия – значит, прежде всего, оснастить её отрасли необходимыми мощностями и основными фондами, осуществить для этого программу капитальных вложений и строительных работ.

    Несмотря на трудности перехода к рыночной экономике,  торговым предприятиям   уделяют пристальное внимание вопросам создания и укрепления материально-технической базы торговли, заготовок, производства и других отраслей деятельности потребительской кооперации.

    Актуальность темы исследования  заключается в том, что на современном этапе  экономики, управление материальными ресурсами предприятия играет большую роль в управлении предприятием в целом.

    Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, то есть тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

   Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия.

   В своей работе, я поставила целью проанализировать структуру существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, выделить систему и проследить движение материальных ресурсов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса сырьем и материалами до момента выхода конечного продукта.

   Достижение настоящей цели возможно путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, периодичного материала, статей и аналитического материала на данную тему.

   Объектами исследования реферата являются материальные и технические ресурсы предприятия.

   Предметом исследования является материально-техническая база розничной торговли торговых предприятий, ее состояние, развитие и использование в условиях рыночных отношений. Объектом исследования избран торговое предприятие «Незабудка»

   Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования материально-технической базы для торговых предприятий. Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- исследование  формирования материально-технической  базы  торгового предприятия;

- обоснование  системы показателей оценки эффективности  использования материально-технической  базы на конкретном предприятии;

-анализ эффективности  использования материально-технической  базы на торговом предприятии   «Незабудка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Материально- техническая база предприятия.

1.1 Понятие материальных ресурсов и показатели  их использования.

   Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам и размерам. Номенклатура и ассортимент потребленных материальных ресурсов зависит от номенклатуры и сложности производимой продукции. Чем шире номенклатура продукции, тем шире номенклатура потребляемых материальных ресурсов. Номенклатура потребляемых ресурсов представляет систематизированный перечень в развернутом ассортименте с присвоением каждой специальной разновидности сокращенного условного обозначения. В основе классификации материалов лежит группировка по однородности характерных признаков с последующим распределением на разделы, которым присваивается соответствующий индекс по десятичной системе. Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах. Материальные ресурсы — это ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ. Материальные ресурсы — это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих, полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ. Материальные ресурсы переходят в материальные затраты, которые представляют собой совокупность материальных ресурсов, которые используются в процессе производства. Материальные затраты обладают учетными функциями, являются элементом себестоимости, регулируют величину налогооблагаемой прибыли и доходность.

   Сырье — это предметы труда, которые направляются в производство для первичной обработки добывающими отраслями и сельским хозяйством (руда, хлопок, зерно, нефть).

   Материалы — это предметы труда, частично прошедшие обработку (чугун, сталь, ситец, мука, т.д.). Материалы делятся на основные и вспомогательные по характеру использования в производственном процессе. Основные материалы — предназначены для изготовления продукции, оказания услуг, выполнения работ. В производственной сфере они составляют материальное содержание и входят в вес изготавливаемого продукта.

   Вспомогательные материалы участвуют в осуществлении производственного процесса. Они необходимы для осуществления различных технологических процессов, поддерживают в работоспособном состоянии основные фонды (смазочные, обтирочные, химикаты, эмульсии, спирты и т.д.).

   Полуфабрикаты — это предметы труда, которые прошли несколько стадий промышленного производства, но требуют дальнейшей обработки (заготовки, литье, т.д.)

   Энергия, топливо — это предметы труда, которые приводят в движение оборудование, транспортные средства и обеспечивают нормальное протекание процесса труда.

   Научно-технический прогресс предъявляет высокие требования к качеству материальных ресурсов, так как они представляют не только объем выпуска, но и качество выпускаемой продукции.

Важнейшими показателями использования материальных ресурсов являются:

- материальные  затраты;

- удельный расход  материальных ресурсов на единицу  продукции — норма расхода;

- материалоемкость  продукции.

   Классификация материалов служит отправной точкой для нормирования расхода материалов по каждой позиции номенклатуры.

   В свою очередь нормы расхода материалов закладывают основу для определения потребности в материалах на изготовление единицы продукции с последующим составлением плана закупки материальных ресурсов, расчета себестоимости и выработки стратегии экономного расходования материальных ресурсов.

   Под нормой расхода следует понимать максимально допустимый расход соответствующих ресурсов на единицу продукции в условиях данного уровня применяемой техники и организации производства. Разрабатывая нормы расхода материалов, следует учитывать не только чистый вес (полезный расход материалов), но и невозвратные потери и неутилизируемые отходы, обусловленные несовершенством технологии, низким уровнем квалификации персонала, организационными причинами. Качество установленных норм оценивается показате­лями: коэффициентом использования материалов, удельным весом отходов производства, процента выхода готовых изделий. 
 

1.2 Анализ ценности сырья и материалов.

   Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. (При изготовление автомобиля – это металл, стекло, ткань и др.).

   К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).

   Промышленные предприятия в настоящее время оснащены современной вычислительной техникой, с помощью которой становится возможным моделирование материальных потоков с учетом влияния различных факторов внутренней и внешней среды предприятия, а также разработка систем управления материальными ресурсами.

   Существуют основные принципы формирования и функционирования системы управления материальными ресурсами:

- самостоятельность  предприятий – поставщиков и  предприятий потребителей в использовании  материальных ресурсов;

- саморегулирование;

- ресурсосбережение  и противозатратность;

- комплексность;

- оперативность;

- восприимчивость  к научно-техническому прогрессу;  и др.

   Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы. Для разрешения основных проблем в рамках создания базы сырья и материалов существуют многообразные методы принятия решения, в особенности:

- ABC-анализ (первоначальный  анализ);

- метод оценки  по системе баллов;

- анализ стоимости  сырья и материалов;

- математические  модели решений.

Рассмотрим подробно анализ стоимости сырья и материалов.

   Метод анализа стоимости чаще всего применяется тогда, когда требуется снижение издержек и цены выпускаемых изделий с целью улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия или увеличения шансов сбыта готовой продукции. По результатам анализа стоимости сырья и материалов можно:

- произвести  сокращение затрат на сырье  и материалы;

- экономить рабочее  время при изготовлении изделий  из этого сырья и материалов;

- повысить качество  готовой продукции, а также,  снизить затраты для реальных  инвестиций.

   Последовательность одного такого оценочного анализа сырья и материалов, приведенная ниже, является типичной для осуществления анализа во многих областях предпринимательской деятельности:

- на подготовительном  этапе оценочного анализа сначала  формулируются цели исследования  сырья и материалов, а также  выясняются организационные подготовительные  решения;

- на следующем  этапе, посредством исследования  фактического состояния сырья  и материалов, выявляются слабые  места в производстве собственной  продукции;

- затем выявляются  предложения по улучшению качества  собственной продукции и технологического  процесса ее производства;

- после этого  подвергаются оценке возможные  варианты относительно величины  расходов и доходов при изготовлении  собственной продукции;

- затем из  этого массива полезной информации  выбираются наиболее реализуемые  решения;

- последним шагом  оценочного анализа сырья и  материалов является введение  этого оптимального варианта  в производство. 
 

1.3 Определение оптимального количества заказов.

   Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.

   Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции – его завершением.

   Под материально- техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения производства всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления производственно- хозяйственной деятельности предприятия.

   От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Информация о работе Материально-техническая база предприятия