Особенности организации и технологии производства документальных кинофильмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Сегодня на российском рынке неигрового кино происходят такие процессы, как увеличение числа действующих киностудий, повышение зрительского интереса к документальным картинам, формирование новых жанров, направлений в документалистике и т.д.

Документальное кино имеет интересную историю, его создание это серьезный и увлекательный процесс, в котором должны участвовать профессионалы своего дела. Для того, чтобы сделать из «живого» факта или чьей-либо истории хороший документальный фильм, который будет интересен зрителям, нужно учитывать специфику его создания. Именно эти особенности я и хочу осветить с своей курсовой работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..
Жанры документального кино………………………………………………………………...

Предподготовительный, подготовительный и съемочный период………

Система показов документальных фильмов………………………....................

Состав съемочной группы документального фильма…………………………….

Студия документального кино. Ее содержание и работа.……………………..

Заключение………………………………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………......................

Работа содержит 1 файл

Жанры документального кино 2.docx

— 51.60 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ им. С.А Герасимова (ВГИК) 
 

Факультет продюсерства и экономики

Кафедра продюсерского мастерства и менеджмента 
 

Курсовая  работа по дисциплине «организация фильмопроизводства» 

Тема: «Особенности организации и технологии производства документальных кинофильмов» 
 
 

Выполнила:

студентка 4 курса

 факультета  продюсерства и экономики 

Папкова Светлана 

Москва  2010 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..

Жанры документального  кино………………………………………………………………...

Предподготовительный, подготовительный и съемочный период………

Система показов  документальных фильмов………………………....................

Состав съемочной  группы документального фильма…………………………….

Студия документального  кино. Ее содержание  и работа.……………………..

Заключение………………………………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………......................

3

4

9

13

17

21

22

25

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Неигровое кино как жанр сформировалось еще на заре кинематографии, ведь первые опыты  братьев Люмьер по сути своей можно  считать документальными кинонаблюдениями. Их операторы создали известные  хроникальные и документальные фильмы и кинорепортажи: фильмы о жизни  пожарных 1985г., «Коронация Николая II» 1896 г. и др. Российский неигровой кинематограф сформировался в советский период как часть большой кинематографической отрасли и имел централизованную систему управления. В отличие от индустрии игрового кино, сосредоточенной в трех крупных городах – Москве, Ленинграде, Свердловске, неигровая киноиндустрия как структура общенационального масштаба (14 региональных киностудий, имевших кинокорреспондентские пункты во всех областных центрах – своеобразная региональная сеть). Цели и задачи, стоявшие перед документальным кино, несли большую идеологическую нагрузку и формировались из государственной позиции: политическая агитация, пропаганда образа жизни и успехов, просвещение и т.д. либерализация постсоветского пространства изменила государственную позицию в отношении кинематографа, а также роль и задачи этой отрасли. Не сформировав нового подхода к управлению сферой неигрового кино, старая система кинематографа рухнула при том, что новая еще не сформировалась. К середине 1990-х гг. неигровые картины практически исчезли с кино- и телеэкранов. Сегодня на российском рынке неигрового кино происходят такие процессы, как увеличение  числа действующих киностудий, повышение зрительского интереса к документальным картинам, формирование новых жанров, направлений в документалистике и т.д.

Документальное  кино имеет интересную историю, его  создание это серьезный и увлекательный  процесс, в котором должны участвовать профессионалы своего дела. Для того, чтобы сделать из «живого» факта или чьей-либо истории хороший документальный фильм, который будет интересен  зрителям, нужно учитывать специфику его создания. Именно эти особенности я и хочу осветить с своей курсовой работе. 
 

Жанры документального  кино

Существуют различные  жанры документального кино. Они  различаются по тематической направленности, характеру и стилю производства. Наиболее распространены сейчас нижеперечисленные  жанры документального кино:

  • Киноочерк
  • Документальная киноэпопея
  • Социологический фильм
  • Киноинтервью
  • Кинопутешествие
  • Кинохроника
  • Киноплакат
  • Историко-биографический фильм
  • Историко-документальный фильм
  • Кинопортрет

На сегодняшний  день главным прокатным местом для  неигрового кино является телевидение, поэтому рассмотрим жанры как  часть подсистемы телевизионного показа.

  1. Документальное кино с научно-популярными элементами.

Телеканал «Культура», BBC, National Geographic – вот три основных канала, на которых этот жанр наиболее полно представлен. BBC и National Geographic работают в жанре документального кино с научно-популярными элементами самостоятельно, в то время как 60% эфирного времени телеканала «Культура» покрывается программами вышеупомянутых каналов. Вымирание этого жанра в России связано со множеством причин.

 Во-первых, у нас нету режиссеров, способных создавать такого рода картины. Даже наш университет, являющийся ведущим кинематографическим вузом страны, не берется готовить режиссеров такого масштаба. Связано это с тем, что такое кино более дорогостоящее, оно требует хорошего автора-историка, высокооплачиваемых профессионалов, хороших консультантов, которые могут дать достоверный и действительно интересный материал. Сейчас в нашей стране это практически невозможно, так как центральная студия научно-популярных фильмов распадается на глазах, не давая возможности развивать это направление в документальном кино.

Во-вторых, студенты, которые обучались  по научно-популярной специализации, все чаще уходят в  игровое, собственно документальное кино и рекламу. В первую очередь это  обусловлено невостребованностью  молодых кадров. А ведь для того, чтобы делать качественные научно-популярные фильмы должна быть отлаженная школа, развита целая наука исторического  кино. Сегодня в России этого нету, все разрушено и наверное врядли восстановится. Наша страна существует в условиях полностью открытого рынка, она не в состоянии конкурировать с другими производителями подобных картин и, как следствие, не может достаточно прочно закрепиться в сфере научно-популярного кино.

  1. Журналистское документальное кино или журналистское расследование.

Этот жанр целиком  и полностью построен на личности ведущего. В данном фильме ключевой фигурой является достаточно известная  личность, а прописанный самим  журналистом или при помощи литеротора сюжет просто закрывается удачно отснятыми кадрами. Там может  не быть расследования как факта, но значимость действий или событий  должна быть обязательно. Все криминальные журналистские расследования, безусловно, связаны со структурами МВД и  ФСБ. Но, к сожалению, те расследования, которые проводятся сейчас на российских телеканалах, неинтересны, потому что не чувствуется полной свободы в подаче материала, человек, который проводит это расследование, обычно не ставит перед собой действительно высоких целей. Он разрабатывает тему, но не называет основных виновников либо не делает соответствующих выводов из ситуации. В этом отношении западные журналистские расследования отличаются большей публичностью, там этот жанр более развит. Все дело в том, что западная передача подобного характера продается каналу за большие деньги. Для западных каналов это еще один способ заработать. Если журналист рискует, то знает, ради чего он это делает, или, проще говоря, знает сколько ему за это заплатят. Отсюда и качество отснятого материала. В России жанр журналистского расследования достаточно популярен на телеканалах, в частности на канале «Россия» это делается Аркадием Мамонтовым, а на «НТВ» существует целых цикл таких программ, объединенным названием «Профессия-репортер»

  1. Документальные научно-популярные фильмы о живой природе.

Этот жанр полностью  отсутствует в современной России. Кино подобного рода – самое дорогостоящее, а люди, которые им занимаются, - самые  высокооплачиваемые специалисты в  мире. Особенно бурно процесс развития кинематографа этого рода происходит сейчас на BBC, английские специалисты широко заинтересованы в подобном продукте, и они вполне могут найти средства на его производство. Для того чтобы создавать фильмы о живой природе, нужно иметь особую технику, а также, безусловно, важно умение оператора работать с животными. На производство одной картины тратится огромное количество пленки, времени и бюджетных средств. И если бы в России появилась группа, специализирующаяся  именно в этом жанре документального кинематографа, - они зарабатывали бы огромные деньги. В СССР были специалисты, занимавшиеся подобными картинами, но в России такой практики больше нет, как, собственно, и на всем постсоветском пространстве.

Чтобы возродить  жанр фильмов о природе и животных, наш неигровой кинематограф должен прежде всего заняться восстановлением  утерянных навыков, но для этого  нужно брать практически все  из западных, в частности, британских, школ. Людей, специализирующихся на этом жанре, нужно готовить специально: набирать курс, отправлять за границу, учить. Цель окупит средства. Потом люди принесут огромный доход как нашему государству, так и, конечно же, телеканалам. Но, к сожалению, в нашей стране подобные эксперименты не практикуются – ни один канал не хочет вкладывать средства в долгосрочную перспективу. В Советском Союзе очень сильная школа подобного кино была в Эстонии, но сейчас и она практически исчерпала себя.

В связи с  этим возникает вопрос: возможно, все  дело в том, что наше телевидение  не заинтересовано в производстве фильмов  подобного рода? Да, действительно, сейчас отечественным каналам намного  дешевле закупать такого рода картины  у BBC, чем создавать их самим. Но ведь раньше и сериалы было выгоднее закупать у других стран. Однако всеобщими усилиями кинематографистов была создана система производства кино, и теперь это стало приносить хорошую прибыль. Следовательно, вполне возможно создать такую систему документальных фильмов, тем более что государственные каналы вправе использовать государственную помощь, поддержку, бюджетные деньги. Для начала достаточно делать хотя бы 10 картин в год, по востребованности в прокате они окупились бы не только внутри нашей страны, но и принесли бы реальный доход за границей. К примеру, минимальная стоимость продажи прав на единичный показ фильма на французский канал стоит примерно 20 000 евро, и если делать наши фильмы действительно качественно, то, безусловно, можно иметь хорошую прибыль.

  1. Документальное арт-кино.

Это в некотором смысле сочетание игрового и неигрового кино. В России сегодня оно существует в очень малом количестве. В эпоху СССР, когда доминировал госзаказ, это кино было наиболее сильным, потому что им можно было заниматься за счет государства, и оно никогда не имело большого проката, а значит, и не требовало системного отчета. Сейчас ситуация изменилась в корне: средства, выделяемые государством на этот жанр, минимальны, хорошее арт-кино снять на них просто не представляется возможным, а плохое арт-кино никому не нужно. Поэтому попытки сделать арт-кино подешевле и похуже приводят к тому, что этот вид искусства деградирует. В России были и на сегодняшний момент еще есть выдающиеся мастера этого жанра. Например, Виктор Косаковский, человек, который работает самостоятельно, но в основном на западный рынок, Юрий Шиллей, Александр Гутман, Сергей Дворцевой, но и она уже фактически отошли от производства. Все эти люди делают кино, ориентированно прежде всего на западные кинофестивали. А так как там существует призовой фонд, победа на фестивале дает реальную возможность развиваться дальше. Кроме того, если это самостоятельная, независимая работа, то продюсер и режиссер могут продать свои картины, а возможно, и получить гранты на будущие картины за рубежом. Но сейчас все сложнее и сложнее становится найти деньги на подобное творчество внутри нашей страны, потому что наша система вещания не позволяет этим картинам появляться на телеэкранах.

  1. Документально – политическое кино.

Этот жанр наиболее популярен сейчас в России. Подобные картины представляют собой хроники, пересказы истории, но с расстановкой новых акцентов. Причем производство таких фильмов можно назвать экранным щирпотребом; с продюсерской точки зрения эта продукция очень выгодна, но для зрителя не представляет совершенно никакой ценности. Все студии стараются взять на себя производство как можно больше этой так называемой «серой массы», для того чтобы был оборот и была прибыль. Смысл данного жанра просто: как можно больше хроники, как можно больше текста, как можно меньше живых картин. Все делается в монтажной: подсчитав смету и распланировав бюджет, при небольших затратах можно получить реальную прибыль. Иногда студии даже не меняют директора. Смысл этих фильмов заключается в обороте производственных средств. К примеру, серия фильмов об одном персонаже обычно госзаказ, и средства на его реализацию выделяет государство. 

Наше время  – это пора напряженных поисков  собственного, отличного от стереотипов  угла зрения на факты и жизненную  действительность, поэтому разнообразный  жанровый состав позволяет в большинстве  случаев намного шире раскрыть представленную тему, конкретнее обозначить основную ее проблему и найти логический выход. Но надо также учитывать, что в  приведенной жанровой структуре  нет и не может быть четких разделяющих  перегородок. Вечно меняющаяся творческая практика ежедневно вносит коррективы и открывает новые жанровые решения, смелые и современные, помогающие найти  новые оригинальные идеи подачи материала. 
 

Предподготовительный, подготовительный и  съемочный периоды.

Для того чтобы  наиболее оптимально структурировать  производство документального фильма, нужно прежде всего позаботиться о качественно написанном сценарии. В основе любого сценария лежит идея, замысел автора. И первое, что  следует сделать продюсеру при  определении темы будущего фильма –  это определить своего потенциального зрителя. Поэтому процесс выработки  сценария можно разделить на следующие  этапы:

  1. Идея, ее развитие;
  2. Предварительное исследование аудитории;
  3. Написание и согласование заявки;
  4. Написание сценария;
  5. Согласование и редактирование сценария.

Продюсер должен участвовать в создании литературного  сценария, чтобы оценить схему  будущих затрат.

Информация о работе Особенности организации и технологии производства документальных кинофильмов