Правовая природа предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 10:06, реферат

Описание работы

Центральной фигурой в народном хозяйстве, творцом и основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ является предприниматель. Знание сущности и правовой природы предпринимательства крайне необходимо депутатам законодательных и представительных органов власти, работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления, начиная с высших должностных лиц и кончая рядовыми государственными и муниципальными служащими.

Содержание

Введение

Понятие и содержание предпринимательской деятельности
Правовая природа предпринимательской деятельности
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по предпринимательскому праву.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

Стр.

Введение

  1. Понятие и содержание предпринимательской                         деятельности                                                                                
  2. Правовая природа предпринимательской деятельности

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

          Центральной фигурой в народном хозяйстве, творцом и основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ является предприниматель. Знание сущности и правовой природы предпринимательства крайне необходимо депутатам законодательных и представительных органов власти, работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления, начиная с высших должностных лиц и кончая рядовыми государственными и муниципальными служащими. Именно через посредство предпринимательских структур осуществляется главным образом управляющее воздействие на современную российскую экономику.  
          С правовой основой предпринимательства неразрывно связана жизнь всех граждан России. Ведь каждый из нас вправе при соблюдении некоторых условий в любое время открыть свое самостоятельное предпринимательское дело и тем самым стать полным хозяином своей судьбы. Кроме того, каждый гражданин, часто сам того не сознавая, постоянно вступает в контакты с разного рода предпринимателями при удовлетворении своих повседневных нужд. Правовые знания помогают нам лучше оберегать свои права потребителя, а в случае нарушения – более уверенно и действенно защищать их.  
            Наконец, знание правовой природы предпринимательства и функционирования российских субъектов предпринимательской деятельности необходимо иностранным гражданам и в первую очередь тем из них, которые занимаются предпринимательством на территории России или иным образом связаны с российскими деловыми кругами.  
Из вышесказанного можно сделать вывод: изучение правовой природы и сущности предпринимательской деятельности, необходимо всем участникам социального общения.
 

1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности

      Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в  процессе развития экономической теории .

Достаточно  простое и весьма емкое определение  предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать»  означает «затевать, решаться исполнить  какое-либо новое дело, приступать к  совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Принято считать, что одним из первых, кто  серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").

В современной  экономической литературе четкого  определения сущности предпринимательства  нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью  предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица" (3) . К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (4) , Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.

Согласно  современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (5) . Однако и это определение не отличается полнотой.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

Содержание  предпринимательства, границы его  осуществления тесно связаны  с формами и видами предпринимательской  деятельности (табл. 1.1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства. 

Таблица 1.1

Классификация предпринимательской деятельности

Признаки  классификации Характеристика  предпринимательской  деятельности
По  сфере 

деятельности

Производственная Коммерческая Финансовая Сфера

потребления

По  организационно-правовому статусу Без образования  юридического лица Частное

предприятие

Фермерское  хозяйство Общество с  ограниченной ответственностью
Малое предприятие Смешанное товарищество Закрытое или  открытое акционерное общество Совместное  предприятие
По  отношению к собственности Индивидуальная (без применения наемного труда) Частная Государственная
По  количеству собственников Индивидуальная, частная Семейная Коллективная Смешанная, совместная
По  масштабам производства и численности  работников Малое

предприятие

Среднее

предприятие

Большое предприятие
По  территориальному признаку Сельская,

районная

Городская, областная Региональная, национальная Зарубежная
По  отраслевой принадлежности Строительная, текстильная Металлообрабатывающая, горнодобывающая Пищевая, судостроительная Энергетика, транспорт, связь

               Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая. 
           В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю.

            Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

           Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия.

           Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Эволюция понятий  «предприниматель» и «предпринимательство»

Дата Автор определения Содержание  определения
1 2 3
Средние века Предприниматель – человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов
XVII в. Предприниматель – лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости  и несущее полную ответственность  за его выполнение
1723 Всеобщий словарь  коммерции,

г. Париж

Предприниматель – человек, берущий на себя обязательство  по производству или строительству  объекта
1725 Ричард Кантильон  – основоположник теории предпринимательства Предприниматель – человек, принимающий решения  и удовлетворяющий свои потребности  в условиях неопределенности. Доход предпринимателя – это плата за риск
1770 А. Тюрго Предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом
1776 Адам Смит Предприниматель – собственник предприятия и  реализатор рискованных коммерческих идей. Основная функция – организация и управление производством в рамках обычной хозяйственной деятельности
1797 Карно Бодо Предприниматель – лицо, несущее ответственность  за предпринимаемое дело: тот, кто  планирует, контролирует, организует и  владеет предприятием. Он должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями
1830 Жан Батист Сей Предпринимательство – это рациональная комбинация факторов производства в данной точке рыночного  пространства. Предприниматель –  человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Предприниматель стоит в центре процесса производства и распределения, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции
1876 Фрэнсис Уокер Предприниматель – это тот, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям
1890 Альфред  
Маршалл
Не каждый желающий может быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается  в природе согласно естественному  отбору, открытому Ч. Дарвином
1910 Макс Вебер Предпринимательская деятельность – это воплощение рациональности. (Под рациональностью он понимал  функциональную эффективность, получение  максимальной выгоды от использования  вложенных средств и приложенных  усилий и т.п.) В основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма, а мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя
   
1936 Джон Мейнард

Кейнс

Предприниматель – своеобразный социально–психологический  тип хозяйственника, для которого главное "... не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств". Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние
1961 Дэвид

Макклелланд

Предприниматель – энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска
1964 Питер Друкер Предприниматель – человек, использующий любую возможность  с максимальной выгодой
     
1980 Карл Веспер Предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и  политиков
     
1985 Роберт Хизрич Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель  – человек, который затрачивает  на это все необходимое время  и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым
     
1993 Т.Ю.Горькова Предприниматель – это центральная фигура в  бизнесе, он ставит своей задачей  соединение всех факторов производства в единый хозяйственный процесс

В настоящее  время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т.д.

Анализируя различные  точки зрения по этому вопросу, можно  сделать вывод, что предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее "угадывает", на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие - своеобразную компенсацию за этот риск.

Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.

Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве  целесообразно рассматривать два  основных элемента:

Информация о работе Правовая природа предпринимательской деятельности