Правовое регулирование банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:47, доклад

Описание работы

Банкротство (финансовая несостоятельность) – это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме и оплатить обязательные платежи.
Процедуры банкротства предусматривают выполнение ряда мероприятий, направленных на удовлетворение требований кредиторов. Процедура банкротства вводится арбитражным судом.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование банкротства.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Правовое регулирование банкротства  

 

 

Банкротство (финансовая несостоятельность) – это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме и оплатить обязательные платежи.

Процедуры банкротства  предусматривают выполнение ряда мероприятий, направленных на удовлетворение требований кредиторов. Процедура банкротства вводится арбитражным судом. 

 

Признаки банкротства:

По новому закону о  банкротстве сумма долга для юридического лица должна быть не менее 100 тысяч рублей (для граждан - 10 тысяч рублей). Просрочка в уплате долга более чем на 3 месяца.

Целью банкротства может являться, как освобождение должника от обязательств перед кредиторами с наименьшими потерями активов, так и полное удовлетворение требований кредиторов за счет распродажи активов должника.Цели и порядок проведения процедур банкротства определяются с учетом пожеланий наших клиентов. 

 

Процедуры банкротства  

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает такие процедуры банкротства, как: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство, мировое соглашение.

Наблюдение - процедура банкротства, вводимая арбитражным судом для обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, формирования реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику в деле о банкротстве, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение в процедуре банкротства может  явиться результатом взаимно достигнутого соглашения и компромисса  заинтересованных лиц. Например, это  могут быть рассрочка либо отсрочка погашения задолженностей, частичное либо полное прощение долга,  новация обязательства погашения долга в другие виды обязательств.  

 

Банкротство предприятий  и ответственность  за правонарушения при банкротстве  

 

Законодательством РФ установлена  как административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений в предвидении и в совершении процедур банкротства.

За совершение правонарушений, связанных с банкротством предприятия, нормами статей 14.12 и 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.Законодателем определены два вида правонарушений, касаемых банкротства, это фиктивное и преднамеренное банкротство предприятий. 

 

Фиктивное или преднамеренное банкротство

Фиктивное банкротство - есть заведомо ложное объявление руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем о несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Преднамеренное банкротство - есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя.     

Нормы статьи 14.13 КоАП РФ устанавливают ответственность за неправомерные действия при банкротстве, такие как: сокрытие имущества или сведений об имуществе должника, отчуждение или уничтожение имущества, сокрытие, уничтожение и фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если подобные действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства. Факт совершения указанных правонарушений устанавливается на основе бухгалтерской экспертизы, показаний свидетелей и других видов доказательств.  

Банкротство предприятий  и уголовная ответственность

Статья 196 УК РФ под преднамеренным банкротством понимает совершение руководителем  или участником юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих за собой  неспособность компании или предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате налогов. При этом такие деяния должны причинить крупный ущерб, то есть ущерб в сумме, превышающей 250 000 руб. 
Наказание за преднамеренное банкротство - до 6 лет лишения свободы со значительным штрафом. 
Если вред от правонарушения меньше то виновный директор может отделаться административным наказанием по ч. 2 ст. 14.12 КоАП РФ. Самое страшное, что может ожидать управленца в этом случае - это дисквалификация (отстранение от управленческой деятельности) на срок от года до трех лет.    

Уголовная ответственность установлена  также за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных  кредиторов руководителем или собственником  организации заведомо в ущерб другим кредиторам (нарушение порядка очередности расчетов с кредиторами при недостаточности конкурсной массы для удовлетворения всех заявленных требований).    

Таким образом, уголовная или хотя бы административная ответственность  преступного руководителя может стать реальностью. Хотя этому и не способствуют несовершенство методики выявления преднамеренности, сложность раскрытия таких преступлений и совсем нереальные сроки наказания, назначаемые судами.

 

 

 

права и обязанности  предпринимателя

 

Государство осуществляет руководство предпринимательской деятельностью, наделяя каждого субъекта определенными правами и обязанностями, совокупность которых составляет правовой статус.

Предприниматель имеет право совершать действия, направленные на извлечение дохода, требовать от других лиц исполнения обязательств для извлечения прибыли, обращаться в суд и другие органы государства для защиты своих прав. Все права предпринимателя в той или иной мере ограничивают права других субъектов, в этом выражается императивный метод государственного воздействия.

Обязанности предпринимателя ограничивают его экономическую свободу. Но обязанности должны возлагаться только для защиты прав других субъектов и в строгом соответствии с нормами закона. Такие обязанности не должны устанавливаться произвольно. Установление обязанностей является конституционным ограничением прав предпринимателей. Поэтому законодательные акты, содержащие обязанности предпринимателей, должны строго соответствовать Конституции.

Основными правами являются – равенство предпринимателей, неприкосновенность форм собственности, право на обращение  в судебные инстанции за защитой, право на поддержку конкуренции  и некоторые другие. Не допускается  приоритетное положение одного предпринимателя над другим в зависимости от формы собственности его имущества или места регистрации, жительства, осуществления деятельности.

Государство обязано создавать благоприятные экономические условия для деятельности предпринимателей и обеспечивать защиту их прав и интересов.

Сущность лицензирования

В настоящее время  правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный  лицензией вид деятельности может  осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;  
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;  
в) лицензируемая деятельность;  
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;  
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;  
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;  
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления  лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении  уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет  право осуществлять указанный в  ней вид деятельности только получившему  лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому  лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

Информация о работе Правовое регулирование банкротства