Предпринимательство и бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является более глубокое изучение предпринимательства и бизнеса в России. Задачами, способствующими достижению поставленной цели, являются изучение предпринимательства с точки зрения экономической теории, субъектов, объектов, признаков и видов предпринимательской деятельности, а также предпринимательской активности в России в 2011 году и перспектив развития предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность предпринимательской деятельности………………………………..5
1.1. Предпринимательство с точки зрения экономической теории………….…..5
1.2. Субъекты, объекты и признаки предпринимательской деятельности………6
1.3. Виды предпринимательской деятельности……………………………………9
2. Предпринимательская деятельность в России…………………………………16
2.1. Предпринимательская активность в России в 2011 году…………………...19
2.2. Перспективы развития предпринимательства в России…………………….19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Предприн и бизнес в России.doc

— 48.72 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность предпринимательской  деятельности………………………………..5

1.1. Предпринимательство  с точки зрения экономической  теории………….…..5

1.2. Субъекты, объекты и  признаки предпринимательской деятельности………6

1.3. Виды предпринимательской  деятельности……………………………………9

2. Предпринимательская деятельность в России…………………………………16

2.1. Предпринимательская  активность в России в 2011 году…………………...19

2.2. Перспективы развития  предпринимательства в России…………………….19

Заключение………………………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предпринимательство - это совершенно новый тип бизнеса, основанный на инновационном поведении собственника предприятия, обладающего глубоким мышлением, базирующимся на высоком интеллектуальном капитале. Предпринимательство имеет корни со времен купечества, именно их именовали предпринимателями и сравнивали с финансистами. Предпринимательство характеризовалось как служение обществу, при этом отличалось духом нестяжательства, идеала трудолюбия, служения высокой духовности и благотворительности.

Предпринимательство создаёт  предпосылки для появления и  функционирования бизнеса и, внедряя  инновации в функционирующий рынок, провоцирует появления разветвлённой сети сильного бизнеса.

Бизнес начинает использовать внедрённые инновации, тем самым  способствуя появлению сильного разветвлённого бизнеса. При этом малый  бизнес – это любая экономическая  деятельность на малых предприятиях, приносящая прибыль.

В малом бизнесе главным  субъектом выступает предприниматель, рационально соединяющий факторы  производства на личной инновационной, инициативной, рисковой основе под  свою полную экономическую ответственность  с целью получения прибавочной  стоимости (предпринимательского дохода). Малое предпринимательство представляет собой многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально- экономический  и в определённой мере политический уровень развития цивилизованных стран.

Таким образом, бизнес и предпринимательство  – это две неразрывно связанные  структуры способные влиять на развитие экономики стран и отдельных  регионов.

Целью написания данной курсовой работы является более глубокое изучение предпринимательства и бизнеса в России. Задачами, способствующими достижению поставленной цели, являются изучение предпринимательства с точки зрения экономической теории, субъектов, объектов, признаков и видов предпринимательской деятельности, а также предпринимательской активности в России в 2011 году и перспектив развития предпринимательства.

 

1. Сущность предпринимательской  деятельности

1.1. Предпринимательство с точки зрения экономической теории

Сущность предпринимательства  как особой формы хозяйствования невозможно раскрыть, не уяснив сути его носителя. Проблемы носителя предпринимательства связаны с различиями в трактовках самого понятия «предпринимательство».

В экономической теории понятие  «предприниматель» появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель – это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.) он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск – главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках.

А.Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует  и организует производство, распоряжается  его результатами и т.п.

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австралийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту – это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной – рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Предприниматели, согласно определению Й. Шумпетера, – это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активные субъекты предприятия. При этом Й. Шумпетер полагает, что традиционное ограничение круга предпринимателей только лишь «самостоятельными субъектами» (частными лицами), в принципе, неверно. К предпринимателям следует относить всех, кто выполняет названную функцию, в том числе работников организации, а также и тех, кто реализует инновационную функцию импульсивно, эпизодически: экономистов, финансистов, юристов, консультантов и пр.

Статусный аспект идентификации  предпринимателя Й. Шумпетером не только не принимается в расчет, но представляется ученому принципиально неверным. Существенным оказывается только функциональный аспект идентификации. В качестве предпринимателя  признается только лицо, осуществляющее инновацию (новую комбинацию), и оно  перестает быть таковым, как только учрежденное им «дело» начинает дальше функционировать как стабильная система.

Предпринимательство, по мнению Й. Шумпетера, не может рассматриваться  как профессия, так как в этом статусе невозможно находиться длительное время. Также весьма условным является и идентификация предпринимателей как класса – данная группа не имеет  собственной классовой позиции, правда, предпринимателей отличает особый стиль жизни. Особенностью предпринимателей как общественной группы является ее принципиальная немногочисленность. Предприниматели – это особый тип склонных к инновационной деятельности людей, которых всегда меньшинство. Большинство никогда не является способным к инновационной деятельности.

 

1.2. Субъекты, объекты и признаки предпринимательской деятельности

Для характеристики предпринимательства  как экономической категории  центральной проблемой является установление его субъектов и  объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.

Объектом предпринимательства  является осуществление наиболее эффективной  комбинации факторов производства с  целью максимизации дохода. Новые  всевозможные способы комбинации экономических  ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя  и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы  с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых  способов производства (технологий) и  коммерческого использования уже  существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения нового источника  сырья; проведения реорганизации в  отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Важнейшим признаком предпринимательства  являет-ся самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании  с ответственностью заставляет предпринимателя  работать в жестком режиме.

Предпринимательство немыслимо  без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

Характерным признаком предпринимательских  экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

 

1.3. Виды предпринимательской деятельности

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам.

По виду или назначению:

А) производственное:

- инновационное;

- научно-техническое;

- производство товаров;

- оказание услуг;

- производственное потребление товаров;

- производственное потребление услуг;

- информационное.

Б) коммерческое:

- торговое;

- торгово-закупочное;

- торгово-посредническое;

- товарные биржи;

В) финансовое:

- банковское;

- страховое;

- аудиторское;

- лизинговое;

- фондовые биржи.

Г) консультативное:

- общее управление;

- администрирование;

- финансовое управление;

- управление кадрами;

- маркетинг;

- информационная технология;

- и др.

По формам собственности:

- частные предприятия;

- государственные предприятия – предприятия, основные средства которых находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами;

- предприятия в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников:

- индивидуальные (собственность принадлежит одному физическому лицу);

- коллективные (собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам);

- долевая собственность (с определением долей каждого из них);

- совместная собственность (без определения долей).

По признакам законности:

- законное;

- незаконное (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере);

- лжепредпринимательство (создание организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, а имеющее целями получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившей ущерб гражданам, организациям или государству).

За организацию незаконного  предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.

В зависимости от распространения  деятельности на различных территориях:

- местное;

- национальное;

- международное;

- мировое.

С точки зрения темпов развития:

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России