Предпринимательство и бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является более глубокое изучение предпринимательства и бизнеса в России. Задачами, способствующими достижению поставленной цели, являются изучение предпринимательства с точки зрения экономической теории, субъектов, объектов, признаков и видов предпринимательской деятельности, а также предпринимательской активности в России в 2011 году и перспектив развития предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность предпринимательской деятельности………………………………..5
1.1. Предпринимательство с точки зрения экономической теории………….…..5
1.2. Субъекты, объекты и признаки предпринимательской деятельности………6
1.3. Виды предпринимательской деятельности……………………………………9
2. Предпринимательская деятельность в России…………………………………16
2.1. Предпринимательская активность в России в 2011 году…………………...19
2.2. Перспективы развития предпринимательства в России…………………….19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Предприн и бизнес в России.doc

— 48.72 Кб (Скачать)

- быстрорастущие;

- медленно наращивающие темпы развития компании.

С точки зрения уровня прибыльности и доходности:

- высокоприбыльные;

- низкорентабельные.

По уровню рискованности:

- организации, осуществляющие низкорисковые виды бизнеса;

- организации, осуществляющие очень рисковые виды бизнеса.

Выделяют следующие основные организационно-правовые формы:

- для коммерческих организаций: товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия;

- для некоммерческих организаций: потребительские кооперативы; общественные или религиозные объединения, благотворительные или иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), учреждения.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию среднего и малого предпринимательства в  России. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные  предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц  - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна  превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать  пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные  значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Установленные критерии отнесения физических и юридических лиц к субъектам  малого и среднего предпринимательства

Вид предпринимательства

Численность

Годовая выручка

Микропредприятие

до 15

до 60 млн. р.

Малое предпринимательство

до 100

до 400 млн. р

Среднее предпринимательство

от 100 до 250

до 1 млр. р.


 

Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости  активов устанавливаются  Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.  

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных  лет, следующих один за другим.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия  или среднего предприятия за календарный  год определяется с учетом всех его  работников, в том числе  работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных  подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год  определяется в порядке, установленном  Налоговым кодексом Российской Федерации.

Балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете. 

Малое предпринимательство  имеет следующие преимущества: 

- более быстрая адаптация  к местным условиям хозяйствования;

- гибкость и оперативность  в принятии и выполнении принимаемых  решений; 

- относительно невысокие  расходы при осуществлении деятельности, особенно  затраты на управление;  

- большая возможность  индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; 

- более низкая потребность  в первоначальном капитале и  способность быстро вводить изменения  в продукцию и в процесс  производства в ответ на требования  местных рынков; 

- относительно более высокая  оборачиваемость собственного капитала  и др. 

Наряду со всеми своими преимуществами, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами, а также  условиями функционирования малого предприятия:       

- более высокий уровень  риска, чем обусловлена высокая  степень неустойчивости положения  на рынке; 

- большая зависимость от крупных компаний;

- ошибки в управлении собственным делом; 

- слабая компетентность руководителей;

- повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в заимствовании  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов; 

- неуверенность и осторожность  хозяйствующих партнеров при  заключении договоров (контрактов) и др. 

 

 

 

2. Предпринимательская деятельность в России

2.1. Предпринимательская активность в России в 2011 году

Согласно Всемирному отчету «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) за 2011 год, в среднем 20 наиболее развитых экономик показали около 22% роста уровня предпринимательской активности населения (TEA) за два последних года. А в 16 развивающихся экономиках - таких, как Китай, Аргентина и Чили, - TEA рос со скоростью 25% в 2010-2011 гг.

Что же касается России, динамика предпринимательской активности населения тоже имеет положительную направленность, но ее уровень и темпы довольно низки - в том числе на фоне двух ключевых для сравнения групп стран, БРИКС и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

Очень важно, с какой мотивацией человек начинает бизнес. Если это - вынужденный шаг, обусловленный  отсутствием возможности найти  работу по найму, то едва ли можно ожидать  от такого предпринимателя потока нововведений, большого числа хороших рабочих  мест и т.д. И наоборот: если в предпринимательство  уходят по доброй воле, с целью самореализации, коммерческого внедрения своей  задумки, то можно рассчитывать на рост и развитие такого бизнес-проекта  и его превращение в успешную предпринимательскую фирму. В целом  мотивационную структуру российского  предпринимательства в 2011 году можно  оценить как достаточно благоприятную с точки зрения соотношения «добровольного» и «вынужденного» предпринимательства, здесь Россия не проигрывает странам ЦВЕ и превосходит другие страны БРИКС. Российские предприниматели характеризуются довольно высоким уровнем образования, готовностью к риску и стремлением к росту: 1/5 тех, кто только начинает и раскручивает бизнес, и 1/4 владельцев устоявшегося бизнеса планируют создать в ближайшие пять лет 20 и более рабочих мест.

Россия не только велика, но и очень разнообразна. Это помогают понять данные другого, уже сугубо российского  исследования особенностей развития предпринимательства  в регионах страны, выполненного НИУ  ВШЭ в 2011 году. Ученые установили, что  довольно заметные различия существуют в уровне и «качестве» предпринимательской активности как по типам населенных пунктов, так и в территориальном отношении. Наименее оптимистичны начинающие свое дело предприниматели в мегаполисах, среди них же выше всего и уровень боязни неудачи в бизнесе. Напротив, весьма уверены в успехе предприниматели в Москве и Санкт-Петербурге.

Если в целом по России индекс общей предпринимательской  активности лежит в пределах 4,8 - 5,2%, то по регионам его значение колеблется от минимального уровня 1,2% в Карелии  до максимального значения 10% в Дагестане. Наиболее проблематично выглядит ситуация с развитием предпринимательства  в тех регионах, где не получает должной подпитки новичками слой уже устоявшегося бизнеса. Таково положение  в Курской, Московской, Рязанской, Калининградской  областях, Санкт-Петербурге, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чувашии, Курганской, Тюменской областях, Ямало-Ненецком АО, Бурятии, Алтайском крае, Иркутской  и Кемеровской областях, Забайкальском  и Камчатском краях. Довольно слаб приток новичков в бизнес во Владимирской, Орловской, Тульской, Ленинградской областях, Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях, Татарстане и Удмуртии, Свердловской и Челябинской областях, Красноярском и Хабаровском краях.

Уровень предпринимательской  активности в различных типах  населенных пунктов представлен  в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Уровень предпринимательской  активности в различных типах  населенных пунктов России, 2011год

Наименование пункта

Процент, %

Москва и Санкт-Петербург

4,85

Мегаполисы

4,44

Крупные города

7,00

Средние города

5,01

Малые города

3,41

Села

4,21

Всего по России

4,52


 

Регионы с преобладанием  добровольного предпринимательства, от которого можно ожидать значимого  вклада в решение социально-экономических  проблем регионов, доминируют в Дальневосточном  ФО (доля их составляет 63%) и Северо-Кавказском ФО (их доля - 60%). В Южном, Уральском  и Сибирском ФО доля таких регионов также существенна - по 50% в каждом ФО. А вот в Центральном ФО добровольное предпринимательство преобладает  только в Москве.

Изучение межрегиональных  различий позволило специалистам НИУ  ВШЭ построить рейтинг субъектов  РФ по уровню предпринимательского потенциала (УПП). Он позволяет увидеть, что, например, Москва, Московская и Калужская области, Пермский край обнаружили уровень УПП  ниже среднего, тогда как в группе регионов с УПП выше среднего оказалось  подавляющее большинство областей Центрального, Северо-Западного и  Поволжского ФО.

Следует серьезно проанализировать ситуацию в городах-миллионниках. Обладая, на первый взгляд, более широким  полем возможностей для предпринимательской  активности, они оказываются в  сегодняшней России самыми проблемными - здесь развитие предпринимательства  тормозится пессимизмом потенциальных предпринимателей в отношении возможностей и целесообразности старта.

Нуждается в гораздо большем  учете региональной специфики политика в отношении предпринимательства. По-видимому, в регионах-лидерах  вполне можно на четких и понятных условиях софинансировать мероприятия  по формированию объектов инфраструктуры (типа центров трансфера технологий, технопарков и бизнес-инкубаторов) и институтов развития предпринимательства  венчурного типа. В то время как  в отстающих регионах уделять  внимание главным образом пропаганде предпринимательского успеха, софинансированию курсов предпринимательства, а также  поддержке деятельности микрофинансовых  организаций.

Международные сопоставления  говорят, что при сохранении нынешних тенденций Россия в среднесрочной  перспективе рискует окончательно отстать от динамично развивающихся  других стран БРИКС по динамике и «качеству» предпринимательской активности. Нужны не частичные улучшения, а кардинальный пересмотр политики содействия предпринимательству.

 

2.2. Перспективы развития предпринимательства в России

Развитие предпринимательства  является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Правительство  Российской Федерации.

В целях реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации предусмотрены  следующие меры:

1) специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

2) упрощенная система  ведения бухгалтерской отчетности  для малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок  составления субъектами малого  и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России