Предпринимательство и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Предприниматель — это человек (или группа людей), который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.

Содержание

1. Предпринимательство и его роль в экономике.
2. Рынок современной конкуренции.
3. Безработица: сущность, виды, последствия, меры регулирования.
4. Особенности государственного регулирования экономики в России в условиях ее перехода к рынку.
5. Нестабильность глобальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по экономике Люда..doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Любой конкурентный анклав – спортивный, кинематографический, образовательный и иной,  внутри которого складываются особые конкурентные (конкурсные, турнирные, тендерные) отношения испытывает определяющее влияние рынка. В конце концов, любительский спорт, фестивали звезд эстрады или конкурсы абитуриентов за поступление в престижные университеты на места, финансируемые из средств государственного бюджета, хотя и не имеют непосредственно рыночной природы, подчинены потребностям рынка.

Таким образом, выявление конкурентных преимуществ  субъектов бизнеса посредством  рыночных сопоставлений имеет определяющее значение для характеристики различных форм конкуренции в современной системе бизнеса. Именно поэтому использование термина рыночная конкуренция может быть адресовано лишь исследованиям, объектами которых выступают лишь сугубо рыночные способы взаимодействия конкурентов.

Вторым  признаком современной конкуренции является ее много уровневый характер. Под уровнем конкуренции следует понимать степень влияния субъектов предпринимательского бизнеса на свое непосредственное окружение и все современное общество в целом.

Разграничение уровней конкуренции количественно  определяется масштабами конкуренции. Фирмы, выпускающие и реализующие продукцию и услуги, которые в процессе рыночных сопоставлений признаются потребителями различных стран, относятся к типу международных конкурентов. Фирмы, выпускающие продукцию, которая не признается потребительски ценной на международном рынке, но соответствует ожиданиям отечественных потребителей, относятся к типу конкурентов на национальном рынке. Фирмы, выпускающую продукцию, которая подходит для отдельных групп потребителей, проживающих в регионах страны, относятся к типу локальных конкурентов.

Многоуровневый характер конкуренции состоит в том, что каждый из субъектов бизнеса, едва начав свою деятельность, сразу же оказывается под воздействием всей совокупности своего окружения, в том числе прямых конкурентов, в число которых входят и местные соперники, и отраслевые лидеры национального и мирового бизнеса. Его деятельность регулируется одновременно международными правовыми нормами, национальным законодательством и местными правилами.

Субъект предпринимательского бизнеса признается локальным конкурентом либо в соответствии с уровнем его объективных достижений, отсутствием возможностей приобретения конкурентных преимуществ на других локальных рынках, либо по собственной инициативе, на основании субъективных причин. Локальными конкурентами субъекты бизнеса становятся в следующих случаях:

-           когда они изначально ориентируют свою профессиональную и деловую деятельность на специфические потребности местного рынка;

-           когда они сознательно ограничивают свою деятельность отдельным местным рынком, не претендуя на представление продукции на других местных рынках;

-           когда выпускаемая ими продукция не имеет большой общественной ценности;

-           когда они осторожно подходят к выбору контрагентов, предпочитая взаимодействовать лишь с близко знакомыми им лично местными партнерами.

Вместе  с тем локальный конкурент  всегда оценивается не только своим  местным деловым и общественным окружением, но и на национальном рынке, элементом которого выступает местный рынок, другими словами,  в масштабах конкурентной среды, сформированной внутри государства. Ведь всякий локальный рынок всегда является частью национальной экономики, он интегрирован в национальную экономику как единую систему. Поэтому каждый субъект предпринимательского бизнеса всегда воспринимается как составная часть национальной системы бизнеса, хотя фактически его могут признавать лишь на каком либо узком специализированном местном рынке товаров и услуг.

Действительное  превращение локального конкурента в потребительски, функционально  и общественно ценного субъекта национального бизнеса происходит вследствие преодоления отмеченных выше объективных и субъективных причин локализации его деловой деятельности. Такому субъекту бизнеса необходимо, с одной стороны, разорвать собственную привязанность к партнерским торговым и иным коммуникациям на местном уровне, а, с другой стороны,  обеспечить конкурентные преимущества на других рынках. Когда число таких рынков равно двум и более, а также когда функциональные, общественные и имиджевые коммуникации далеко уводят его за пределы одного отдельно взятого региона (например, в процессе использования рекламы на общенациональных телевизионных каналах), он начинает восприниматься как фактический субъект национального рынка.

Субъект бизнеса может превратиться и в фактического международного конкурента в том случае, когда потребительская, функциональная или общественная ценность его деятельности получат признание за пределами того или иного национального государства. Вместе с тем, на до понимать, что по мере становления мирового рынка как единого целого деятельность каждого локального конкурента, не ставящего перед собой масштабных задач по экспансии за рубежом, также будет восприниматься как составная часть международной системы бизнеса.

Третьим признаком современной конкуренции является сочетание многообразия и открытости конкурентных полей в условиях насыщенного и дифференцированного рынка. Если рынок – это главная арена (центральный ринг) конкурентной борьбы, то поле, напомним, представляет собой отдельную часть такой арены, на которой один из соперников предпочитает дать бой другому.

Современная конкуренция осуществляется не только на многообразных конкурентных полях, но и на открытых. Под открытыми конкурентными полями понимаются области соперничества субъектов предпринимательского бизнеса, которые обладают следующими признаками:

-           возможность свободного выбора субъектом бизнеса любой легальной формы соперничества, а также уклонения от какого-либо соперничества;

-           отсутствие каких-либо ограничений по составу соперников и по перечню способов применения инструментов легального соперничества;

-           возможность неограниченной деятельности одновременно на различных конкурентных полях.

Открытость  конкурентных полей обусловлена в современной системе бизнеса открытостью рынков товаров и услуг. Такая открытость имеет, в свою очередь, экономические и политические предпосылки. Под экономическими предпосылками открытости рынков понимаются насыщенность и в то же время дифференцированность рынков товаров и услуг.

Насыщенным  признается рынок или его сектор в том случае, когда отсутствует дефицит и платежеспособный спрос основных групп потребителей обязательно находит предложение товаров и услуг. В условиях насыщенности рынков субъекты предпринимательского бизнеса не имеют возможности изначально выдвигать целевые установки на выбор поля конкуренции с прямыми соперниками без учета интересов внешнего окружения. Поскольку, со своей стороны, данные интересы оказываются постоянно изменчивыми, в обществе и складывается тенденция открытости рынков и самих конкурентных полей. Ведь каждый из субъектов бизнеса должен обладать широкими возможностями соперничества.

Необходимость обеспечения субъектов предпринимательского бизнеса такими возможностями усиливается благодаря дифференцированности рынков товаров и услуг. Дифференциация рынков является следствием дифференциации товаров (услуг) в сфере непосредственного предложения этих товаров. В свою очередь, дифференциация товаров выступает как реакция на постоянно действующую в человеческом обществе закономерность возвышения потребностей. Поэтому разнообразие марок выпускаемой продукции и, соответственно, конкуренция данных марок и их владельцев – субъектов предпринимательского бизнеса не должны, в принципе, иметь ограничений, за исключением случаев недобросовестной конкуренции, в условиях насыщенности рынков.

Открытость  рынков базируется на отсутствии ограничений  для отдельных легально действующих  субъектов бизнеса по их вхождению  на тот или иной его сегмент, в тот или иной его сектор, независимо от места базирования данного субъекта бизнеса и его национальной принадлежности. Примером тому могут служить широкомасштабные интеграционные процессы в системах бизнеса (национальных и международной). Сегодня мы имеем возможность наблюдать, например, за процессами создания единого общеевропейского экономического пространства, единой торговой и валютной системы, использования единых международных правил и норм регулирования деловых отношений, функционирования международных экономических организаций, таких, скажем, как Всемирная торговая организация (ВТО). Вполне естественно, что в этих условиях какие-либо принципиальные ограничения по выбору полей конкуренции в отношении субъектов бизнеса постепенно оказываются невозможными.

Современная конкуренция не стала еще абсолютно  открытой, и сама открытость конкурентных полей может быть определена лишь как тенденция. Так происходит потому, что:

Во-первых, упомянутые интеграционные процессы полностью не исключают пока существования от дельных легальных ограничений открытости рынков. Во-вторых (и это главное) взаимно интегрируются в современном обществе далеко не все национальные и даже локальные рынки.

Так, к  примеру, США, Канада, Япония и еще  ряд стран с развитой рыночной экономикой не являются участниками общемирового интеграционного процесса даже на уровне официальных заявлений. Эти государства пока не подписали соглашений о вступлении в ВТО, в другие международные соглашения и организации. Не являются, как правило, участниками интеграционных процессов и страны с менее развитой рыночной экономикой, в том числе и Российская Федерация.

Под политическими  предпосылками открытости рынков товаров  и услуг понимаются различные  процессы социальной демократизации и  политической интеграции, вплоть до фактической ликвидации государственных границ между отдельными странами. Под воздействием таких предпосылок человеческое общество постепенно приходит к нивелированию национальных крайностей в отборе наилучших, наиболее приемлемых инструментов общественной оценки конкурентных преимуществ отдельных субъектов бизнеса, выработке наиболее эффективных форм признания степени их общественной ценности. Это значительно усиливает эффект толерантности, который проявляется в условиях нарастаю щей открытости конкурентных полей. Вместе с тем, указанные предпосылки действуют, как и экономические предпосылки открытости рынков товаров и услуг, исключительно как тенденции, и, следовательно, полная толерантность пока еще не стала реальным фактором развития современной конкуренции.

Четвертым признаком современной конкуренции является преобладание взаимной выгоды в ходе коммуникаций субъектов предпринимательского бизнеса с частью внешнего окружения, которые мы относим к косвенным конкурентам предпринимателей, над их частной выгодой.

В условиях многоуровневости конкуренции и  открытости конкурентных полей преобладающим  фактором влияния на действия современных  субъектов предпринимательского бизнеса  является постоянно усиливающаяся  их зависимость от внешнего окружения. Каждый конку рент все чаще оказывается в парадоксальном положении. С одной стороны, по мере развития потребностей и интеграции современного общества увеличиваются и возможности обеспечения выгодных условий продолжения его собственного бизнеса. С другой стороны, плодами интеграции рынков стремятся воспользоваться и другие суверенные субъекты деловых отношений, каждый из которых оказывается не против попробовать свои силы и проявить себя на разнообразных полях конкуренции.

Все это  приводит к формированию фактора взаимной зависимости субъектов бизнеса, который необходимо учитывать каждому потенциальному участнику конкурентного соперничества, намеренному доказать своему окружению наличие конкурентных преимуществ и отсутствие конкурентных недостатков. Сделать это субъекты бизнеса могут лишь при условии обеспечения выгод для внешнего окружения, а это, как мы знаем, ведет, в конечном итоге, к наращиванию представителями внешнего окружения своих собственных конкурентных преимуществ.

Принцип взаимной выгоды становится в данных условиях определяющим для процесса налаживания устойчивых цепочек ценностей и обеспечения надежности деловых коммуникаций предпринимателей со своими косвенными конкурентами. Данный принцип порой распространяется даже на отношения субъектов предпринимательского бизнеса со своими прямыми и условно-прямыми конкурентами, например, при осуществлении ими конкурентных стратегий кооперации и интеграции, особенности которых мы рассмотрим в четвертой главе нашего учебника. Однако наиболее важной чертой, характеризующей современные особенности соперничества прямых и условно-прямых конкурентов, вы ступает следующий признак конкуренции.

Пятым признаком современной конкуренции является наличие у всех субъектов предпринимательского бизнеса в момент вступления их в прямую и условнопрямую конкуренцию абсолютного и относительного делового суверенитета.

Основу  такого суверенитета составляет всеобщий характер права на конкуренцию. Суверенитет субъектов предпринимательского бизнеса является обязательным условием становления их как полноценных участников конкурентных отношений. Только суверенный предприниматель может быть в состоянии сформировать внутри своего окружения представление о собственной потребительской, функциональной и общественной ценности, развить и продемонстрировать конкурентные преимущества, а также дать своевременный и достойный отпор соперникам.

Информация о работе Предпринимательство и его роль в экономике