Предпринимательство и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Предприниматель — это человек (или группа людей), который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.

Содержание

1. Предпринимательство и его роль в экономике.
2. Рынок современной конкуренции.
3. Безработица: сущность, виды, последствия, меры регулирования.
4. Особенности государственного регулирования экономики в России в условиях ее перехода к рынку.
5. Нестабильность глобальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по экономике Люда..doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Важность  суверенитета субъектов бизнеса  многократно возрастает в условиях рыночной экономики, когда именно многоуровневый и открытый рынок оказывается  главной ареной различных сопоставлений конкурирующих предпринимателей. Необходимо, вместе с тем, подчеркнуть, что открытость конкурентных полей, с одной стороны, и объективное стремление каждого из конкурентов к обеспечению в ходе сделки собственных выгод, которые, в идеале, как мы видим, оказываются взаимными, с другой стороны, обусловливают внутреннее противоречие суверенитета конкурентов.

Данное  противоречие содержится в самой  природе суверенитета субъектов  предпринимательского бизнеса. Что  такое деловой суверенитет? Было бы ошибкой ставить знак равенства между суверенитетом предпринимателей и их свободой. Деловой суверенитет – это не вся кий, а лишь наивысший уровень свободного состояния субъектов бизнеса, при котором сохранение независимости предпринимателей гарантируется всем его внешним окружением.

Не во всякой системе отношений субъектам  бизнеса может быть гарантирована  свобода на все времена. Это свойственно лишь современной системе бизнеса. Она устроена таким образом, что каждый человек в состоянии быть предпринимателем и, следовательно, конкурентом. Другое дело, что он может оказаться на деле слабым соперником, обладающим сплошными конкурентными недостатками. В конце концов, он имеет право в любую минуту отказаться от занятия предпринимательским бизнесом и превратиться в наемного работника или же – вообще в бездельника. Не беда. Важно другое – так же в любую минуту он вправе вновь вернуться к предпринимательской деятельности и снова предстать перед своим окружением в качестве суверенного и, возможно, более удачливого конкурента.

Рыночная  экономика организована таким образом, что во внимание принимаются интересы всех без исключения субъектов бизнеса, в том числе и неудачливых  конкурентов. В предшествующих материалах нашего курса мы подчеркивали, что  внешняя среда бизнеса становится конкурентной в тех случаях, когда субъекты бизнеса имеют действительную возможность конкурировать между собой, реализуют на деле свое право на конкуренцию. Однако само такое право возникает как всеобщее явление лишь в современной системе бизнеса. Оно обеспечивает относительную устойчивость рыночной экономики, невозможность полного и окончательного выдавливания из нее ни одного из субъектов бизнеса.

Способность субъектов бизнеса постоянно  и свободно менять свой деловой статус и, в частности, перемещаться из сферы предпринимательского бизнеса в другие области деятельности и обратно следует определить как проявление их абсолютного делового суверенитета. Он состоит в наивысшей форме открытости конкуренции. Каждый предприниматель абсолютно независим при решении ключевого вопроса быть или не быть конкурентом? Мнение о том, вступить ли в борьбу (и, возможно, проиграть), или же уклониться от борьбы (и, возможно, тоже проиграть), каждый субъект бизнеса формирует самостоятельно.

Для понимания природы делового суверенитета субъектов предпринимательского бизнеса следует обратиться также к понятию относительного делового суверенитета. Это понятие определяет условия сохранения субъектами бизнеса своего предпринимательского статуса в процессе постоянного прямого и условно прямого соперничества с другими субъектами бизнеса. Относительно суверенными все субъекты бизнеса становятся в момент вступления их во взаимные деловые отношения. Относительность данного суверенитета состоит в том, что все они оказываются взаимно суверенными, и это налагает на каждого из них обязательство не покушаться на суверенитет другого.

Относительный деловой суверенитет субъектов  предпринимательского бизнеса соблюдается и реализуется в тех случаях, когда их действия в отношении прямых, условно-прямых соперников и других представителей внешней среды осуществляются в пределах правового пространства, с соблюдением всех предписаний законодательства и других директивных документов. Именно правовые нормы являются основными инструментами обеспечения гарантий независимости предпринимателей от всех его прямых, условно-прямых и косвенных соперников.

Содержание таких гарантий нельзя усматривать в обеспечении любой ценой жизнедеятельности субъектов предпринимательского бизнеса вне зависимости от уровня их действительной ценности, наличия у них конкурентных преимуществ и их конкурентоспособности. Гарантируя субъектам бизнеса относительный деловой суверенитет, нормы национального и международного права обычно основываются на понимании необходимости стимулирования самого процесса конкуренции. Ведь только участвуя в конкуренции, субъекты бизнеса получают возможность реализовать и продемонстрировать свой суверенитет в качестве независимого и свободного предпринимателя.

Поэтому возникает более сложная схема взаимодействия уполномоченных органов по выработке законодательных и директивных документов, а также по контролю их соблюдения, с одной стороны, и субъектов предпринимательского бизнеса,  с другой. Законодательство должно реализовать эффект толерантности, поддерживая ценных и сильных конкурентов, и одновременно гарантируя всем субъектам бизнеса сохранение легальной возможности их участия в конкуренции, если они того желают, обладают конкурентными преимуществами, способны к ведению конкурентной борьбы и при этом не нарушают закон.

Если  же те или иные конкуренты не выдерживают  соперничества с более сильными противниками, законодательство не даст им шансов на сохранение их жизни именно в качестве слабого конкурента. Зато оно обеспечит им возможность достойного отступления, не допустит усиления победителей до уровня монополистов и, тем самым, постарается уберечь общества от монопольного диктата.

Слова монополисты, монополия, а также  антимонопольное регулирование  уже возникали на страницах нашего учебника. Монополия и конкуренция – это пара понятий, которая обязательно появляется в любом исследовании на темы бизнеса и рассматривается в качестве противоположных определений.

Данное  соотношение отражает два противоположных  статических состояния бизнеса. В нем конкуренция характеризует такое состояние деловых отношений, когда соперничающие субъекты бизнеса пытаются навязать друг другу свои интересы, но ни один из них не может добиться окончательного успеха. Именно поэтому субъекты и вынуждены постоянно конкурировать между собой.

Монополия, напротив, характеризует такое состояние деловых отношений, при котором один из субъектов бизнеса все же оказывается в состоянии навязать другому свои интересы. Монополия всегда противостоит конкуренции в том смысле, что предприниматель, сумевший стать монополистом, приобретает чистое конкурентное преимущество над всеми своими соперниками и, тем самым, избавляется от этих соперников.

Иногда  в современной конкуренции видят явление, которое обязательно приводит к монополизации экономики, то есть к установлению абсолютного или почти абсолютного экономического диктата со стороны одной или нескольких групп наиболее сильных предпринимателей. В свою очередь, такой экономический диктат вполне справедливо квалифицируется как разрушение основ рыночной экономики.

Между тем, система современного бизнеса  по существу не дает нам примеров фактической  монополизации рынков товаров и  услуг, хотя, конечно, стремление к превращению  в монополию характерно для любого субъекта бизнеса, даже едва вступающего на рынок. На вопрос, почему происходит именно так, можно ответить, рассмотрев парадокс суверенитета субъектов бизнеса.

Следует различать монополию и стремление к монополии. Каждый суверенный субъект  бизнеса, стремясь к реализации своего права на конкуренцию, обеспечению конкурентных преимуществ, повышению уровня конкурентоспособности, продвижению своих бизнесидей, старается превратить свои деловые интересы в доминирующие. В конечном итоге, это формирует его стремление к монополии. Стремление к монополии, вольно или невольно, осознанно или спонтанно, влияет на логику поведения конкурента. В том случае, если стремление к монополии оказывается реализованным, хотя бы частично, можно говорить о монополизации рынка.

Коридор конкуренции определяется двумя крайними точками:

•  полиполией;

•  монополией.

Полиполия представляет собой такое состояние  бизнеса, при котором происходит постоянное и непрерывное соперничество  всех про тив всех. Такое состояние  обычно определяется в экономической теории как атрибут так называемой атомизированной структуры экономики: множество фирм пребывают как бы в броуновском движении, хаотически сталкиваясь друг с другом. Полиполию можно рассматривать не только как крайнюю точку коридора конкуренции, но и как всего лишь гипотетическую границу конкуренции, по сути, не имевшую и не имеющую место в жизни. Действительно, броуновское движение в экономике можно представить теоретически, но очень сложно или почти невозможно увидеть фактически. Для этого необходимы, с одной стороны, абсолютно нерегулируемый рынок, с другой стороны – полное непонимание фирмами производителями состава и динамики потребностей.

Монополия также представляет собой не только крайнюю точку коридора конкуренции, но и всего лишь гипотетическое состояние рынка. Мир не знает пока ни единого примера фактически состоявшейся монополии. Это значит, что стремление к монополии пока ни разу не подводило субъектов предпринимательского бизнеса к реальному обретению ими монопольного состояния.

Следует четко разграничивать монополии, с одной стороны, и крупные компании, в том числе влиятельные, обладающие международной известностью и контролирующие огромные финансовые ресурсы, – с другой стороны. Монополиями не являются такие всемирно известные компании, как Дженерал Моторс, Сименс, Мицубиси, Дженерал Электрик, Экссон и другие. Не существует и банков – монополистов. Монополия в бизнесе оказывается теоретически невозможной, а практически недолговечной, даже со стороны столь крупных предпринимательских фирм, потому что с ее возникновением, по сути, другие субъекты бизнеса утрачивают свой суверенитет. Это относится и к прямым конкурентам монополистов, и к другим представителям его внешнего окружения. Перед кем же тогда обнаруживать конкурентные пре имущества, кому именно их следует демонстрировать? Абсолютно зависимым партнерам и потребителям? Государству и отдельным людям, в отношении которых установлен полный диктат? В сложившейся ситуации конкурентное целеполагание теряет всяческий смысл, сходит на нет, по сути, и конкуренция как таковая.

Бизнес  не может осуществляться в условиях, когда ни одному из его субъектов  не может быть гарантировано сохранение делового суверенитета. Поэтому каждый из них, участвуя во взаимной конкуренции, не может не стремиться к выполнению общих правил игры, которые способны обеспечить каждому из игроков конкурентные преимущества лишь в том объеме, в котором это не приводит к ликвидации конкуренции как таковой и, тем самым, к подрыву всей системы деловых отношений.

Каждый  из конкурентов стремится обеспечить, с одной стороны победу над более слабыми противниками, а, с другой – успешную защиту от более сильных противников. В том числе и тех, наличие которых не представляется в настоящий момент очевидным. Экономика как сообщество конкурирующих субъектов бизнеса оказывается поставленной перед необходимостью выработки общих правил игры, наподобие спортивных правил. Именно по этой причине одним из важнейших признаков современной конкуренции стала практика антимонопольного регулирования рынков товаров и услуг. Современная конкуренция является централизованно регулируемой, причем регулирование ее экономическим центром  совокупность государственных и международных властных и распорядительных органов  выступает одним из необходимых компонентов обеспечения социально-экономического консенсуса деловых интересов субъектов бизнеса. Конкуренты совместно противостоят монополизации рынка, а реализует эту их общую заинтересованность экономический центр.

Регулирование конкуренции центром подчинено главной задаче – недопущению монополизации рынка отдельными предпринимательскими фирмами. Таким образом, можно утверждать, что на состояние современной конкуренции воздействуют сегодня и монополистическое целеполагание субъектов бизнеса, и совместное противостояние их монополизации рынков и монополистическим притязаниям каждого из них в отдельности.

Исходя  из вышеизложенного, в качестве шестого признака со временной конкуренции может быть определено превращение соперничества между прямыми и условно-прямыми конкурентами – суверенными субъектами предпринимательского бизнеса  в одну из двух противоположных тенденций развития всей современной системы бизнеса.

Будучи  конфликтным, а порой и остроконфликтным соперничеством, конкуренция выступает  проявлением центробежной тенденции в функционировании и развитии системы бизнеса. Действие этой тенденции было бы неверным считать абсолютно позитивным, либо, напротив, абсолютно негативным свойством современного бизнеса. Вне всякого сомнения, позитивным в таком соперничестве является стремление каждого субъекта предпринимательского бизнеса доказать своему окружению свою потребительскую, функциональную и общественную ценность. Для этого ему приходится становиться объектом сравнения с другими предпринимателями и, следовательно, стремиться к монополии.

Но конкурирующие  субъекты бизнеса не могут на деле стать монополистами! Поэтому следует  указать на взаимосвязь конкуренции  не только с монополией, но также  и с противоположным ей явлением, интеграцией в системе бизнеса.

Информация о работе Предпринимательство и его роль в экономике