Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства 4
1.2. Классификация зон свободного предпринимательства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 11
2.1. Этапы становления ЗСП и их роль в России 11
2.2. Формирование и функционирование особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Роль ЗСП в российской экономике.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Заметным  явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся  зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.

   В системе мировых хозяйственных  связей зоны свободного предпринимательства предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

   Создание  и функционирование ЗСП во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Довольно быстрое распространение ЗСП подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста.

   В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов, в Российской Федерации выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Являясь частью территории страны, ЗСП выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс.

   Роль, место и формы ЗСП серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, в том числе и России, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА И  ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства

 

   Одной из форм международного взаимодействия и экономической интеграции является практика создания зон свободного предпринимательства. Этот институт имеет многолетнюю историю, и практика создание различного рода свободных территорий существует уже давно. Сегодня в мире, по различным оценкам, функционирует более тысячи зон свободного предпринимательства, почти в 100 странах мира1. Распространение ЗСП в мировом хозяйстве явилось отражением новых экономических подходов и тенденций, связанных с поиском новых, эффективных путей развития отдельных регионов. Не обошел этот институт и Россию.

   Однозначного  определения ЗСП в научной литературе нет. Это обусловлено многообразием их типов, различными целями их создания и множеством функций, которые они выполняют.

   Первые  советские ученые - авторы публикаций о ЗСП считали (при всем многообразии ЗСП и их определений), что речь, по существу, идет об одном и том же явлении - создании хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны (иногда ЗСП охватывают всю территорию страны), тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала.

   Большой экономический словарь определяет свободную экономическую зону как  ограниченную часть национальной государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т. д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала2.  Это понятие можно считать обобщающим, позволяющим охватить все многообразие и многоликость существующих ЗСП.

   Зоны  свободного предпринимательства – ограниченные территории, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.3

   Гл. 8 Таможенного кодекса РФ регламентирует правовой режим магазина беспошлинной торговли. В соответствии со ст. ТКРФ, под магазином беспошлинной торговли понимается таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами РФ) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.

   Прежде  чем дать окончательное определение ЗСП, необходимо выделить основные черты, присущие этому образованию:

   1. Применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе: 

   - внешнеторговых (снижение или отмена  экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

   - фискальных, связанных с налоговым  стимулированием конкретных видов  деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

   - финансовых, включающих различные  формы субсидий, предоставляемых  как в прямом виде (за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов), так и косвенно (в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т. п.);

   - административных, упрощающих процедуры  регистрации предприятий, режима  въезда/выезда иностранных граждан.

   2. Наличие локальной, относительно  обособленной системы управления  зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.

   3. Поддержка со стороны центральной  государственной власти, поскольку ЗСП являются элементом государственного регулирования внешнеэкономических связей.

   4. Любая ЗСП имеет свою границу. Этот признак достаточно существенен: как бы ни организовывалась ЗСП, она всегда отделена от остальной страны таможенной границей. Но, хотя ЗСП и обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью территории того или иного государства с общим пограничным режимом. Очевидно, является неверным рассмотрение зон свободного предпринимательства как проявление своего рода политической автономии.

   5. Можно также выделить такую  черту, свойственную для любых  ЗСП, как способность к диффузионному расширению и распространению своих границ на другие, связанные с ними непосредственно или опосредованно, хозяйственные сферы, отрасли, территории. В основе этого лежит тот факт, что, несмотря на определенную обособленность, ЗСП всегда остаются неотъемлемой частью национального государственного организма. Поэтому все последствия их развития (как позитивные, так и негативные) должны в большей или меньшей степени отразиться на национальной экономике.

   Таким образом, «Под ЗСП понимается определенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных, льготных механизмов регуляции общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению и распространению ее границ»9.

   Иными словами, ЗСП — это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в ЗСП охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в ЗСП могут иметь также акты Трудового и Социального законодательства.

   При создании ЗСП правительствами государств ставятся различные цели, которые условно можно объединить в следующие группы:

   1. Экономические цели:

   - привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

   - использование преимущества международного  географического разделения труда  и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма и производства;

   - развитие внешнеэкономических связей, расширение экспорта и импорта;

   - предоставление доступа к различным  формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ЗСП. Тем самым ограничивается монополия государства на внешнюю торговлю;

   - отход от существующей экспортно-сырьевой  специализации в международных  связях (такая цель, например, может быть поставлена при создании ЗСП в России);

   - увеличение числа промышленных  предприятий на территориях ЗСП.

   2. Социальные цели:

   - ускорение развития отсталых  регионов за счет усиления их инвестиционной привлекательности и, как следствие, увеличения концентрации в пределах зон различных ресурсов (людских, денежных и т.п.), что приведет к росту уровня экономического развития страны в целом;

   - повышение занятости населения,  создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

   - создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

   - удовлетворение потребности населения  в высококачественных и недорогих товарах народного потребления, насыщение ими внутреннего рынка.

   3. Производственные и научно-технологические  цели:

   - привлечение и внедрение передовой  зарубежной и отечественной техники  и технологии в важнейших отраслях производства;

   - ускорение внедренческих и инновационных  процессов;

   - изучение на практике передового  опыта управления и организации  производства и маркетинга;

   - привлечение зарубежных ученых  и специалистов.

   - развитие производственно-транспортной  инфраструктуры4.

   Цели  создания ЗСП могут варьироваться в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, а иногда и политических условий.

   Россия  имеет некоторый практический опыт создания ЗСП на своей территории. В заключение хотелось бы отметить Цели, которые ставились при создании ЗСП в России, были отражены в советской Концепции создания ЗСП в СССР, выработанной Советом Министров СССР при участии Госплана СССР в 1988— 1990 гг.:

   - обеспечение ускоренного социально-экономического  развития регионов, где расположены эти ЗСП;

   - широкое использование при производстве  продукции в зонах передовых  отечественных и зарубежных научно-технических разработок;

   - создание условий для интенсивного  привлечения иностранных инвестиций  в ЗСП;

   - постепенный перевод производства  ЗСП от импортозамещающей продукции для внутреннего рынка на конкурентоспособную продукцию для экспорта;

   - активное включение экономики  страны в систему международных  экономических связей.

Информация о работе Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике