Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства 4
1.2. Классификация зон свободного предпринимательства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 11
2.1. Этапы становления ЗСП и их роль в России 11
2.2. Формирование и функционирование особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Роль ЗСП в российской экономике.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

   В январе 1996 г. был принят Федеральный  закон «Об особой экономической  зоне в Калининградской области». 

   В блоке мероприятий, связанных с  развитием ЗСП, важнейшими явились: развитие морских портов, строительство международной автомагистрали и железной дороги с европейской колеей, развитие фермерства, создание сети предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на переработке местных видов сырья, расширение конверсионного процесса, приватизация машиностроительных предприятий. Однако воплощение в жизнь этих программ одновременно, тем более в короткий срок, было крайне затруднительным. В качестве приоритетных вопросов, по мнению многих экономистов региона и Центра, да и руководящих работников области, следовало бы сосредоточить усилия на решении трех главных проблем:

   - развитие Калининградского морского  порта;

   - развитие международной курортно-туристской  зоны;

   - развитие янтарного производства.

   Иными словами, в пределах СЭЗ «Янтарь» было выделено 3 основных субзоны, которые могут стать фундаментом развития зоны свободного предпринимательства9.

   Янтарь  — ископаемая смола хвойных пород деревьев верхнемелового — палеогенового периода. Имеет весьма широкое применение: для высококачественных изоляторов в радиотехнической промышленности (обладает высокими диэлектрическими и теплостойкими качествами), для производства лака, янтарного масла, для производства ювелирных украшений, искусственных кож, лекарств, стимуляторов роста растений и животных, фотореактивов, пластмасс и др.

   В Калининградской области известно несколько крупных месторождений; по оценкам специалистов, даже при полном использовании мощностей янтарного комбината сырья хватит более чем на 100 лет.

   В перспективе Калининградская зона должна активнее использовать рекреационные ресурсы, которые весьма благоприятствуют развитию курортно-туристского комплекса, тем более что здесь имеются значительные запасы лечебных минеральных вод. Уже сегодня широкую известность имеют курортно-оздоровительные зоны в Светлогорске, Зеленограде, на побережье.  

   С января 1993 г. в Калининградской области  действует режим свободной таможенной зоны, позволяющий осуществлять экспортные операции и импорт продукции для удовлетворения собственных потребностей без уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов. Объективным основанием для этого шага послужили трудности эксклавного положения, но немалую роль сыграли также и усилия администрации области по лоббированию идеи ЗСП.

   Товары, произведенные в особой экономической зоне и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей. К этим товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Товары, ввозимые из других стран в особую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, перерабатываемые в особой экономической зоне и считающиеся произведенными в особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики.

   С товаров, ввозимых из других стран в  особую экономическую зону и затем  вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются.

   Условия экономической жизни в области, определенные статусом ЗСП, можно считать уникальными в российской и мировой практике зон свободного предпринимательства. Она единственная из 89 субъектов Российской Федерации пользуется подобными льготами, да и в мире нет других примеров предоставления права таможенной экстерриториальности столь крупному густонаселенному и экономически освоенному региону. Однако итогом первых десяти лет существования свободной (особой) экономической зоны было ухудшение  экономического положения области.

   К концу десятилетия ее валовой  региональный продукт (ВРП) сократился почти до 45,5% уровня 1990 г. Доля области в совокупном региональном продукте Северо-Запада уменьшилась на 21%, а по величине среднедушевого ВРП она опустилась с 5-го места в 1990 г. на 8-е место в 1993 г. и 9-е в 2000 г. среди 10 регионов округа.

   Конечно, 90-е годы не были периодом экономического процветания практически ни для одного из российских регионов, поэтому эти тенденции нельзя считать следствием одной только экономической политики, проводившейся в области.

   Вместе  с тем основные результаты развития  области в 90-е годы вызывали обоснованные сомнения в эффективности этой политики и правильности определенных для нее направлений и   приоритетов.

   Некоторые исследователи низкую эффективность особого экономического режима в Калининградской области объясняют следующими его основными особенностями:

   Непропорциональность: политика экономического развития была сосредоточена на предоставлении таможенных льгот в ущерб другим мерам, в первую очередь поощрению внутренних инвестиций. Вследствие нарушения пропорций такая политика изначально (в теории) не могла привести к существенным позитивным результатам, а на практике в дополнение к имевшимся структурным недостаткам в экономике области чрезмерно возросла роль внешнеторговых операций.

   Нестабильность: льготный режим периодически вводился, отменялся и пересматривался, что существенно повышало риски для инвесторов. В результате сдерживающее влияние изменяющихся условий экономической жизни оказалось сильнее положительного эффекта от льгот.

   Неопределенность: не были обозначены производственные приоритеты экономической политики России и не было соответствующих государственных инвестиционных программ. В отсутствие мер поощрения капиталовложений в приоритетные секторы промышленности и сельского хозяйства и государственного участия в инвестиционных проектах наиболее привлекательной сферой приложения капитала стало импортное посредничество, превратившееся таким образом в приоритет экономической политики.

   Несоразмерность: предоставленные области льготы были чрезмерными с точки зрения трудностей эксклавного положения, на преодоление которых были направлены. Эти льготы не могли быть использованы полностью в самой Калининградской области, что превратило ее в коридор контрабанды. Объемы импорта некоторых товаров значительно превышают фактическое потребление (например, по высокооктановому бензину - более чем в 3 раза). Одним из неизбежных последствий этих чрезмерных льгот стало резкое разрастание теневого сектора, по имеющимся оценкам, составляющего не менее 60% ВРП.

   Нерациональность: введение в Калининградской области льготного режима с самого начала было предметом в основном политических дискуссий в России и за ее пределами. Это осложнило разработку и осуществление режима - льготы водились в значительной степени для поддержания в области стабильной социальной и политической обстановки, а контроль за их эффективностью и сама возможность внесения изменений в зависимости от результатов оказались под политическим давлением. В результате льготы как своеобразный индикатор отношений с Центром стали самостоятельной целью экономической политики России в Калининградской области10.

   7 декабря 2001г. постановлением Правительства  РФ была принята новая Федеральная целевая программа «Развитие Калининградской области на период до 2010г.» взамен Федеральной целевой программы «Развитие ОЭЗ в Калининградской области на 1998-2005гг», действовавшей до 2001г. включительно. Указанные федеральные целевые программы нацелены в первую очередь на развитие производственной и социальной инфраструктуры региона. Их реализация воздействует на экономическое положение предприятий и инвестиционный климат в регионе косвенно – через улучшение общих условий хозяйственной деятельности. Режим же свободной таможенной зоны, сокращая  текущие затраты предприятий, вызванные оторванностью Калининградской области  от остальной части России, прямо влияет на уровень себестоимости продукции и прибыль хозяйствующих субъектов, создавая непосредственные мотивы для привлечения инвестиций.

   К настоящему времени выявился ряд позитивных и негативных последствий действия "зонального" механизма. К позитивным результатам действия режима ОЭЗ относятся:

   -  реструктуризация областной экономики;

   - адаптация предпринимателей к эксклавному положению региона, появление многочисленных новых предприятий, освоение старыми производствами современной конкурентоспособной продукции;

   - наполнение потребительского рынка  региона, возникновение внутрирегиональной  конкуренции;

   - обеспечение занятости населения;

   - сохранение области в общероссийском экономическом пространстве, освоение региональной экономикой ниши в территориальном разделении труда.

   Негативные  аспекты включают:

   -  высокую степень зависимости экономики региона от режима свободной таможенной зоны, преобладание сборочных технологий в промышленности;

   - экспансию неформального сектора экономики;

   - возникновение жесткой конкуренции  с рядом отечественных товаропроизводителей из других регионов России, не располагающих таможенными преференциями.

   С началом экономического роста в  России в 1999 г. в Калининградской области быстро развивается импортозамещающее производство. Повышается роль области в российских внешнеторговых перевозках. Наблюдавшийся до этого более глубокий, чем в среднем по стране, экономический спад сменился более быстрым подъемом. За период 1999-2003 гг. объем промышленного производства в Калининградской области увеличился на 95% против 37% в среднем по РФ. В области быстрее среднего по России росли инвестиции (более чем в 4 раза), транспортные перевозки, обслуживание экспортно-импортных связей, отечественный и зарубежный туризм. ВРП в 2002 г. увеличился на 9,5%, в 2003 г. — на 11,5%. Среднегодовые темпы роста ВРП в Калининградской области выше средних по стране (притом, что в России темпы роста ВВП выше, чем в Прибалтике, Польше и странах ЕС).

   Структура импорта товаров из-за рубежа и вывоза произведенной в области продукции в другие регионы России свидетельствует о новой импортозамещающей специализации области. Вывоз калининградской продукции на остальную территорию России достиг в 2003 г. 1120 млн. долл. против 759 млн. в 2002 г., 619 млн. в 2001 г. и 424 млн. долл. в 2000 г.11

   В настоящее время экономика области  успешно, хотя и не без проблем, развивается. Однако быстрый рост поставок из Калининградской области в другие регионы РФ товаров, произведенных из импортного сырья с использованием механизмов ОЭЗ, вызвал обеспокоенность товаропроизводителей на основной территории страны. Это касается прежде всего таких товарных групп, как телевизоры, ковры, мебель, мясопродукты. В результате инициируются предложения об отмене режима свободной таможенной зоны в Калининградской области и замены его на режим льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты.

   Проект  нового закона об ОЭЗ, представленный Минэкономразвития, предусматривает коренную трансформацию механизма компенсации потерь от эксклавности региона и, в частности, переход от таможенных преференций к налоговым льготам для новых предприятий, ведущих масштабную инвестиционную деятельность. Льготы предусматриваются по:

   - налогу на прибыль: нулевая  ставка в течение первых шести лет, 50-типроцентная ставка в течение следующих шести лет;

   - налогу на имущество: нулевая  ставка в течение шести лет;

   - налогу на операции с ценными  бумагами: нулевая ставка.

   Для уже действующих в ОЭЗ предприятий, ориентированных на импортозамещение, предполагается в течение десяти лет сохранить режим свободной таможенной зоны и сложившийся порядок освобождения их от таможенных пошлин с тем, чтобы данные предприятия провели относительно безболезненную реструктуризацию и окупили уже созданные производственные мощности.

   Оценивая  предоставленные налоговые льготы, следует отметить, что по размерам они весьма существенны. Так, по предварительной  оценке, для вновь образуемых предприятий, не связанных с массовым импортозамещением, они помогут снизить налоговую нагрузку примерно на 8,9%, то есть уменьшить совокупные размеры нагрузки на региональный бизнес до 27,5% (36,4% — 8,9%). Предполагаемое изменение механизмов компенсации издержек от эксклавности региона повлечет за собой масштабную реструктуризацию экономики: снизится роль импортозамещающих производств, возникнут и начнут развиваться новые, ранее не пользовавшиеся государственной поддержкой сектора экономики.

   Принципиальный  вопрос: будут ли создаваться новые предприятия и отрасли или возможна эволюция нынешнего производственного потенциала от импортозамещения к экспортной ориентации? По мнению специалистов, наиболее приемлемым вариантом региональной специализации является постепенный, а главное, естественный (то есть инициируемый самими предприятиями-резидентами) переход от импортозамещения к экспортно ориентированным производствам: такая схема развития региона соответствует "скандинавской модели" интернационализации.

Информация о работе Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике