Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства 4
1.2. Классификация зон свободного предпринимательства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 11
2.1. Этапы становления ЗСП и их роль в России 11
2.2. Формирование и функционирование особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Роль ЗСП в российской экономике.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

   В качестве аргументов в поддержку  указанной схемы регионального развития могут быть приведены результаты выполненного в 2003 г. обследования основного массива предприятий региона в сфере импортозамещения и экспортно ориентированных отраслей. В результате анализа технико-экономических показателей работы предприятий было выявлено, что производственная система в Калининградской области имеет очень жесткую внутристрановую ориентацию. Режим ОЭЗ, сформировавшийся под воздействием федеральной политики (или скорее из-за ее отсутствия), естественным образом ориентировал региональную экономику на модель импортозамещения. Статьи Закона об ОЭЗ, которые могли бы стимулировать экспорт, оказались блокированными действующим законодательством. Но даже в урезанном виде режим ОЭЗ позволил создать "критическую массу" новых предприятий (сегодня их уже более 500), часть из которых в среднесрочной перспективе будет способна производить конкурентоспособную продукцию и на экспорт.

   Новые полюсы развития в регионе будут  связаны с более полным использованием его природно-ресурсного, трудового, образовательного и инновационного потенциала. В качестве механизмов их формирования в условиях временной благоприятной конъюнктуры на рынке деловой недвижимости предлагается создание производственно-коммерческих зон по аналогии с распространенными на Западе производственно-коммерческими дистриктами и зонами. Перспективными представляются укрепление формирующихся кластеров на уровне среднего бизнеса (в мебельном, пищевом и сервисно-развлекательном секторах), создание вертикального интегрированных агропродовольственных структур, формирование туристско-рекреационных комплексов, логистических внешнеторговых центров, возможное формирование индустриального дистрикта на базе добычи янтаря и др12.

   Попытки отмены действия режима ОЭЗ связаны  с принципиальной нерешенностью  вопроса об источниках конкурентных преимуществ калининградского бизнеса — "соседство" с европейскими странами или "эксклюзивные преференции". В любом случае отмена режима ОЭЗ в Калининградской области неприемлема, так как может привести к долгосрочному (если не окончательному) отказу от сотрудничества со стороны инвесторов и партнеров. При этом необходимо иметь в виду, что концепция ОЭЗ при всей критике в ее адрес является уникальным российским и калининградским феноменом, которой на протяжении почти 10 лет отождествляется с льготным таможенным режимом. Поэтому замена таможенного режима на налоговый не должна вносить терминологической путаницы.

   Вариантом изменения "зонального" механизма может стать требование постепенного увеличения доли добавленной стоимости или усложнения кода таможенной классификации, предполагающее развертывание в регионе производств и предприятий, кооперированных с нынешними импортозамещающими производствами. Вместо того чтобы требовать увеличения номинальной доли добавленной стоимости, необходимо более тщательно следить за реальной долей добавленной стоимости, так как снижение реальной доли на 10% в области приводит к кратному увеличению объемов внешних ресурсов на единицу выпуска (этим и объясняется резкое увеличение импорта, потому что дополнительная единица добавленной стоимости мультипликативно увеличивает импорт). При этом внешними ресурсами для эксклава с ограниченными собственными ресурсами являются как импортные, так и отечественные сырье и комплектующие.

   Дальнейшие исследования целесообразно вести по двум направлениям: во-первых, поиск и обоснование экономического равновесия выгод и затрат между существующими и предполагаемыми бизнес-моделями функционирования эксклавной территории; во-вторых, анализ производственных и коммерческих секторов региона и выявление реальных субъектов — получателей сверхприбылей или относительных убытков, связанных с деятельностью в рамках ОЭЗ. Результаты подобного анализа могли бы послужить научно обоснованной базой для решения судьбы ОЭЗ в Калининградской области.

   В заключение необходимо отметить, что  экономический рост в последние  пять лет в Калининградской области  является достаточно устойчивым и прогрессивным, что не может не влиять на формирование нового варианта закона об ОЭЗ. Необходимо также учитывать реализуемую в области Стратегию "региона сотрудничества" (и ряд элементов стратегии "пилотного региона"), направленную на повышение веса Калининградской области в экономике страны за счет роста ее роли в обслуживании внешнеэкономических связей, в развитии импортозамещающих и, в нарастающей степени, экспортных производств. Такая стратегия в большей мере соответствует внешне- и внутриэкономическими реалиям государства и региона, чем многие привлекательные, но непрозрачные для реализации концепции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

   Свободная экономическая зона - ограниченная часть национальной государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т. д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

   Существуют  два подхода к образованию  ЗСП: «территориальный» и «режимный» (или «точечный»). «Территориальная» концепция образования ЗСП подразумевает часть территории принимающего государства, выделенную из остальной его территории и пользующуюся специальным льготным режимом для расположенных в ней предприятий.

   «Режимная»  концепция исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляется определенному виду предпринимательской деятельности. При этом географическое местонахождение субъекта хозяйственных отношений не имеет значения.

   Цели  создании ЗСП:

   - Экономические цели (привлечение  иностранного и национального  капитала; использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма и производства;  развитие внешнеэкономических связей, расширение экспорта и импорта; предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ЗСП; отход от существующей экспортно-сырьевой специализации в международных связях; увеличение числа промышленных предприятий на территориях ЗСП.

   - Социальные цели: ускорение развития  отсталых регионов; повышение занятости  населения, создание новых рабочих  мест, борьба с безработицей; создание  слоя высококвалифицированной рабочей силы; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; удовлетворение потребности населения в высококачественных и недорогих товарах народного потребления, насыщение ими внутреннего рынка.

   - Производственные и научно-технологические  цели: привлечение и внедрение передовой зарубежной и отечественной техники и технологии в важнейших отраслях производства; ускорение внедренческих и инновационных процессов; изучение на практике передового опыта управления и организации производства и маркетинга;  привлечение зарубежных ученых и специалистов; развитие производственно-транспортной инфраструктуры.

   Выделяют  несколько основных типов ЗСП, разграничиваемых по определенным признакам: 

   - по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные, многопрофильные ЗСП;

   - по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);

    - по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; секторального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность);

   - по участвующим сторонам и  особенностям расположения: международные,  приграничные.

   Конкретные  виды зон разнообразны в зависимости  от специфических задач и функций, особенностей условий деятельности, ее характера и объемов.

   В России отношения, касающиеся создания и функционирования зон свободного предпринимательства, регулируются  Федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ» №116-ФЗ  от 22 июля 2005г. Согласно этому закону  «Особая экономическая зона – определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». В России «особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

 
 
  1. «Об особых экономических зонах в РФ». Федеральный  закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 03.06.2006).
  2. «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Федеральный закон от 22 января 1996г.
  3. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М. Институт новой экономики, 2007. – 864с.
  4. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учебник / В.Б. Буглай. – М.: МГИМО, 2001. – 254с.
  5. Бутов В.И. Основы региональной экономики: Учебник / В.И. Бутов. – Ростов н/Д: МарТ, 2010. – 382с.
  6. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.  – 519с.
  7. Родионова И.А. Региональная экономика: Учебное пособие / И.А. Родионова. – М.: Экзамен, 2004. – 382с.
  8. Устинов И.Н. Международные экономические отношения России / И.Н. Устинов. – М.: Экзамен, 2004. – 398с.
  9. Гареев Т. Новая экономика Калининградской области / Т. Гареев // Вопросы экономики. -2005. -№2. -С. 23-39.
  10. Грачев Ю.Н. Роль зон свободного предпринимательства во внешней торговле / Ю.Н.Грачев // Внешнеэкономический бюллетень. -2009.- №6.- С.10-15.
  11. Ковалев Д. Финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон / Д. Ковалев // Финансовый бизнес. -2007.-№5. -С.13-18.
  12. Кущенко В.В. Проблемы развития ЗСП в РФ / В.В. Кущенко // Государственная власть и местное самоуправление.-  2005.- №3.- С.38-45.
  13. Ломанд В. Формирование торговой специализации Калининградской области / В. Ломанд // Вопросы экономики. -2003. -№2. -С.54-63.
  14. Мельников Р.А. Зоны свободного предпринимательства: понятие, признаки и цели создания / Р.А. Мельников // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Сб. науч.ст. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. -С.150-161.
  15. Мельников Р.А. Становление зон свободного предпринимательства в России / Р.А. Мельников // Актуальные проблемы  юридической науки и практики: Сб. науч.ст.  – Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. -С.161-175.
  16. Ревенко Л. Зоны свободного предпринимательства: проблемы функционирования и специфика изучения / Л.Ревенко / Российский внешнеэкономический вестник. -2006. -№2. С.69-70.
  17. Ревякин Е.  Приоритеты экономической политики России в Калининградской области / Е. Ревякин // Мировая экономика и международные отношения. -2007.- №12. -С.68-75.
  18. Самсон И. Новый образ Калининградской области / И. Самсон //Вопросы экономики. -2006.- №2. -С.40-53.
  19. Сидоренко В. Проблемы и перспективы развития зон свободного предпринимательства в условиях рынка / В. Сидоренко // АПК: экономика, управление. -2008.- №4. -С.37-42.
  20. Сидоренко В. Проблемы и развитие зон свободного предпринимательства в России / В. Сидоренко // Международный сельскохозяйственный журнал. -2005. -№5.-С.20-22.
  21. Филиппова Е. Зоны свободного предпринимательства в субъектах Федерации / Е. Филиппова // Законность.- 2003. -№8. -С.5-7.

 

Информация о работе Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике