Предпринимательство: понятие, сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить сущность понятия предпринимательство.
Задачи работы – дать определение понятию предпринимательство, выявить его сущность, изучить существующие основные формы предпринимательства, рассмотреть исторические аспекты развития предпринимательства в России, проследить динамику возникновения различных форм предпринимательства в России в течение последних пятнадцати лет.

Содержание

Введение 3
1. Предпринимательство как особая форма экономической деятельности 4
1.1. Определение и сущность предпринимательства 4
1.2. Виды предпринимательства 5
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 9
2. Развитие предпринимательской деятельности в России в 1990-2004 гг. 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Предпринимательство.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

     Аренда явилась важной ступенью  на пути образования кооперативов  и других форм предпринимательства.  Большое значение здесь имел  закон    1987 г. «О госпредприятии (объединении)». Согласно ему вводимые  формы хозяйственного расчета стимулировали освоение гибких форм арендных отношений на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания. 

   Арендные отношения, возродившиеся в 1986г., обеспечили предприятиям хозяйственную самостоятельность. Аренда предопределяла условия распределения арендного дохода, формировала предпосылки для образования и расширения собственности трудового коллектива в 2 вариантах. Первый заключался в возможности формирования основных фондов за счет предпринимательского дохода арендного коллектива. Вновь формируемая собственность «пристраивалась» к государственной. Другой вариант образования коллективной собственности работников на основе аренды был связан с полным выкупом предприятия его коллективом. Финансовым источником здесь были и предпринимательский доход, и кредиты, и личные сбережения. Необходимость создания собственности работников на производстве диктовалась следующими причинами: созданием конкурентоспособных производств, падением эффективности труда, упадком трудовой этики.

   В мае 1987 г. вступил в силу закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ИТД), которым снимались ограничения на занятия народно-художественными промыслами, ремесленничеством, кустарничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация индивидуалов;  снижались налоги; повышалась ответственность за предоставленные декларации о доходах, получение патентов и т.п. Быстрый рост занимающихся ИТД показал значительный потенциал частного (индивидуального, семейного) предпринимательства, который в последующие годы, особенно после введения закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995 г.), трансформировался в субъекты малых частных предпринимательств без образования юридического лица. 

      В 1988 г. был принят закон  «О кооперации в СССР», который  содержал  положения о хозяйственной  самостоятельности кооперативов (открытии  своего счета в банке, расходовании  средств, закупках сырья, материалов, оборудования и т.п.), о самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов по результатам работы), о гибких формах самоуправления, участия коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, таки на развитие.    

    Это свидетельствует о том, что зарождающиеся кооперативы фактически были прообразом малых частных предприятий.

     Число кооперативов в строительстве,  производстве товаров, массовом  питании, бытовых услугах за 1988-1989 гг. возросло более чем в 10 раз,  численность занятых в них  – в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг – почти в 20 раз.[11].

     Изучение деятельности новых  кооперативов, образовавшихся в   1989-1990 гг. показало, что их хозяйственная эффективность была в 5-6 раз выше, чем у аналогичных государственных предприятий.

   Сложившаяся в 1991 г. экономико-политическая обстановка в стране привела к тому, что  осенью-зимой значительно вырос  дефицит основных продуктов питания и многих других товаров, перед обществом возник вопрос о дальнейшем жизненном пути.

   Важнейшей  функцией  МП в 90-х годах стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. В этот период в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся стабильным спросом у российского потребителя. Большая часть предприятий сконцентрировалась в области торгово-посреднических услуг, так как эта деятельность требует наименьшего начального капитала и позволяет гибко перестраиваться, следуя изменениям спроса. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.

   В 1992 г. значительная часть кооперативов развалилась, однако этот период характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.[11].

    Однако  уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации прекратили свое существование. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся значительным сокращением прироста числа МП.

    В июне 1997 г. был создан Государственный  комитет по развитию и поддержке  малого предпринимательства (ГКРП). Его  основными функциями были: координация  деятельности министерств и ведомств, развивающих по своим профильным направлениям сферу малого предпринимательства; разработка предложений и осуществление необходимых мероприятий по формированию и проведению государственной политики в области развития малого предпринимательства на федеральном уровне, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. За 2 года благодаря совместной деятельности Комитета, министерств, общественных объединений предпринимателей, бизнес-структур удалось переломить неблагоприятную тенденцию к уменьшению числа малых предприятий.

    Ликвидация в сентябре 1998г. Комитета отрицательно сказалась на устойчивости и эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства, тем более что это произошло в условиях кризиса. Число малых предприятий сократилось. Функции Комитета перешли к департаменту в составе МАП России.

    Что касается АО, можно сказать, что в  их развитии большое значение имела  массовая приватизация 1992-1994 гг. и приватизация за деньги 1995 -1997 гг. За 1992-2002 гг. всего было создано 31,2 тыс. АО. Динамику возникновения АО отражает таблица 1. 
 
 

Таблица 1. 

  1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Число акционерных обществ, созданных  в течение соответствующего года 13547 2816 1123 496 360 258 199 125 125
 

    Данные  таблицы показывают, что количество АО, созданных после 1996г. значительно меньше, чем количество АО, появившихся за 1993-

1995 гг. В процентном отношении с 1993 г. по 1996 г. включительно было организовано 91,8 % всех предприятий за указанный в таблице период, за оставшиеся годы было создано 8,2 % предприятий. Резкое уменьшение наблюдается в 1997 г., что, скорее всего, связано с началом приватизации за деньги. Согласно статистики в  2003 г. процесс корпоратизации несколько активизировался. За первые шесть месяцев в открытые акционерные общества (ОАО) было преобразовано 114 государственных и муниципальных унитарных предприятий (без федеральных, приватизацию которых осуществляет Минимущество РФ), что почти в 1,7 раза больше величины данного показателя за аналогичный период  2002 г.[4.335].

    Что касается народных предприятий, то по данным Российского союза народных предприятий, на 1 октября 2002 г. в 30 регионах Росси были зарегистрированы 70  народных предприятий, на которых работает около 32 тыс. чел. В 2001 г. они произвели продукции и услуг на сумму около 9 млрд. руб. и получили более 1 млрд. руб. прибыли. В уральском регионе на 1 января 2003 г. были зарегистрированы 7 АО работников: Удмуртия – 2, Пермь – 1, Челябинская область – 2, Свердловская область – 2[9.77].

    Следует выделить еще один этап в деятельности российских предприятий в последнее десятилетие – это 1998 г. Многие предприятия после кризиса этого периода не смогли продолжить свою деятельность, наряду с этим, положение некоторых организаций значительно улучшилось. Различные формы предпринимательства проявили разную жизнеспособность в это время. Влияние кризиса 1998 г. на экономическое состояние российских предприятий отражают таблицы 2 и 3. [5]. 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2.

Оценки  экономического положения предприятий  различных форм собственности их руководителями (в %) после кризиса 1998г. 

Экономическое положение Предприятия
государственные приватизированные «новые частные»
Близкое к банкротству 11,5 17,8 6,2
Плохое 33,6 37,1 21,7
Удовлетворительное 48,1 43,8 56,5
Хорошее 6,9 3,7 14,9
Отличное  0 0,6 0,6
 

Таблица 3.

Оценка  динамики экономического положения  предприятий различных форм собственности  их руководителями (в %) после кризиса 1998г. 

Динамика  экономического положения Предприятия
государственные приватизированные «новые частные»
Значительно ухудшилось 19,2 16,0 26,6
Немного ухудшилось 33,8 35,5 35,7
Осталось  без изменений 21,5 20,9 18,8
Немного улучшилось 23,1 24,9 15,8
Значительно улучшилось 2,3 2,6 3,2
 

    Данные  показывают, что частные предприятия  труднее пережили кризис 1998 г., чем государственные и приватизированные, несмотря на свою гибкость. Возможно, это было связано с недостаточной поддержкой малого предпринимательства государством по сравнению с более крупными организациями в этот период либо с недостатком опыта руководящего состава, однако необходимо учитывать, что эти данные весьма субъективны, т.к. основаны на мнении руководителей предприятий. Но, в общем, несмотря на форму собственности, состояние всех предприятий было очень тяжелым. 

    Общую динамику изменения численности предприятий и организаций по формам собственности  с 1995 г. по 2003 г. отражает таблица 4 и диаграмма ниже. [4.315]   

    Таблица 4. 

  Число предприятий  и организаций, тыс.
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Всего

в т.ч. по формам собственности

1946 2250 2505 2727 2901 3106 3346 3594 3845
государственная 325 322 233 143 148 150 151 155 157
муниципальная 171 198 184 178 183 198 217 231 239
частная 1216 1426 1731 2014 2147 2312 2510 2726 2957
прочие  формы 181 209 227 235 240 234 247 245 248

Информация о работе Предпринимательство: понятие, сущность и формы