Принципы финансового права

Автор: k****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 07:44, реферат

Описание работы

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 331.85 Кб (Скачать)

1.Понятие и предмет финансового права. 

Понятие финансового права 

Финансовое  право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и  связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.                                                                                        Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками: устойчивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е.под юрисдикцией права.

Финансовое  право имеет определенные закономерности, которые влияют на возникновение, функционирование или прекращение финансовых отношений. Некоторыми подобными закономерностями, например, являются следующие показатели финансовых отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства; изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования.

Посредством финансового права государство  воздействует на систему специфических  однородных общественных отношений, возникающих  относительно аккумулирования, распределения  и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, осуществления  финансового контроля, денежной эмиссии и привлечения к ответственности за совершение финансовых правонарушений.  

 С  помощью финансового права государство  реализует свою экономическую  функцию. Объективная необходимость  регулирования финансовых отношений существует в любом обществе, поскольку таким образом государство на основе специфических императивных средств получает возможность влияния (воздействия) на формирование имущественных отношений путем прямого или косвенного вмешательства. 

Финансовое право — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций. 
 
 

Предмет финансового права и его особенности 

Предмет финансового права можно определить  как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения. 

       
 

Основные  отличительные признаки отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования:

а) имеют  имущественный характер или обусловлены имущественным характером;  

 б)  направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;  

 в)  осуществляются при обязательном участии как воздействующего субъекта государства или муниципального образования в лице компетентных органов. 

Наиболее  полное представление о структуре предмета финансового права дает его классификация по различным основаниям.   

В зависимости от функций финансовой деятельности предмет финансового права образует отношения, складывающиеся в ходе:

  • аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды;
  • распределения государственных или муниципальных денежных средств;
  • использования государственных или муниципальных ресурсов;
  • осуществления финансового контроля; эмиссии денежных знаков.
 

В зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения:

  • бюджетные;
  • возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов;
  • по поводу образования государственных или муниципальных доходов;
  • по поводу осуществления государственных или муниципальных расходов;
  • складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений;
  • налоговые; кредитные; страховые;
  • относительно денежного обращения и расчетов;
  • возникающие в процессе валютного регулирования.

По экономическому критерию финансовые отношения подразделяются на: 

Финансовые - отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например: отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д.  

Нефинансовые - отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение (установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д.). Иными словами подобные отношения можно назвать неимущественными, но связанными с имущественными отношениями финансовой деятельности.  

По субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между:   

- Российской  Федерацией, субъектами РФ и муниципальными  образованиями в лице компетентных органов государственной власти или органов местного самоуправления по поводу распределения финансовых ресурсов государства;  

- финансовыми  и налоговыми органами, с одной  стороны, и юридическими и физическими  лицами, с другой стороны, относительно  выполнения финансовых обязательств перед государством или муниципальным образованием, а также относительно распределения между ними доходов и расходов;  

- государственными (муниципальными) финансово-кредитными  органами в сфере их финансовой  деятельности, а также между государственными (муниципальными) финансово-кредитными  органами и юридическими или  физическими лицами в связи с образованием и распределением кредитных ресурсов, централизованных страховых взносов и внесением платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды;  

- государственными  и муниципальными предприятиями,  организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой стороны, относительно собственных средств предприятий, учреждений, организаций и их распределением между отраслями народного хозяйства.   

 В  предмет финансового права входят  не все денежные отношения,  а только опосредующие процессы  образования, распределения и  использования государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах.   

 Параллельно  с финансовыми существуют целые группы денежных отношений, образующие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, денежные расчеты по договору купли-продажи между гражданами относятся к сфере гражданско-правового регулирования, взыскание административных штрафов — к сфере административного права, выплата пенсий — к сфере права социального обеспечения и т. д.  

 В  предмет финансового права входят  имущественные и связанные с  ними неимущественные отношения  в сфере публичной государственной или муниципальной финансовой деятельности, урегулированные нормами права, как правило, с помощью метода властных предписаний. 

  2. Методы финансового права. 

Понятие и особенности метода  финансового права 

Вторым  критерием для определения сущности финансового права в системе  российского права служит метод правового регулирования. Специфика предмета финансового права, обусловила особенности способов государственного воздействия на эту область государственной деятельности.  

 Методы  осуществления финансовой деятельности  являются важным составляющим  элементом финансового права,  поскольку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.  

Метод финансово-правового регулирования — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.   

 При  регулировании финансовых отношений  один и тот же правовой прием  применяется различными подотраслями и институтами финансового права.   

 Метод  финансового права это всегда  совокупность юридических приемов,  средств, способов, отражающих своеобразие  воздействия данной отрасли права на отношения финансовой сферы.  

 Методология  финансового права обусловлена  регулируемыми имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децентрализованных фондов денежных средств — бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий и т. д. 
 

Виды методов финансового права и их особенности

С учетом уровня, сферы, субъектов и других аспектов финансовой деятельности методы финансово-правового воздействия  на участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется  императивность, в другом — относительная  диспозитивность.  

Императивный метод воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы.   

 В  финансовом праве преобладает  метод императивного регулирования, которому характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом.   

 Императивный (властный) характер финансовой деятельности государства присущ в силу того, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.   

 Именно  выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.   

 Развитие  рыночной формы экономики и  федеративной формы государства  обусловливает применение согласительных  процедур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов Регулирования финансовых отношений и т. п.  

Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.   

 Диспозитивные  начала проявляются в межбюджетных  отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений.   

 Свидетельством  допустимости диспозитивности в  публичных отношениях могут служить  нормы БК РФ, допускающие возникновение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских правоотношений.   

 На  основании договора, заключенного  в соответствии с гражданским  законодательством РФ, предоставляются  бюджетный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 80 БК РФ).  

Информация о работе Принципы финансового права