Принципы развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития рыночной экономике большое развитие получил малое предпринимательство. В условиях постоянного прогресса любая фирма должна не только удерживать свои позиции на рынке, но и развиваться, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА – ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Предприятие как субъект рыночных отношений
1.2. Факторы, оказывающие влияние на развитие деятельности коммерческого предприятия
1.3. Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности фирмы
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИМИТРОВГРАДЕ
2.1. Развитие торговой сети в г. Димитровграде
2.2. Развитие предпринимательской фирмы ООО «Спорт»
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

Введение

    На  современном этапе развития рыночной экономике большое развитие получил  малое предпринимательство. В условиях постоянного прогресса любая  фирма должна не только удерживать свои позиции на рынке, но и развиваться, адаптироваться к изменяющимся условиям.

    Основной  принцип развития фирмы – переход  из исходного состояния, в котором  фирма находится в настоящий  момент, в новое состояние.

    В каком направлении развиваться? Можно выделить три основных этапа  направления развития фирм:

  1. Вертикальная интеграция – развитие за счет увеличения контроля над всем путем движения продукта или услуги (от добычи сырья до потребления готовой продукции).
  2. Горизонтальная диверсификация деятельности – это развитие за счет освоения соседних областей рынка (сопутствующие товары, расширение ассортимента продукции и услуг).
  3. Увеличение глубины рынка – развитие фирмы за счет придания продукции, услугам, менеджменту таких свойств и качеств, при которых потребитель приобретает товара или услуг больше, чем раньше.

    Однако  прежде чем выбирать какой-либо из путей развития фирмы необходимо понимать сущность понятия «фирма», изучить особенности ее функционирования и факторы, оказывающие непосредственное или опосредованное влияние на ее деятельность.

    Под фирмой имеется в виду объединение нескольких предприятий, представляющее юридически самостоятельный субъект предпринимательской деятельности.

    На  деятельность фирмы оказывают влияние  факторы внешней и внутренней среды. Поэтому необходимо учитывать  влияние этих факторов при разработке стратегии развития.

    Тема  моей курсовой работы – «Развитие  предпринимательской фирмы». Для  раскрытия данной темы я изучила  различные источники информации: теоретический материал следующих  авторов – Л.А. Брагина, А.У. Альбекова, Э.а. Арустамова и др., статьи в Интернете. Кроме того, в данной работе есть практическая часть, в которой проводилось собственное исследование развития торговой сети в Димитровграде, а также приведен пример развития предпринимательской деятельности конкретной фирмы ООО «Спорт».

    С подробностями данного исследования вы можете ознакомиться, изучив данную курсовую работу.

 

    ГЛАВА I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА – ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПОНЯТИЯ

    1.1. Предприятие как  субъект рыночных  отношений

    Диалектический  метод познания предполагает выделение  в объекте исследования — сфере обращения — первичного элемента. Его изучение позволяет, применяя метод научной абстракции, осмыслить логику развития всего объекта как составной части экономической системы. Таким первичным элементом можно считать торговое предприятие.

    Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

    Однако  в ст. 48 ГК РФ дано несколько иное определение самостоятельно хозяйствующего субъекта. Во-первых, под юридическим лицом «признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». А во-вторых, согласно ст. 50 ГК РФ «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)».

    Таким образом, юридически мы должны определять основное звено торговой отрасли  как организацию, но не как предприятие.

    Государственный стандарт определяет торговое предприятие как                  имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. К имущественному комплексу относят земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.

    Субъект торговли — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке. Различают предприятие розничной торговли и предприятие оптовой торговли.

    Предприятие розничной торговли — торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного и домашнего пользования. Предприятие оптовой торговли — торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

    В сфере обращения нередко пользуются термином «торговая фирма». Как правило, под фирмой имеется в виду объединение нескольких предприятий, представляющее юридически самостоятельный субъект предпринимательской деятельности.

    Современное понимание предпринимателя как  человека, «который затрачивает на это (создание чего-то нового, что обладает стоимостью) все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» (Р. Хизрич, М. Питере), прошло через длинный ряд исследований, раскрывающих и уточняющих отдельные функции и роль предпринимателя в процессе общественного воспроизводства (Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, Дж. Кларк, Й. Шумпетер, А. Хайек, М. Мескон и др.). [3. с. 110-113].

    Автор книги «Курс предпринимательства» А. Хоскинг относит к        предпринимателям лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением являются полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

    Обобщая позиции исследователей, к наиболее характерным чертам предпринимателя следует отнести:

    — инициативу соединения ресурсов земли, капиталов и труда в единый процесс производства товара или  услуги;

    — принятие на себя основных, но в первую очередь не рутинных решений в  процессе ведения бизнеса;

    — имманентную нацеленность на создание новых товаров, освоение новых технологий, внедрение новых форм организации бизнеса;

    — стремление к риску как неотъемлемому  элементу мироощущения.

    С понятием «предприниматель» тесно  связаны суть и содержание предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»1.

    Предпринимательская деятельность часто обозначается англоязычным термином «бизнес», который, по сути, является синонимом, но не всегда предполагает «пионерский», новаторский характер, присущий предпринимательству.

    С позиции общесистемного подхода  принципиальной особенностью предприятия торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматриваемой системы особых свойств:

    — непостоянства отдельных параметров и вероятностного характера ее поведения;

    — уникальности и неопределенности поведения  системы в конкретных условиях при одновременном наличии у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и структурными связями;

    — способности к самоорганизации, включающей возможность:

  1. Изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;
  2. Противостоять разрушающим систему тенденциям и генерировать тенденции, обеспечивающие развитие;
  3. Адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной среды;
  4. Формировать цели внутри системы.

    Приведенные свойства торгового предприятия  как системы, в основе менеджмента которой лежат принципы предпринимательства и самоорганизации, присущие рыночной модели функционирования экономики, позволяют либо достичь конечного результата (например, экономического развития), либо пройти через процесс самопроизвольной, но, как правило, объективной самоликвидации (например, банкротство).

    Названные свойства находят выражение в  процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия. С одной стороны, предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое.

    С другой стороны, предприятию торговли необходимо выйти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.

    Собственно, экономическое содержание торговой деятельности отражено в функциях торговли, поскольку обусловлено функциями  торговли как экономической категории. Основная функция — продажа (реализация) товаров потребителям сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную.

    Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет большое количество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест их производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров, формирует товарный ассортимент и др.

 

    1.2. Факторы, оказывающие  влияние на развитие  деятельности коммерческого  предприятия

     Хозяйственная деятельность торгового предприятия, представляющего собой экономическую систему, осуществляется под воздействием внутренней и внешней среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1. Предпринимательская  среда как система  отношений

    Внутренняя  среда определяется отношениями, связанными с согласованием экономических и социальных интересов, между собственниками предприятия, лицами, принимающими управленческие решения, и наемными работниками. Формируются эти отношения на фоне функционирования хозяйственного механизма в виде институциональной системы, включающей взаимосвязанные подсистемы, реализующей следующие функции:

  • управление технологией торгового процесса;
  • управление человеческими ресурсами;
  • управление обеспечением товарными и другими материально-техническими ресурсами;
  • управление финансами, включая финансовый учет;
  • управление маркетингом.

    Влияние внешней среды на деятельность предприятия проявляется в основном со стороны государства, потребителей, поставщиков товарных ресурсов, конкурентов.

    Государство воздействует на предприятие посредством налогов и налоговых льгот, различного рода законов, регламентирующих хозяйственную деятельность, определяя тарифы на продукцию естественных монополий, осуществляя государственные программы, и т.п.

    Потребители предъявляют требования к качеству, ассортименту товаров, к цене, формам обслуживания.

    Поставщики  влияют на финансовые результаты торговой организации возможностями товароснабжения, ценой, качеством товаров, сроками выполнения заказов.

Информация о работе Принципы развития предпринимательства